Меню

Подарок паустовский картинка

Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось. Зима у нас длинная, затяжная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы.

Однажды Ваня принес маленькую, выкопанную с корнем березу. Корни он обложил сырым мхом и обернул рогожей.

– Это вам, – сказал он и покраснел. – Подарок. Посадите ее в деревянную кадку и поставьте в теплой комнате – она всю зиму будет зеленая.

– Зачем ты ее выкопал, чудак? – спросил Рувим.

двухлетки растут, как трава, – проходу от них нет никакого. Выкопай и отнеси Руму Исаевичу (так дед называл Рувима.) Он о лете беспокоится, вот и будет ему на студеную зиму летняя память. Оно, конечно, весело поглядеть на зеленый лист, когда на дворе снег валит как из мешка».

Я оделся и вышел в сад. Резкий воздух обмыл лицо холодной водой – сон сразу прошел. Разгорался рассвет. Синева на востоке сменилась багровой мглой, похожей на дым пожара. Мгла эта светлела, делалась прозрачнее, сквозь нее уже были видны далекие и нежные страны золотых и розовых облаков.

Ветра не было, но в саду все падали и падали листья.

Я вернулся в комнаты: в них было тепло, сонно. В бледном свете зари стояла в кадке маленькая береза, и я вдруг заметил – почти вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу.

Ваня Малявин, Рувим и все мы были огорчены. Мы уже свыклись с мыслью, что в зимние снежные дни береза будет зеленеть в комнатах, освещенных белым солнцем и багровым пламенем веселых печей. Последняя память о лете исчезла.

– Это закон, – сказал он. – Закон природы. Если бы деревья не сбрасывали на зиму листья, они бы погибали от многих вещей – от тяжести снега, который нарастал бы на листьях и ломал самые толстые ветки, и от того, что к осени в листве накапливалось бы много вредных для дерева солей, и, наконец, от того, что листья продолжали бы и среди зимы испарять влагу, а мерзлая земля не давала бы ее корням дерева, и дерево неизбежно погибло бы от зимней засухи, от жажды.

– Может, может! – передразнил его дед. – А ты этот электрический ток видал? Как же ты его видал, когда он видимости из имеет, вроде как воздух? Ты про березу слушай. Промеж людей есть дружба или нет? То-то, что есть. А люди заносятся. Думают, что дружба им одним дадена, чванятся перед всяким живым существом. А дружба – она, брат, кругом, куда ни глянешь. Уж что говорить, корова с коровой дружит и зяблик с зябликом. Убей журавля, так журавлиха исчахнет, исплачется, места себе не найдет. И у всякой травы и дерева тоже, надо быть, дружба иногда бывает. Как же твоей березе не облететь, когда все ее товарки в лесах облетели? Какими глазами она весной на них взглянет, что скажет, когда они зимой исстрадались, а она грелась у печки, в тепле, да в сытости, да в чистоте? Тоже совесть надо иметь.

– Ослаб? – спросил он язвительно. – Сдаешься? Ты со мной не заводись, – бесполезное дело.

Березу мы высадили в сад, под забор, а ее желтые листья собрали и засушили между страниц «Вокруг света».

Этим и кончилась наша попытка сохранить зимой память о лете.

Рассказ «Подарок» К. Г. Паустовский

Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось. Зима у нас длинная, затяжная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы.

Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати. Он часто приходил к нам в деревню из дедовской сторожки с Урженского озера и приносил то кошелку белых грибов, то решето брусники, а то прибегал просто так – погостить у нас, послушать разговоры и почитать журнал «Вокруг света».

Толстые переплетенные тома этого журнала валялись в чулане вместе с веслами, фонарями и старым ульем. Улей был выкрашен белой клеевой краской. Она отваливалась от сухого дерева большими кусками, и Дерево под краской пахло старым воском.

– Вы же говорили, что вам жалко лета, – ответил Ваня. – Дед меня и надоумил. «Сбегай, говорит, на прошлогоднюю гарь, там березы-

– Я не только о лете, я еще больше об осени жалею, – сказал Рувим и потрогал тоненькие листья березы.

