Подарок от минфина

Учет подарков и сувениров: Минфин всех запутал

Деятельность многих учреждений бюджетной сферы связана с проведением массовых или публичных мероприятий: спортивные соревнования, юбилейные торжества, конкурсы юных талантов, научные конференции и т.д. На таких мероприятиях его участникам и призерам вручаются памятные подарки и сувениры. Еще в прошлом году бухгалтерский учет подарков и сувениров не вызывал особых вопросов у бухгалтеров, но в 2019 году возникли проблемы. Найти оптимальное решение не помогли и разъяснения Минфина России.

Подарки и сувениры, которые распространяются учреждениями на массовых и публичных мероприятиях чаще всего содержат символику мероприятия или организатора: ручки, календари, брелки, блокноты и т.п. Для подтверждения факта проведения мероприятия в бухгалтерию может представляться фотоотчет. Соответственно в бухгалтерском учете отражаются хозяйственные операции по приобретению, оприходованию и списанию таких подарков и сувениров.

Еще в прошлом году такие объекты учета согласно пункту 345 Инструкции № 157н отражались на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры». А их приобретение производилось по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ и, затем они, как правило, сразу списывались на нужды учреждения.

Что интересно — в текущем году в порядке учета подарков и сувениров, предусмотренном Инструкцией № 157н ничего не изменилось. Но брожение умов вызвал приказ Минфина России от 29.11.2017 № 209н, вступивший в силу с 1 января 2019 года. Согласно этому приказу по подстатье 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ следует производить оплату договоров на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к материальным запасам однократного применения, в частности, и подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи (в том числе: поздравительных открыток и вкладышей к ним; приветственных адресов, почетных грамот, благодарственных писем, дипломов и удостоверений лауреатов конкурсов для награждения и тому подобное; цветов и т.п.). Но так как с применением КОСГУ 349 отражаются операции по балансовому счету 10500 «Материальные запасы», то, если следовать букве Приказа № 209н, всю сувенирную продукцию надо ставить на баланс. А это не всегда удобно и целесообразно! Кроме того, никто не отменял учета подарков и сувениров на забалансовом счете 07.

Активное обсуждение возникшей проблемы на портале Клерка велось с января по апрель. Одни участники обсуждения склонялись к целесообразности учета подарков в отдельных случаях на балансовом счете, других напрягал параллельный учет, как на балансе, так и за балансом. Высказывались предположения, что Минфин в Приказе № 209н просто ошибся и имел в виду совсем иное. В итоге многие решили вести учет одновременно как по балансовому счету 10500, так и по забалансовому 07 — во всяком случае, это удовлетворит как требованиям Приказа № 209н, так и положениям Инструкции № 157н.

— если сувениры и подарки поступают сначала на склад, то их нужно приходовать на 10536 349, а затем с момента выдачи со склада до момента вручения учитывать на забалансовом счете 07;

— а если сувениры и подарки приобретаются и сразу вручаются, то такие расходы надо сразу относить на счет 40120 272.

Логика в позиции Минфина есть, но его предложения, еще больше запутали бухгалтерское сообщество.

Во-первых, если подарки и сувениры подлежат учету на балансовом счете, значит ли это, что они являются активом согласно требованиям Федерального стандарта «Концептуальные основы», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2019 № 256н? Ведь в соответствии с пунктом 36 данного стандарта активом признается имущество, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод. А какие выгоды и потенциал ожидать от подарков и сувениров, раздаваемых детям, ветеранам или спортсменам? Поэтому учет таких предметов за пределами баланса, то есть на счете 07, согласно требованиям Инструкции № 157н выглядит более целесообразным.

Во-вторых, Приказ № 209н предполагает приобретение подарков и сувениров по КОСГУ 349, но Инструкция № 157н не содержит бухгалтерских записей, позволяющих произвести списание, минуя балансовый счет 10500, сразу на счет 40120 272. Очевидно, что до появления в Инструкции № 157н необходимых проводок, последовать совету Минфина не получится. Кроме того, при этом возникают сомнения в корректности формирования ряда показателей отчетности. Тем не менее, Минфин сообщил, что при подготовке очередных изменений в Инструкцию № 157н приведенный в письме порядок отражения в бухгалтерском учете сувениров будет уточнен.

Спустя месяц Минфин России предпринял еще одну попытку разъяснить свою позицию о приобретении подарков (сувенирной продукции), направив письмо от 26 апреля 2019 г. № 02-07-07/31230. В этом письме в целом повторяется смысл предыдущего письма от 14 марта. При этом уточняется, что подарки и сувенирная продукция, по мнению Минфина, являются материальными ценностями, которые следует учитывать на балансовом счете 10500 «Материальные запасы». Далее финансовое ведомство даже предполагает, что подарки и сувениры могут быть «реклассифицированы», то есть перестать быть таковыми. Наверное, это можно изобразить так: руководитель учреждения принял решение шариковые ручки и календари с логотипом учреждения не раздавать на праздниках, а отправить на нужды учреждения (раздать в подразделения). Но тут возникает вопрос с целевым использованием средств: ведь подарки и сувениры приобретаются за счет средств, выделенных непосредственно для проведения соответствующих мероприятий. Если сувенирку, например, раздать в подразделениях учреждения, то очевидно, что программа мероприятий не будет выполнена полностью!