Мы принесли из сарая ящик, насыпали его доверху землей и пересадили в него маленькую березу. Ящик поставили в самой светлой и теплой комнате у окна, и через день опустившиеся ветки березы поднялись, вся она повеселела, и даже листья у нее уже шумели, когда сквозной ветер врывался в комнату и в сердцах хлопал дверью.

В саду поселилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными л живыми. Горели темным пурпуром клены, порозовел бересклет, ссыхался дикий виноград на беседке. Даже кое-где на березах в саду появились желтые пряди, как первая седина у еще нестарого человека. Но береза в комнате, казалось, все молодела. Мы не замечали у нее никаких признаков увядания.

Как-то ночью пришел первый заморозок. Он надышал холодом на стекла в доме, и они запотели, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. Одни только звезды как будто обрадовались первому морозу и сверкали гораздо ярче, чем в теплые летние ночи. В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука – пастуший рожок пел в темноте. За окнами едва заметно голубела заря.

Березы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частым и печальным дождем.

Комнатная теплота не спасла березу. Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих взрослых подруг, осыпавшихся в холодных лесах, рощах, на сырых по осени просторных полянах.

Знакомый лесничий усмехнулся, когда мы рассказали ему о своей попытке спасти зеленую листву на березе.

А дед Митрий, по прозвищу «Десять процентов», узнав об этой маленькой истории с березой, истолковал ее по-своему.

– Ты, милок, – сказал он Рувиму, – поживи с мое, тогда и спорь. А то ты со мной все споришь, а видать, что умом пораскинуть у тебя еще времени не хватило. Нам, старым, думать способнее. У нас заботы мало – вот и прикидываем, что к чему на земле притесано и какое имеет объяснение. Взять, скажем, эту березу. Ты мне про лесничего не говори, я наперед знаю все, что он скажет. Лесничий мужи:; хитрый, он когда в Москве жил, так, говорят, на электрическом току пищу себе готовил. Может это быть пли нет?

– Может, – ответил Рувим.

– Ну, это ты, дед, загнул, – сказал Рувим. – С тобой не столкуешься. Дед захихикал.

Дед ушел, постукивая палкой, очень довольный, уверенный в том, что победил в этом споре нас всех и заодно с нами и лесничего.

Урок чтения рассказа К.Г.Паустовского «Кот-ворюга» с использованием справочных материалов

Цель: Развитие умения высказывать свое отношение к прочитанному и аргументировано доказывать свое мнение.

Задачи:

  • развивать представление о композиции рассказа, об идее художественного произведения;
  • о слове как средстве создания художественного образа;
  • способствовать развитию читательского интереса;
  • формировать систему читательских умений (анализ произведения, рисунок)
  • учить определять нравственную проблему, поставленную автором в рассказе (борьбы добра и зла); воспитывать гуманное отношение к животным;
  • формировать навыки учебного общения и сотрудничества в коллективе.
  • Планируемые результаты:

    Личностные действия:

    • умение выказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;
    • умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.
    • Познавательные действия:

      • читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;
      • находить в тексте ответ на заданный вопрос;
      • осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;
      • подбирать слова-определения для характеристики героев;
      • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
      • Регулятивные действия:

        • принимать алгоритм выполнения учебной задачи;
        • выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их;
        • оценивать результаты, работы, организовывать самопроверку;
        • самостоятельно работать с учебником;
        • Коммуникативные действия:

          • реализовывать потребность в общении со сверстниками;
          • эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;
          • понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;
          • высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
          • ориентироваться в нравственном содержании понятий: доброта, доброе отношение.
          • Оборудование. Учебник “Литературное чтение. 3 класс. Ч.1” (Э.Э. Кац); иллюстрации к рассказам “Кот Ворюга”; рабочий лист к уроку (Приложение 1); сердечки для проведения рефлексии; словарь русского языка (Ожегов С.И.)