В письме от 26 апреля 2019 г. № 02-07-07/31230 Минфин все же допускает списание подарков и сувениров сразу счет 040120272, но только в том случае, если порядок проведения торжественных и протокольных мероприятий, утвержденный субъектом учета, не предусматривает их хранение(на складах учреждения).Но для того, чтобы воспользоваться таким разъяснением Минфина в учреждении должно быть разработаны и утверждены:

— порядок проведения торжественных и протокольных мероприятий, которым НЕ предполагается хранение подарков и сувениров до момента их вручения;

— соответствующие положения в учетной политике.

При наличии этих локальных актов бухгалтера смогут сократить число учетных операций и немного облегчить себе работу. Но как уже было сказано выше, в Инструкции № 157н пока не содержится учетных операций, позволяющих списывать материальные запасы на счет 40120272, минуя счет 10500.

Из содержания упомянутых писем Минфина: финансовое ведомство настаивает на том, что подарки и сувениры — это материальные ценности, являющиеся активом, то есть обладающие полезным потенциалом и экономической выгодой. Тут намечается некоторая интрига, так как положения Гражданского кодекса, Налогового кодекса, федеральных стандартов учета не согласуются с такой позицией Минфина. Поэтому рекомендуем внимательно следить за развитием событий!

Банк России может возобновить закупки иностранной валюты для Минфина по бюджетному правилу с 15 января 2019 года, если ситуация на финансовых рынках не изменится, заявила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Окончательное решение примет совет директоров Банка России на заседании 14 декабря.

«При сохранении нынешней ситуации на финансовых рынках мы считаем возможным возоб?новление регулярных покупок в следующем году после новогодних праздников, 15 января», — сказала Набиуллина в ходе форума «ВТБ Капитала» «Россия зовет».

Из-за обвального падения рубля в конце августа и начале сентября ЦБ принял решение ввести мораторий на закупки валюты до конца 2018 года. Тогда российская валюта ослабла на фоне ожидания новых санкций США против России. В августе в конгресс был внесен законопроект, предполагающий запрет для американцев совершать операции с новым российским госдолгом и ограничения на долларовые операции для российских госбанков (Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка, Россельхозбанка, ВЭБа и Промсвязьбанка). В ноябре Bloomberg со ссылкой на американских сенаторов сообщил, что конгресс не успеет обсудить инициативу и провести голосование о новых санкциях против России до конца года.

Бюджетное правило предполагает, что нефтегазовые доходы, полученные бюджетом от превышения ценой на нефть уровня $40,8 за баррель, направляются на покупку валюты для формирования резервов. Механизм действует с февраля 2017 года, объемы планируемых закупок устанавливаются ежемесячно. Сейчас Минфин продолжает покупку валюты по этой схеме, но уже не на открытом рынке, а напрямую у регулятора. Так, с 8 ноября по 6 декабря министерство планирует приобрести валюту на 525,8 млрд руб. (каждый день — на 25 млрд руб.).

После возобновления регулярных покупок валюты на рынке ЦБ может начать и так называемые отложенные покупки, то есть покупки тех объемов валюты, которые не были приобретены во второй половине 2018 года из-за моратория. «Хотела бы подчеркнуть: если решение по отложенным покупкам будет принято, то мы будем их осуществлять очень плавно как минимум до 2021 года», — пояснила Набиуллина.

Объем отложенных покупок за период моратория составит около $30 млрд, говорится в обзоре «ВТБ Капитала». Таким образом, максимальное дополнение к регулярным закупкам валюты может составить $1,4 млрд в месяц, если ЦБ будет дозакупать валюту в течение 2019–2020 годов, рассчитали аналитики ВТБ.

Сигнал для рынка

Заявление Набиуллиной — это явный сигнал к возврату ЦБ на валютный рынок, считает макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов. «Правительству нужна живая валюта, а отсутствие покупок на открытом рынке не обеспечивает ее приток в резервы», — говорит Мурашов. Если против России будут введены новые санкции, которые вызовут волну распродаж на валютном и долговом рынке, то ЦБ приостановит закупки на время, как регулятор уже делал, и возобновит их позднее, отметил экономист.

Решение ЦБ заранее, до заседания по ставке, внести больше определенности по сроку начала операций по закупке валют крайне важно, полагает главный экономист по России «ВТБ Капитала» Александр Исаков. «Это серьезно сокращает для заинтересованных наблюдателей неопределенность. Мы уже сейчас можем посмотреть на реакцию рынка на решение, что облегчит совету директоров принятие решения по ставке», — подчеркивает Исаков. Если валютный рынок спокойно отреагирует на новость о возможном возобновлении закупок валют 15 января, то шансы, что ЦБ оставит ключевую ставку без изменения, будут велики, предсказывает экономист.

Рубль отреагировал на заявление Набиуллиной небольшим повышением в пределах 20–30 коп. к доллару и евро, а затем его курс немного скорректировался. Американская валюта подорожала на 15 коп., с 67,29 руб. на 12:05 мск до 67,44 руб. на 18:00 мск. Курс евро за то же время подрос на 14 коп., с 75,9 до 76,04 руб.

Смотрите так же:  Как оригинально преподнести подарок на юбилей

Валютный рынок не обманешь, возвращение ЦБ к закупкам валюты все равно окажет негативное влияние на рубль, уверен Станислав Мурашов. Какова бы ни была конъюнктура, сам факт возобновления будет сильно влиять на ослабление рубля — «плюс пять рублей как минимум». «Можно ожидать и большего ослабления», — допускает Мурашов. Факторов в пользу повышения ключевой ставки сейчас слишком ?много, и ЦБ придется ее повысить, считает Мурашов. «Я думаю, что у ЦБ был изначально план: мы продолжаем повышение ключевой ставки, но выходим на валютный рынок», — отмечает эксперт.

Впрочем, возобновления закупок валют может и не состояться, осторожен директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов. На решение ЦБ может повлиять саммит G20 в Аргентине на уровне глав государств, а также заседание стран ОПЕК+ (нефтяной картель плюс Россия), на котором планируется рассмотреть вопрос о продлении ограничения добычи нефти на 2019 год, указывает он. Кроме того, сохраняется угроза ужесточения санкций против России.

«Какие настроения будут на рынках к 14 декабря, сейчас загадывать сложно, если они резко ухудшатся, то я не думаю, что ЦБ будет еще больше дестабилизировать ситуацию и напоминать о возвращении на валютный рынок», — заключает Тремасов.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Минфина России от 26 апреля 2019 г. № 02-07-07/31230 “О применении подстатьи КОСГУ при отражении в бухгалтерском (бюджетном) учете операций, связанных с приобретением памятных подарков (сувенирной продукции), бланков строгой отчетности”

Министерство финансов Российской Федерации (далее — Минфин России) в связи с поступающими вопросами, а также в целях обеспечения единого подхода при отражении в бухгалтерском (бюджетном) учете операций, связанных с приобретением памятных подарков (сувенирной продукции), бланков строгой отчетности сообщает.

Согласно статье 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Единые требования к ведению бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства определены федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2019 N 256н (далее — СГС «Концептуальные основы»), и Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н).

В соответствии с Инструкцией N 157н бухгалтерский учет имущества, признаваемого в соответствии с положениями СГС «Концептуальные основы» активом, осуществляется методом двойной записи на взаимосвязанных балансовых счетах бухгалтерского учета, включенных в Рабочий план счетов субъекта учета.

В соответствии с пунктом 98 Инструкции N 157н в составе группы материальных запасов по соответствующим счетам аналитического учета счета 010500000 «Материальные запасы» учитываются материальные ценности, приобретенные (созданные) для использования (потребления) в процессе деятельности учреждения, в том числе поступившие на хранение, и в отношении которых определено материально-ответственное лицо.

К таким материальным ценностям относятся в частности ценные подарки, сувенирная продукция, иные материальные ценности, предназначенные для целей награждения (дарения), бланки строгой отчетности, приобретаемые учреждением в целях выполнения функциональной деятельности.

Объекты материальных запасов учитываются на соответствующих счетах Единого плана счетов по аналитическим группам синтетического счета объекта учета и соответствующим аналитическим кодам вида синтетического счета объекта учета (пункт 117 Инструкции N 157н).

В соответствии с пунктом 11.4.8 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2017 N 209н, расходы на приобретение (изготовление) подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи, иных материальных ценностей, приобретенных для целей награждения (дарения), (далее — ценные подарки (сувенирная продукция), бланков строгой отчетности относятся на подстатью КОСГУ 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения».

С учетом изложенного, материальные ценности в виде бланков строгой отчетности, ценных подарков (сувенирной продукции), приобретенные (созданные) для использования (потребления) в процессе деятельности учреждения и находящиеся в местах хранения (складах) у субъекта учета, подлежат отражению в бухгалтерском (бюджетном) учете на счете 010536349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения».

При этом с момента выдачи материальных ценностей в виде бланков строгой отчетности работнику (сотруднику) учреждения, ответственному за их оформление и (или) выдачу, указанные материальные ценности отражаются на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности» до момента предоставления им документа, подтверждающего их выдачу (уничтожение испорченных бланков).

В этом случае стоимость бланков строгой отчетности, выданных с мест хранения, следует одновременно отнести на расходы текущего финансового периода (по дебету счета 040120272 «Расходы материальных запасов текущего финансового года»).

В случае принятия решения комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов о списании бланков строгой отчетности в результате их порчи, хищения оформляется Акт о списании бланков строгой отчетности (ф. 0504816) в порядке, установленном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2019 N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению».

При этом в случае принятия решения о списании бланков строгой отчетности, находящихся на хранении (на складе) у субъекта учета, их стоимость относится на расходы текущего финансового периода (по дебету соответствующих счетов 040120172 «Доходы от операций с активами», 040120273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами»).

С момента выдачи с мест хранения (со склада) материальных ценностей в виде ценных подарков (сувенирной продукции) работнику (сотруднику) учреждения, ответственному за организацию протокольного (торжественного) мероприятия и (или) вручение ценных подарков (сувенирной продукции), указанные материальные ценности отражаются на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» до момента их передачи (вручения). По факту документального подтверждения выдачи ценных подарков (сувенирной продукции) их стоимость относится на расходы текущего финансового периода (по дебету счета 040120272 «Расходы материальных запасов текущего финансового года»).

По факту вручения ценных подарков (сувенирной продукции) в рамках протокольных и торжественных мероприятий, ответственным лицам за вручение ценных подарков (сувенирной продукции) необходимо обеспечить оформление документа о вручении.

Таким документом, по мнению Минфина России, подтверждающим вручение ценных подарков (сувенирной продукции) может быть акт о вручении, оформленный по форме и в порядке, установленном субъектом учета в рамках регламента по проведению протокольных и торжественных мероприятий и (или) в рамках формирования учетной политики субъекта учета.

При этом форма акта вручения, установленная субъектом учета, должна соответствовать обязательным требованиям к составу реквизитов с учетом допустимости отсутствия подписи лица, которому вручен подарок.