            Ход урока

            1. Формулирование темы и цели урока.

            — Урок литературного чтения. Проверим, насколько вы были внимательны на предыдущих уроках чтения.

            — Выполним 1-е задание. Прочитайте его.

            Д: Рассмотри обложки книг, которые нарисовал художник. Подумай, как с их помощью определить фамилию автора?

            Д: На доске я вижу обложку книги К. Паустовского “Барсучий нос” и обложку книги К. Паустовского “Подарок”, значит, сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением К.Г. Паустовского.

            У: Назовите первую часть темы урока.

            У: Впишите фамилию автора в верхний прямоугольник.

            К.Г. Паустовский

            У: Чтобы определить вторую часть темы урока, выполним 2-е задание.

            У: Впишите название произведения в нижний прямоугольник.

            К.Г. Паустовский
            “КОТ ВОРЮГА”

            У: Назовите тему урока полностью.

            Д: Тема урока: “Константин Георгиевич Паустовский и его произведение “КОТ ВОРЮГА”.

            У: Отталкиваясь от темы урока, используя опорные слова, поставьте цель на урок.

            Цель:

            • расширить знания о Ж и Т . . ;
            • познакомиться с произведением . . “ . . ”;
            • учиться . . “ . . ”.

            Учащиеся отвечают:

            • Расширить знания о жизни и творчестве Константина Георгиевича Паустовского;
            • Познакомиться с произведением К.Г. Паустовского “КОТ ВОРЮГА”;
            • Учиться читать и анализировать произведение К.Г. Паустовского “КОТ ВОРЮГА”.

            2. Подготовительная работа.

            Учитель открывает на доске портрет писателя.

            У: Начнем работу над первой частью цели урока.

            — Вспомните, что вы знаете о Константине Георгиевиче Паустовском?

            Информация об авторе

            Константин Паустовский родился в Москве, кроме него в семье было еще трое детей – два брата и сестра. Отец его был неисправимым мечтателем и поэтому много ездил по стране. Мать всю себя отдавала воспитанию детей.

            Учился Костя в Киеве в классической гимназии, там были хорошие учителя литературы, русского языка и истории, поэтому учащиеся знали и любили литературу, очень много читали. Здесь Костя начал писать стихи и рассказы.

            Но, прежде чем стать писателем, Паустовский переменил много профессий. Он был вожатым и кондуктором трамвая, рабочим на заводе, рыбаком, санитаром, учителем литературы, был военным корреспондентом в Великую Отечественную войну.

            Константин Георгиевич побывал во многих уголках нашей страны. Но особенно горячо любил он Мещёру – сказочно красивый край между Владимиром и Рязанью.

            У: Дополним мой рассказ о К.Г. Паустовском, прочитав сведения из рубрики задания № 3 “В гостях у автора”.

            У: Что нового узнали о К.Г. Паустовском из моего рассказа и рубрики “В гостях у автора”?

            У: Молодцы! Первую часть цели мы реализовали.

            Словарная работа

            У: В произведении встретятся новые или малознакомые слова, значения которых нужно уточнить. Выполним задание №4.

            У: Прочитайте слова 1 столбика. (Учитель открывает слова на доске: лаз, кукан, отчаяние, тесовая).

            У: Прочитайте значения этих слов во 2 столбике.

            Соедините слова с их значением.

            У: Кто нашел значение первого слова?

            • Лаз — узкое отверстие, через которое можно пролезть.
            • У: Каково значение второго слова?

              • Кукан — сетка для хранения пойманной рыбы.
              • Назовите значение 3 слова.

                Отчаяние – состояние крайней безнадежности.

                У: Прочитайте значение четвертого слова.

                • Тесовая — сделанная из теса (тонких досок)
                • Антиципация.

                  У: По названию произведения, словам, с которыми мы познакомились, по началу и концу произведения предположите, о чем пойдет речь.

                  Начало произведения. Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь.

                  Конец произведения. Мы переименовали его из Ворюги в Милиционера. Хотя Рувим и утверждал, что это не совсем удобно, но мы были уверены, что милиционеры не будут на нас за это в обиде.

                  2-3 ученика высказывают свои предположения.

                  3. Первичное чтение учителем.

                  У: Проверим наши предположения. Послушайте произведение К.Г. Паустовского “КОТ ВОРЮГА”. ( Учитель читает произведение. Ученики следят по тексту.)

                  4. Проверка первичного восприятия.

                  У: О чем это произведение?

                  У: Подтвердились ли ваши предположения?

                  У: Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения? При ответе можете пользоваться справочником “Моя шкатулка” на странице 12-17.

                  5. Анализ произведения.

                  У: Определите жанр произведения. Обоснуйте свой ответ.

                  У: Можете пользоваться справочником “Моя шкатулка” на странице 113.

                  У: — Обоснуйте каждый признак произведения.

                  Признаки рассказа

                  1. Повествование о реальных событиях.
                  2. Небольшой объём.
                  3. Немного действующих лиц.
                  4. Описание одного эпизода.

                  Д: Мы прочитали рассказ.

                  У: — Обозначим его моделью. (Ученики обозначают в рабочем листе жанр произведения рассказ — квадратом)

                  У: Определите тему рассказа.

                  Д: Этот рассказ о животных, о людях. (коричневый и оранжевый квадрат)

                  У: Обозначьте жанр и тему произведения моделью в рамочке в рамочке.

                  У: — Мы реализовали 2-ю часть цели урока.

                  Вторичное чтение.

                  У: Прочитаем третью часть цели урока.

                  Д: Будем учиться анализировать произведение “Кот Ворюга”

                  У: Проанализируем текст, выполнив задание № 5 на листочках. Прочитаем его.

                  У: Для того, чтобы ответить на вопросы к первой части рассказа, перечитаем ее.

                  Ученики перечитывают первую часть произведения.

                  У: Прочитаем первый вопрос.

                  Д: Почему автор и его друг Рустам пришли в отчаяние?

                  Д: В первом вопросе допущена ошибка. Надо задать вопрос так:

                  Почему автор и его друг Рувим пришли в отчаяние?

                  У: Кому ты адресуешь свой вопрос?

                  У: Прочитаем второй вопрос.

                  Д: Как выглядел кот?

                  После ответа на вопрос учитель добавляет на доску карточки: рыжий, разорвано ухо, отрублен кусок грязного хвоста.

                  У: Что можно сказать о характере кота по его внешнему виду? (Учитель добавляет на доску карточки: бродяга, бандит, кот, потерявший всякую совесть).

                  Вывод учителя: Окрас кота неслучаен и является важной деталью для понимания характера. Рыжий цвет, т.е. огненно-красный — символ отваги, мужества, бесстрашия. Животное с таким окрасом не может быть тихой, покладистой кошечкой. Это боец, сорванец. Оторванное ухо и обрубленный хвост — память о былых приключениях.

                  Д: Почему кота прозвали Воришкой?

                  Д: Почему кота прозвали Ворюгой?

                  У: Докажите это словами из текста.

                  (Дети зачитывают со слов: “он воровал все. ” до конца первой части произведения).

                  Вывод учителя:

                  Рассказчик и его друзья дают коту — разбойнику кличку Ворюга. Не вор, не хулиган, не бандит, а именно ВОРЮГА. Суффикс данного слова подчеркивает пренебрежительное отношение к коту, несет негативную эмоциональную оценку героя.

                  У: Какие чувства у вас вызывает описание в этой части “бандитских проделок” кота?

                  У: Хотелось ли вам, чтобы кот был пойман и наказан?

                  У: Продолжим анализ. Для этого перечитаем вторую часть рассказа. (Ученики перечитывают вторую часть).

                  У: Прочитаем вопросы ко второй части рассказа.

                  У: Кто восстановил первый вопрос?

                  1) О каких новых деталях портрета кота сообщил автор в этой части рассказа? (тощий, огненно – рыжий, с белыми подпалинами на животе)

                  2) В чем причина воровства кота?