При изменении функционального назначения материальных ценностей в виде ценных подарков (сувенирной продукции), приобретенных для проведения торжественных и протокольных мероприятий и находящихся на хранении (на складе) у субъекта учета, в бухгалтерском (бюджетном) учете следует отразить реклассификацию указанных материальных ценностей (перевод объектов учета в иную группу и (или) категорию объектов бухгалтерского учета исходя из новых условий их использования субъектом учета).

В случае если порядок проведения торжественных и протокольных мероприятий, утвержденный субъектом учета, не предусматривает хранение (на складах учреждения) приобретаемых в целях награждения (дарения) ценных подарков (сувенирной продукции), в бухгалтерском бюджетном учете по факту одновременного представления работником (сотрудником) учреждения, ответственным за приобретение указанных материальных ценностей, а также за организацию протокольного (торжественного) мероприятия и (или) вручение ценных подарков (сувенирной продукции), документов, подтверждающих приобретение и вручение ценных подарков (сувенирной продукции), информация о таких материальных ценностях на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» не отражается. В этом случае стоимость подарков (сувенирной продукции) по факту поступления одномоментно относится на расходы текущего финансового периода (по дебету счета 040120272 «Расходы материальных запасов текущего финансового года»).

A.M. Лавров

Минфин указал, как в бюджетном учете отражать:

— ценные подарки, бланки строгой отчетности, которые учреждение приобретает для использования в деятельности;

— стоимость подарков и бланков и при их списании.

Также разъяснен порядок подтверждения вручения ценных подарков и учета операций при изменении функционального назначения материальных ценностей.

Новогоднее чудо от минфина РТ: подарок на 25 миллиардов

Ирек Файзуллин, Ленар Сафин и Марат Ахметов оказались лучшими лоббистами 2019 года

На состоявшемся накануне заседании парламента Татарстана стало известно, что республиканский бюджет-2019 за вчерашний день распух сразу аж на 25 млрд. рублей — до 168 млрд. рублей. Несмотря на продолжавшиеся весь год разговоры о стагнации экономики, ситуация с бюджетом оказалась значительно лучше, чем ожидалось. Удивительно, но в итоге с учетом поправок, которые постоянно вносились в течение года, бюджет от первоначальных параметров, которые закладывались изначально, вырос на треть или на 40 млрд. рублей. Редакция «БИЗНЕС Online» выяснила, какие госструктуры стали главными получателями дополнительных доходов.

Министр финансов Татарстана Радик Гайзатуллин озвучил предложения по изменению республиканского бюджета-2019

НОВОГОДНИЙ ПРЕЗЕНТ

Парламентарии Татарстана вчера провели крайне насыщенное заседание Госсовета РТ, последнее в этом году. Началось оно с прощания первого заместителя премьер-министра РТ Равиля Муратова, которого провожали почти овациями, вручением высшей республиканской награды — орденом «За заслуги перед Республикой Татарстан» и добрым смехом от вспомнившейся виновнику события пословицы: «Старый конь борозды не портит, но мелко пашет. А мелко пахать не хочется». После чего президент РТ Рустам Минниханов на должность первого замглавы правительства предложил руководителя исполкома Казани Алексея Песошина — и его кандидатуру поддержали. Об этом газета «БИЗНЕС Online» подробно писала вчера. Но на фоне сенсационной перестановки в тени осталась еще одна новость, связанная с традиционным предновогодним пересмотром бюджета уходящего года.

Министр финансов Татарстана Радик Гайзатуллин озвучил предложения по изменению республиканского бюджета-2019. Причем он, видимо, решил преподнести республике новогодний подарок и предложил увеличить доходы бюджета Татарстана сразу на 25,3 млрд. (!) рублей — до 168 млрд. рублей. Расходы — на 19,1 млрд. рублей — до 173,3 млрд. рублей. Дефицит таким образом уменьшится с 11,6 млрд. рублей до 5,4 млрд. рублей. От первоначальных параметров бюджета не осталось и следа. Год назад, в ноябре, Госсовет впервые принял бюджет-2019 в следующих параметрах — доходы 128,3 млрд. рублей, расходы 131 млрд. рублей, дефицит 3,1 млрд. рублей. Таким образом, получается, что в течение года бюджет распух на 40 млрд. рублей или почти на треть! Более того, половина роста пришлась под занавес года именно на вчерашнее заседание Госсовета. Действительно, новогодний подарок — и никакая волшебная палочка не нужна.

Смотрите так же:  Что подарить в реанимацию

Однако прежде чем проголосовать за него, депутаты решили задать Гайзатуллину вопросы. Коммунист Альберт Бикмуллин спросил, почему в 2019 году поступлений из федерального центра было меньше, чем в 2012-м. «Универсиада и строительство жилья ветеранам», — назвал Гайзатуллин два фактора успешного прошлого года, которых практически не было в этом. И добавил, что Татарстан в бюджеты всех уровней заплатил 713 млрд. рублей.

На вопрос Татьяны Водопьяновой из «Единой России» о зарплатах бюджетникам министр ответил, что в этом году дополнительно на заработную плату выделено 16 млрд. рублей, в том числе за счет федерального центра 3,7 млрд. рублей.

— В 2012 году мы получили налог на прибыль в сумме 59,5 миллиардов рублей. Это больше поступлений текущего года на 9,6 миллиарда, хотя вы в ожидаемых прогнозах увеличили поступление налога примерно на 5 миллиардов. Просьба пояснить причины этого отставания, в том числе от каких предприятий и отраслей идет снижение по сравнению с прошлым годом, — спросил Леонид Иванов из фракции КПРФ.