                  Вывод: Кот в рассказе Паустовского не обычный деревенский кот, живущий в каждой избе, а кот – ворюга, добывающий пропитание не подачками, а разбоем.

                  3) Почему кота поручили поймать именно Леньке?

                  Д: Ленька, как и кот, славился бесстрашием и ловкостью. Два храбреца и ловкача, два равных соперника.

                  4) Почему автор пишет, что пойманный кот “Ждал, зажмурив глаза”?

                  5) Как изменило кота добро людей? (Учитель добавляет карточки на доску: воровал — перестал воровать).

                  6) Как автор называет кота в конце рассказа? (Учитель добавляет карточки на доску: хозяин, сторож, милиционер).

                  7) Какая мысль писателя скрыта в чудесном превращении из кота ворюги в кота милиционера?

                  У: Используя опорную схему на доске, дайте характеристику главному герою.

                  Ученики составляют связный рассказ по опорным словам.

                  У: А теперь дополните характеристику главного героя, используя справочник “Моя шкатулка” на стр. 66-69.

                  Обобщающее слово учителя.

                  “Кот Ворюга” не просто рассказ о приключениях кота, а история обретения дружбы, взаимопомощи, доброты. Все животные, как и человек, чувствуют боль, страх, радость жизни.

                  Не только добрые слова необходимы им, а прежде всего добрые действия по отношению к бродячим животным: накормить голодную собаку, кошку, пусть облезлую, “с подпалинами”, грязную – ведь это человек довёл её до такого состояния. Константин Георгиевич Паустовский призывает нас с вами быть добрыми, любознательными, чутким и отзывчивыми по отношению к животным и окружающей нас природе.

                  5. Творческая работа.

                  Выполним задание № 7 на листочках. Прочитаем его.

                  Впиши в овалы первой строки чувства, которые испытал к людям кот ворюга и кот милиционер.

                  Примерные ответы учеников: ужас – настороженность — доверчивость; страх – волнение – любовь.

                  У: Какие чувства у тебя вызвал кот ворюга и кот милиционер? Обозначь цветом. Обоснуй свой выбор.

                  6. Домашнее задание.

                  У: Дома вы прочитаете рассказ еще раз и выполните необычное задание.

                  Прочитаем задание №8* на листочках.

                  У: У каждого из вас есть лист приложения с изображением главного героя рассказа

                  К.Г. Паустовского. Используя рисунки из приложения (Рисунок 1 и Рисунок 2), вы смоделируете обложку книги на выбор к прочитанному рассказу “КОТ ВОРЮГА” или к своей придуманной истории об этом герое.

                  7. Рефлексия.

                  У: Какой образ кота вам понравился больше, кота ВОРЮГИ или кота МИЛИЦИОНЕРА? Обозначьте свой выбор, прикрепив сердечко к той иллюстрации, где кот вызывает у вас симпатию.

                  У: Молодцы, ребята, спасибо вам за старание! Урок окончен.

                  Используемая литература.

                  1. Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д. Моя шкатулка: справочник.- Киров: ООО “Кировская областная типография”, 2019.- 144 с.: илл.
                  2. Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д. Моя шкатулка: справочник. Методические рекомендации для учителя.- Киров: ООО “Кировская областная типография”, 2019.- 128 с.

                  Корзина с еловыми шишками

                  Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена.

                  Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелеными прядями до самой земли.

                  Кроме того, в горных лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо. Оно только и ждет, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы.

                  Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки.

                  Стояла осень. Если бы можно было собрать все золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал на горах. К тому же кованые листья показались бы грубыми в сравнении с настоящими, особенно с листьями осины. Всем известно, что осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста.

                  – Как тебя зовут, девочка? – спросил Григ.

                  – Дагни Педерсен, – вполголоса ответила девочка.

                  Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения. Испугаться она не могла, потому что глаза у Грига смеялись.

                  – Вот беда! – сказал Григ. – Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.

                  – У меня есть старая мамина кукла, – ответила девочка. – Когда-то она закрывала глаза. Вот так!

                  Девочка медленно закрыла глаза. Когда она вновь их открыла, то Григ заметил, что зрачки у нее зеленоватые и в них поблескивает огоньками листва.

                  – А теперь она спит с открытыми глазами, – печально добавила Дагни. – У старых людей плохой сон. Дедушка тоже всю ночь кряхтит.

                  – Слушай, Дагни, – сказал Григ, – я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.

                  Дагни даже всплеснула руками.

                  – Понимаешь, мне нужно ее еще сделать.

                  – А что это такое?

                  – Разве за всю свою жизнь, – строго спросила Дагни, – вы можете сделать всего пять или шесть игрушек?

                  – Да нет, это не так, – неуверенно возразил он. – Я сделаю ее, может быть, за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых.

                  – Я не разобью, – умоляюще сказала Дагни и потянула Грига за рукав. – И не сломаю. Вот увидите! У дедушки есть игрушечная лодка из стекла. Я стираю с нее пыль и ни разу не отколола даже самого маленького кусочка.

                  «Она совсем меня запутала, эта Дагни», – подумал с досадой Григ и сказал то, что всегда говорят взрослые, когда попадают в неловкое положение перед детьми:

                  – Ты еще маленькая и многого не понимаешь. Учись терпению. А теперь давай корзину. Ты ее едва тащишь. Я провожу тебя, и мы поговорим о чем-нибудь другом.

                  Дагни вздохнула и протянула Григу корзину. Она действительно была тяжелая. В еловых шишках много смолы, и потому они весят гораздо больше сосновых.

                  Когда среди деревьев показался дом лесника, Григ сказал:

                  – Ну, теперь ты добежишь сама, Дагни Педерсен. В Норвегии много денечек с таким именем и фамилией, как у тебя. Как зовут твоего отца?

                  – Хагеруп, – ответила Дагни и, наморщив лоб, спросила: – Разве вы не зайдете к нам? У нас сеть вышитая скатерть, рыжий кот и стеклянная лодха. Дедушка позволит вам взять ее в руки.

                  – Спасибо. Сейчас мне некогда. Прощай, Дагни!

                  Григ пригладил волосы девочки и пошел в сторону моря. Дагни, насупившись, смотрела ему вслед. Корзину она держала боком, из нее вываливались шишки.

                  «Я напишу музыку, – решил Григ. – На заглавном листе я прикажу напечатать: «Дагни Педерсен – дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет».

                  В Бергене все было по-старому.

                  Все, что могло приглушить звуки, – ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нем могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить.

                  Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль. Если человек был наделен воображением, то он мог услышать среди этих белых стен волшебные вещи – от рокота северного океана, что катил волны из мглы и ветра, что высвистывал над ними свою дикую сагу, до песни девочки, баюкающей тряпичную куклу.

                  Рояль мог петь обо всем – о порыве человеческого духа к великому и о любви. Белые и черные клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкали.

                  Тогда в тишине еще долго звучала только одна маленькая струна, будто это плакала Золушка, обиженная сестрами.

                  Григ, откинувшись, слушал, пока этот последний звук не затихал на кухне, где с давних пор поселился сверчок.

                  Становилось слышно, как, отсчитывая секунды с точностью метронома, капает из крана вода. Капли твердили, что время не ждет и надо бы поторопиться, чтобы сделать все, что задумано.

                  Григ писал музыку для Дагни Педерсен больше месяца. Началась зима. Туман закутал город по горло. Заржавленные пароходы приходили из разных стран и дремали у деревянных пристаней, тихонько посапывая паром.

                  Вскоре пошел снег. Григ видел из своего окна, как он косо летел, цепляясь за верхушки деревьев.

                  Невозможно, конечно, передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык.

                  Григ писал о глубочайшей прелести девичества и счастья. Он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелеными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается горячей щекой к его седой небритой щеке. «Спасибо!» – говорит она, сама еще не зная, за что она благодарит его.