— Это нефтянка, — ответил министр. — «Татнефть» и малые нефтяные компании по сравнению с прошлым годом заплатили меньше — порядка 4,2 миллиарда рублей из общей суммы. Нефтехимический комплекс — «Нижнекамскнефтехим» дал порядка 1,8 млрд. рублей. Хочу подчеркнуть, здесь есть объективные причины. Во-первых, ценовой фактор сильно влиял, особенно на каучуки, если говорить о нефтехимической продукции. Цена на нефть была ниже по сравнению с прошлым годом, плюс изменение налогового законодательства.

ИРЕК ФАЙЗУЛЛИН КАК ГЛАВНЫЙ ПОЛУЧАТЕЛЬ ФИНАНСОВЫХ ДОХОДОВ

Впрочем, из вопросов-ответов на заседании Госсовета было сложно понять, что за новогодний подарок Татарстану свалился в 25,3 млрд. рублей. Поэтому мы внимательно изучили измененный бюджет.

Во-первых, сказалась осторожность в прогнозах в отношении различных налогов. Экономика, видимо, не ушла так глубоко вниз, как предполагали в правительстве год назад, и вчера налоговые и неналоговые доходы Гайзатуллин предложил увеличить сразу на 10,4 млрд. рублей. Из них налог на прибыль предлагалось увеличить почти на 5 млрд. рублей, поступления с акцизов на алкоголь — на 1,3 млрд. рублей, еще на миллиард было предложено увеличить транспортный налог, налог на имущество организаций — на 850 млн. рублей.

Во-вторых, еще 15 млрд. рублей пришлись на поступления из федерального бюджета. Из них в свою очередь более 4 млрд. рублей — это компенсация затрат на строительство футбольного стадиона. Чуть менее четырех миллиардов — поддержка сельского хозяйства. Около двух миллиардов — сбалансированность бюджетов в связи с путинскими указами. Еще около миллиарда — господдержка малого и среднего бизнеса.

На что предлагается направить эти дополнительные доходы? 6,2 млрд. рублей минфин предложил выделить на уменьшение дефицита, остальная дыра будет «замазана» за счет остатка на начало года. Кроме того, определенные средства были направлены в уставный капитал ряда предприятий. Так, 77 млн. рублей получил недавно созданный инжиниринговый центр «КАИ-Лазер», еще 49 млн. — «Региональный центр инжиниринга в сфере химических технологий, а 31 млн. — Центр медицинской науки. 180 млн. рублей получило ОАО «Татагролизинг» — на приобретение сельскохозяйственной техники.

Газета «БИЗНЕС Online» проанализировала бюджет после изменений и выявила те министерства и ведомства, которые получат наибольший плюс в результате вчерашнего пересмотра бюджета.

Безусловным л идером стал минстрой, бюджет которого увеличится сразу на 12 млрд. рублей — до 32 млрд. рублей. Многие из имеющихся статей получили рост, некоторые и вовсе добавились, как, например, софинансирование объектов капитального строительства собственности муниципальных образований — 440 млн. рублей, программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности. » — еще почти 300 млн. рублей. Почти миллиард прибавился на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

На втором месте — республиканский минтранс, бюджет которого вырос на 6 млрд. рублей — до почти 21 млрд. рублей. За счет, например, появления такой федеральной программы, как «Развитие транспортной системы России», по которой он получит 640 млн. рублей.

На третьем — минсельхоз. Марат Ахметов получил прибавку в 5,4 млрд. рублей — до 18,7 млрд. рублей. Около четырех миллиардов — это та самая поддержка из федерального центра.

Еще можно выделить Азата Хамаева и возглавляемое им министерство земельных и имущественных отношений, бюджет которого вырос более, чем в два раза, правда, относительные суммы все же меньше, чем у лидеров — с 836 млн. рублей до 1,7 млрд. рублей. Добавили 50 млн. рублей академии наук Татарстана, 15 млн. рублей (то есть ровно половину) Линару Якупову и агентству инвестиционного развития. Теперь его бюджет равен 48 млн. рублей.

Есть министерства, которые, наоборот, сокращают свои бюджеты, подводя под реальные затраты. Антилидером тут стал минтруд, который больше всех — почти на 5 млрд. рублей — сократил свой бюджет. Если ранее он должен был получить 25 млрд. рублей, то в итоговой версии бюджета значится цифра в 20 млрд. рублей. Сокращение произошло за счет такой статьи, как «Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». По ней было заложено 4 млрд. рублей, а в итоге выплачено в два раза меньше — лишь 2 млрд. рублей. Из бюджета министерства исчезла такая графа, как «Начальное профессиональное образование», по которой был заложен 471 млн. рублей, и «Среднее профессиональное образование» с 2 млрд. рублей.

Депутаты проголосовали за измененный бюджет-2019 и пригласили за трибуну министра экономики РТ Мидхата Шагиахметова.

ПРОГРАММА — САМА ПО СЕБЕ, ЭКОНОМИКА — САМА ПО СЕБЕ

Министр предложил депутатам внести изменения в программу социально-экономического развития РТ на 2011 — 2019 годы (с предлагаемыми новшествами можно познакомится здесь). Согласно программе, к 2019 году, среди прочего, будут созданы единая электронная база данных объектов общественной инфраструктуры, электронная база с описанием характеристик земельных участков. Будет разработана концепция развития промышленных площадок в районах РТ, разработаны меры по привлечению высококвалифицированных специалистов в приоритетные отрасли экономики и проче.