                  «Ты как солнце, – говорит ей Григ. – Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на сердце расцвел белый цветок и наполнил все твое существо благоуханием весны. Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна. Я старик, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата. Поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни.

                  Ты – белая ночь с ее загадочным светом. Ты – счастье. Ты – блеск зари. От твоего голоса вздрагивает сердце.

                  Да будет благословенно все, что окружает тебя, что прикасается к тебе и к чему прикасаешься ты, что радует тебя и заставляет задуматься»,

                  Григ думал так и играл обо всем, что думал. Он подозревал, что его подслушивают Он даже догадывался, кто этим занимается. Это были синицы на дереве, загулявшие матросы из порта, прачка из соседнего дома, сверчок, снег, слетавший с нависшего неба, и Золушка в заштопанном платье.

                  Каждый слушал по-своему.

                  Синицы волновались. Как они ни вертелись, их трескотня не могла заглушить рояля.

                  Загулявшие матросы рассаживались на ступеньках дома и слушали, всхлипывая. Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой. Сверчок вылезал из трещины в кафельной печке и поглядывал в щелку за Григом.

                  Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся ручьями из дома. А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Около ее босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды, долетавшие из комнаты Грига.

                  Этих слушателей Григ ценил больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов.

                  В восемнадцать лет Дагни окончила школу.

                  По этому случаю отец отправил ее в Христианию погостить к своей сестре Магде. Пускай девочка (отец считал ее еще девочкой, хотя Дагни была уже стройной девушкой, с тяжелыми русыми косами) посмотрит, как устроен свет, как живут люди, и немного повеселится.

                  Кто знает, что ждет Дагни в будущем? Может быть, честный и любящий, но скуповатый и скучный муж? Или работа продавщицы в деревенской лавке? Или служба в одной из многочисленных пароходных контор в Бергене?

                  Магда работала театральной портнихой. Муж ее Нильс служил в том же театре парикмахером.

                  Жили они в комнатушке под крышей театра. Оттуда был виден пестрый от морских флагов залив и памятник Ибсену.

                  Пароходы весь день покрикивали в открытые окна. Дядюшка Нильс так изучил их голоса, что, по его словам, безошибочно знал, кто гудит – «Нордерней» из Копенгагена, «Шотландский певец» из Глазго или «Жанна д’Арк» из Бордо.

                  В комнате у тетушки Магды было множество театральных вещей: парчи, шелка, тюля, лент, кружев, старинных фетровых шляп с черными страусовыми перьями, цыганских шалей, седых париков, ботфорт с медными шпорами, шпаг, вееров и серебряных туфель, потертых на сгибе. Все это приходилось подшивать, чинить, чистить и гладить.

                  На стенах висели картины, вырезанные из книг и журналов: кавалеры времен Людовика XIV, красавицы в кринолинах, рыцари, русские женщины в сарафанах, матросы и викинги с дубовыми венками на головах.

                  В комнату надо было подыматься по крутой лестнице. Там всегда пахло краской и лаком от позолоты.

                  Дагни часто ходила в театр. Это было увлекательное занятие. Но после спектаклей Дагни долго не засыпала и даже плакала иногда у себя в постели.

                  Напуганная этим тетушка Магда успокаивала Дагни. Она говорила, что нельзя слепо верить тому, что происходит на сцене. Но дядюшка Нильс обозвал Магду за это «наседкой» и сказал, что, наоборот, в театре надо верить Есему. Иначе людям не нужны были бы никакие театры. И Дани верила.

                  Но все же тетушка Магда настояла на том, чтобы пойти для разнообразия в концерт.

                  Нильс против этого не спорил. «Музыка, – сказал он, – это зеркало гения».

                  Нильс любил выражаться возвышенно и туманно. О Дагни он говорил, что она похожа на первый аккорд увертюры. А у Магды, по его словам, была колдовская власть над людьми. Выражалась она в том, что Магда шила театральные костюмы. А кто же не знает, что человек каждый раз, когда надевает новый костюм, совершенно меняется. Вот так оно и выходит, что один и тот же актер вчера был гнусным убийцей, сегодня стал пылким любовником, завтра будет королевским шутом, а послезавтра – народным героем.