Впрочем, депутатов такие хотя и правильные, но несколько абстрактные формулировки смутили.

Коммунист из Челнов Иванов, взяв слово, сначала обратился сначала к президиуму Госсовета — данную программу приняли еще в 2011 году, а сейчас почти 2019-й. Не пора ли заслушать отчет?

— Все мы знаем ситуацию: экономика развивается все хуже и хуже. То, что президент возобновил работу экономического совета, говорит о том, что программа не работает. Результаты работы показывают, что программа сама — по себе, экономика республики — сама по себе, — заявил Иванов.

И спросил уже у министра:

— Как пункты, которые вы озвучили, повлияют на экономику Татарстана в следующем году? У меня большое сомнение, что то, что мы будем принимать, позволит экономике Татарстана развиваться лучше

— С вашим тезисом о том, что программа — сама по себе, а экономика — сама по себе, я категорически не согласен, — заявил Шагиахметов, после чего он пространно стал объяснять, что если бы не программа, то ситуация в экономике была бы хуже. — А то, что сегодня возобновлена работа экономического совета, то он направлен на меры оперативного регулирования.

— Как бы вы прокомментировали слова одного из руководителей общественных структур предпринимателей, в конференции которой вы тоже принимали участие, о том, что протокол встреч с президентом РТ по решениям проблем предпринимателей до сих пор не выполнен? — витиевато спросил Хайруллин, очевидно, имея в виду состоявшуюся на днях конференцию, организованную минэкономики и ассоциацией предприятий малого и среднего бизнеса РТ (соорганизаторами были ТПП РТ и Общественная палата РТ).

— Все те решения, которые были приняты с предпринимательским сообществом, находятся на контроле, и в основном все решения исполняются, — заявил Шагиахметов, после чего добавил, что действительно, есть вопросы, «которые требуют детального подхода», но «есть движение вперед», и минэкономики «активно контактирует с предпринимательским сообществом».

Тут уже спросил главный коммунист Татарстана Хафиз Миргалимов — на развитие малого и среднего бизнеса в Татарстане выделяется 2 млрд. рублей. А, например, в Ростовской области на 800 млн. рублей доля малого и среднего бизнеса больше. Почему? Шагиахметов признался — той отдачи, которую хотели бы видеть, нет. А что касается доли малого бизнеса, то тут большое значение имеет структура экономики региона. В общем, смотря как считать.

Как менялся бюджет Татарстана на 2019 год?

Бюджет-2019 (на ноябрь 2012) Бюджет-2019 (на июнь 2019) Бюджет-2019 (на декабрь 2019)
Доходы 128,3 млрд. рублей 142,6 млрд. рублей 168 млрд. рублей
Расходы 131 млрд. рублей 154,2 млрд. рублей 173,3 млрд. рублей
Дефицит 3,1 млрд. рублей 11,5 млрд. рублей 5,4 млрд. рублей

НИЗКИЕ ТЕМПЫ РОСТА ЭКОНОМИКИ НИКОГО НЕ ДОЛЖНЫ СИЛЬНО ОГОРЧАТЬ

Вставший за трибуну председатель комитета по экономике и предпринимательству Марат Галеев программу с некоторыми оговорками защитил.

— Низкие темпы роста экономики никого не должны сильно огорчать, потому что идет серьезное накопление новых технологий, — считает он. — И сейчас для республики важнее всего задать вектор инновационного развития, и эти мероприятия в предшествующие годы в программе предусмотрены и они реализуются. Нельзя не замечать, что в этом году в РТ открылся целый ряд принципиально новых предприятий.

Галеев в качестве примера привел производство светодиодных светильников, производство сапфиров, рассказал о новой кабине КАМАЗа и программе лин-менеджмента.

Хайруллин за трибуной напомнил, что сначала вопросами поддержки МСБ занималось министерство экономики и промышленности, затем их передали в агентство по развитию предпринимательства, потом комитету по развитию предпринимательства, затем агентству инвестиционного развития, после чего вновь министерству экономики. Между тем, как Хайруллин подсчитал, сегодня в Татарстане работает ровно 10 различных структур, в целях и задачах которых так или иначе стоит помочь малому бизнесу: от Торгово-промышленной палаты до гильдии предпринимателей. Однако, «чтобы они сами брали на себя ответственность — такого нет». Постоянно ставится вопрос, что нужно взаимодействовать (а нужно ли?). В итоге Хайруллин предложил поднять статус координационного совета по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства РТ (его председателем является Павел Сигал), чтобы он уже был не как экспертная площадка, а как некий межведомственный орган.

После всех выступлений Мухаметшин уточнил у Шагиахметова: правительство берет на себя ответственность рекомендовать изменения сразу в первом и третьем чтениях? Может быть, дать время на доработку? Министр ответил, что программу надо поскорее принять, и пообещал на заседаниях Госсовета докладывать о результатах действия программы, например, о доле малого бизнеса.

Впрочем, тут уж, действительно, как считать.

Налог при дарении — основная информация

Согласно налоговому законодательству налог при получении подарка НЕ платится в следующих случаях:

Пример: На день рождения гости подарили Семенову И.П. 60 тыс. рублей. Так как подарок в виде денежных средств от других лиц не облагается налогом, то Семенову И.П. не нужно ни декларировать этот доход, ни платить с него налог.

Пример: Столбова И.Б. по договору дарения получила от матери Терехиной М.С. квартиру. Так как родители и дети являются близкими родственниками, то Столбовой И.Б. не нужно подавать в налоговую декларацию 3-НДФЛ и платить налог на доходы от подарка.

Более подробную информацию о налогообложении при дарении между родственниками Вы можете прочитать в нашей статье: Налог при дарении имущества между родственниками.

В общем случае подарки признаются натуральным доходом и, если доход явно не освобожден от налогообложения (мы описали эти случаи выше), то Вы должны его задекларировать и заплатить налог (п. 1 ст. 210 НК РФ, ст. 41 НК РФ).

Соответственно, если человек, невходящий в список близких родственников, подарил Вам недвижимость, транспорт, акции или долю в организации, то Вы обязаны подать в налоговый орган декларацию по форме 3-НДФЛ и заплатить налог в размере 13% от стоимости подарка (п. 1 ст. 210 НК РФ, Письмо Минфина России от 05.08.2019 № 03-04-05/38547).

Пример: В 2018 году друг подарил Бочковой Т.М. автомобиль стоимостью 300 тыс. руб. Так как подарки от друзей не освобождены от налога, то Бочкова Т.М. по окончании 2018 года (до 30 апреля 2019 года) должна будет подать в налоговую инспекцию декларацию 3-НДФЛ и заплатить налог в размере 13% от стоимости подарка (300 000 х 13% = 39 тыс. руб.) до 15 июля 2019 года.

Пример: В 2018 году племянник подарил Славину Д.Б. квартиру стоимостью 2 млн. руб. Согласно п. 18.1 ст. 217 НК РФ племянник не является близким родственником, поэтому Славин Д.Б. по окончании 2018 года (до 30 апреля 2019 года) должен подать в налоговую инспекцию декларацию 3-НДФЛ и до 15 июля 2019 года заплатить налог в размере 13% от стоимости подарка (2 000 000 х 13% = 260 тыс. руб.).

Также с подарка должен быть удержан налог 13% в случае, если он получен от организации (при этом подарок может быть в любой форме, даже денежной), и его стоимость превышает 4000 рублей. Мы не будем подробно останавливаться на этом, так как в большинстве случаев организация сама удерживает налог с подарка и отчитывается в налоговый орган (то есть обязанности уплаты налога и подачи декларации у Вас не возникает).

Сроки подачи налоговой декларации и уплаты налога

Декларацию 3-НДФЛ необходимо подать в налоговую инспекцию по месту основной регистрации (прописки) в срок не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения подарка (дохода) (п. 3 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ).

Пример: В 2017 году Сычев И.А. получил в подарок от племянницы комнату. Так как племянница, согласно п. 18.1 ст. 217 НК РФ, не является близкой родственницей, то Сычев И.А. подал декларацию 3-НДФЛ в налоговый орган до 30 апреля 2018 года и заплатил налог на доходы в размере 13% от стоимости комнаты до 15 июля 2018 года.

Узнать об ответственности и штрафах за непредставление или несвоевременную подачу декларации 3-НДФЛ, а также неуплату налога Вы можете в нашей статье: Штрафы за задержку/непредставление декларации 3-НДФЛ или неуплату налога.

Как определить стоимость подарка и размер налога?
  • Как подготовить и подать налоговую декларацию 3-НДФЛ?
  • При получении имущества или денежных средств в дар от другого человека часто возникает вопрос – является ли подарок доходом, и нужно ли платить с подарка налог на доходы в размере 13%? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как это зависит от объекта дарения, взаимосвязи дарителя и одаряемого и некоторых других аспектов.

    В данной статье мы рассмотрим в подробностях вопросы налогообложения подарков.

    Даритель никогда не платит налога

    Если Вы подарили имущество или денежные средства, а не получили их в дар, то у Вас ни при каких обстоятельствах не возникает обязанности подавать декларацию и платить налог (так как в процессе дарения никакого дохода Вы не получаете).

    Встречаются ситуации, когда налоговый орган присылает письмо дарителю, требуя задекларировать доход и уплатить налог. При получении такого письма не стоит беспокоиться — налоговый орган иногда получает только данные об отчуждении имущества, предполагая при этом, что была совершена продажа, и Вы получили доход. Вы можете написать в налоговой орган объяснительную записку и приложить к ней копию договора дарения (или просто проигнорировать письмо налоговой службы).

    Пример объяснительного письма Вы можете скачать здесь: Пример объяснительного письма о дарении недвижимости.

    В дальнейшем в этой статье мы будем рассматривать только ситуации, когда Вы получили в дар имущество или денежные средства.

    Когда не нужно платить налог при дарении?

    1) Если Вы получили от другого человека в подарок деньги или имущество, неотносящиеся к недвижимости, транспорту, акциям/долям/паям (абз. 1 п. 18.1 ст. 217 НК РФ).

    2) Если Вы получили имущество в дар от члена семьи или близкого родственника (абз. 2 п. 18.1 ст. 217 НК РФ, Письмо Минфина России от 01.06.2019 №03-04-05/31613).

    В соответствии с налоговым законодательством (абз. 2 п. 18.1 ст. 217 НК РФ) такими родственниками признаются: супруги, родители и дети (в том числе усыновители и усыновленные), дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры. Любое имущество (включая недвижимость), полученное в подарок от этих лиц не облагается налогом.

    Пример: Осина М.З. получила в подарок от дедушки Осина П.Л. автомобиль. Так как согласно п. 18.1 ст. 217 НК РФ дедушка и внучка являются близкими родственниками, то Осиной М.З. не нужно декларировать получение в дар автомобиля и платить налог на доходы.

    При получении в подарок недвижимости (транспортных средств, акций, долей) от родственника или члена семьи, невходящего в вышеуказанный список, Вы должны будете задекларировать доход и уплатить налог на доходы.

    Пример: Берестов Г.П. получил от своей тети в подарок квартиру. Так как тетя, согласно п. 18.1 ст. 217 НК РФ, не относится к близким родственникам, то Берестов Г.П. должен подать декларацию 3-НДФЛ в налоговую инспекцию и заплатить налог в размере 13% от стоимости квартиры.

    Когда нужно платить налог с подарка?

    Если по итогам декларации Вы должны заплатить налог, то сделать это нужно не позднее 15 июля года, следующего за годом получения подарка (дохода).

    Как определить стоимость подарка и размер налога?

    Закономерным является вопрос, как определить стоимость подарка, а, соответственно, и сумму, с которой нужно платить налог на доходы?

    Наиболее простым случаем является ситуация, когда стоимость подарка определена в договоре, в этом случае она и может использоваться как размер дохода.

    Пример: В 2018 Дмитров Ф.М. по договору дарения получил от дяди квартиру. При этом в договоре дарения указана цена квартиры в размере 1,5 млн. руб. Соответственно, по окончании 2018 года (до 30 апреля 2019) Дмитров Ф.М. должен подать декларацию 3-НДФЛ в налоговой орган, в которой будет указан доход от подарка в размере 1.5 млн. руб. Также до 15 июля 2019 года Дмитров должен будет уплатить налог на доходы в размере: 1 500 000 х 13% = 195 000 руб.

    Однако, стоит отметить, что если стоимость в договоре будет «слишком занижена», то налоговые инспекторы смогут потребовать уплатить НДФЛ, исходя из рыночной стоимости недвижимости. Эта позиция в частности подкрепляется письмами Минфина России, в которых указывается, что в отношении дарения недвижимости между лицами, неявляющимися близкими родственниками, в целях налогообложения величину дохода можно брать из договора, только если она соответствует рыночной стоимости недвижимости (Письма Минфина России от 15.10.2019 №03-04-05/59154, от 08.05.2019 № 03-04-05/21903, от 30.04.2019 №03-04-05/20685).

    Пример: Дядя подарил своему племеннику Кислову С.М. квартиру в центре Москвы, указав стоимость квартиры в договоре дарения 100 тыс. руб. Если Кислов С.М. подаст декларацию с указанием дохода 100 тыс. руб., то с большой вероятностью налоговая инспекция оспорит размер дохода и попросит уплатить налог в размере 13% от рыночной стоимости квартиры.

    В случае, если в договоре дарения не указана стоимость подарка, то величина дохода должна определяться рыночной стоимостью полученного дара.

    При определении стоимости жилья налоговая инспекция чаще всего требует исходить из кадастровой стоимости жилья. Однако, стоит отметить, что в налоговом законодательстве не определен однозначный порядок определения рыночной стоимости, и если Вы не согласны с кадастровой стоимостью, то Вы можете заявить другую сумму (однако, в этом случае будьте готовы отстоять свою позицию перед налоговыми органами).

    Узнать кадастровую стоимость жилья можно в кадастровом паспорте объекта, а также обратившись в Росреестр или в Федеральную Службу Кадастра и Картографии (Кадастровую палату).

    Пример: В 2018 году Голубева Д.К. получила по договору дарения комнату от свекрови. Так как свекровь согласно Налоговому кодексу РФ, не является близкой родственницей, Голубева Д.К. должна уплатить налог на доходы в размере 13% от стоимости комнаты.
    Обратившись в Росреестр Голубева Д.К. узнала кадастровую стоимость комнаты (350 тыс. руб.). По окончании 2018 года (до 30 апреля 2019 года) Голубева Д.К. должна подать в налоговый орган декларацию, в которой укажет свой доход от подарка 350 тыс. руб. Заплатить налог на доходы в размере 45 500 руб. (350 000 руб. х 13%) она должна будет до 15 июля 2019 года.

    Как подготовить и подать налоговую декларацию 3-НДФЛ?

    Вы можете заполнить декларацию 3-НДФЛ, используя бланк декларации (см. Формы и Бланки). Образцы заполнения декларации Вы можете скачать здесь: Образцы заполнения 3-НДФЛ при дарении.

    После заполнения Вы должны подать декларацию 3-НДФЛ в налоговый орган по месту Вашей постоянной регистрации. Сделать это можно лично в налоговом органе или отправить декларацию по почте ценным письмом с описью вложения (более подробная информация представлена в нашей статье: Как и куда подать декларацию 3-НДФЛ?).

    Смотрите так же:  Белая орхидея в подарок

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    Похожие статьи:

    Что подарить на юбилей маме 55 лет

    Свежие 49 идей что подарить Маме на 55 лет и +8 подарков и Советы Сколько бы ни было лет маме, данный показатель никак не влияет на ее значимость в нашей

    Что подарить человеку уезжающему за границу

    Вся наша жизнь состоит из встреч и расставаний. Это могут быть недолгие командировки, путешествия в дальние страны, служба в армии, обучение в другом городе, смена места жительства. Несмотря на разность

    Спиртное в подарок мужчине

    Какой алкоголь не стыдно подарить — 13 советов сомелье Презентовать алкоголь в качестве подарка в наше время является нормой. Если заглянуть в историю, то вино появилось еще на заре цивилизации