                  – Дагни, – кричала в таких случаях тетушка Магда, – заткни уши и не слушай эту ужасную болтовню! Он сам не понимает, что говорит, этот чердачный философ!

                  Был теплый июнь. Стояли белые ночи. Концерты проходили в городском парке под открытым небом.

                  Дагни пошла на концерт вместе с Магдой и Нильсом. Она хотела надеть свое единственное белое платье. Но Нильс сказал, что красивая девушка должна быть одета так, чтобы выделяться из окружающей обстановки. В общем, длинная его речь по этому поводу сводилась к тому, что в белые ночи надо быть обязательно в черном и, наоборот, в темные сверкать белизной платья.

                  Переспорить Нильса было невозможно, и Дагни надела черное платье из шелковистого мягкого бархата. Платье это Магда принесла из костюмерной.

                  Когда Дагни надела это платье, Магда согласилась, что Нильс, пожалуй, прав – ничто так не оттеняло строгую бледность лица Дагни и ее длинные, с отблеском старого золота косы, как этот таинственный бархат.

                  – Посмотри, Магда, – сказал вполголоса дядюшка Нильс, – Дагни так хороша, будто идет на первое свидание.

                  – Вот именно! – ответила Магда. – Что-то я не видела около себя безумного красавца, когда ты пришел на первое свидание со мной. Ты у меня просто болтун.

                  И Магда поцеловала дядюшку Нильса в голову.

                  Концерт начался после обычного вечернего выстрела из пушки в порту. Выстрел означал заход солнца.

                  Несмотря на вечер, ни дирижер, ни оркестранты не включили лампочек над пультами. Вечер был настолько светлый, что фонари, горевшие в листве лип, были зажжены, очевидно, только для того, чтобы придать нарядность концерту.

                  Дагни впервые слушала симфоническую музыку. Она произвела на нее странное действие. Все переливы и громы оркестра вызывали у Дагни множество картин, похожих на сны.

                  Потом она вздрогнула и подняла глаза. Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал ее имя.

                  – Это ты меня звал, Нильс? – спросила Дагни дядюшку Нильса, взглянула на него и сразу же нахмурилась.

                  Дядюшка Нильс смотрел на Дагни не то с ужасом, не то с восхищением. И так же смотрела на нее, прижав ко рту платок, тетушка Магда.

                  – Что случилось? – спросила Дагни.

                  Магда схватила ее за руку и прошептала:

                  Тогда Дагни услышала, как человек во фраке сказал:

                  – Слушатели из последних рядов просят меня повторить. Итак, сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвященная дочери лесника Хагерупа Педерсена Дагни Педерсен по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет.

                  Дагни вздохнула так глубоко, что у нее заболела грудь. Она хотела сдержать этим вздохом подступавшие к горлу слезы, но это не помогло. Дагни нагнулась и закрыла лицо ладонями.

                  Скачала она ничего не слышала. Внутри у нее шумела буря. Потом она наконец услышала, как поет ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр.

                  Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться.

                  Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря!

                  Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков, в свист птиц, кувыркавшихся в воздухе, в ауканье детей, в песню о девушке – в ее окно любимый бросил на рассвете горсть песку. Дагни слышала эту песню у себя в горах.

                  Так, значит, это был он! Тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант! И она его укоряла, что он не умеет быстро работать.

                  Так вот тот подарок, что он обещал сделать ей через десять лет!

                  Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности. К тому времени музыка заполнила все пространство между землей и облаками, повисшими над городом. От мелодических волн на облаках появилась легкая рябь. Сквозь нее светили звезды.

                  Музыка уже не пела. Она звала. Звала за собой в ту страну, где никакие горести не могли охладить любви, где никто не отнимает друг у друга счастья, где солнце горит, как корона в волосах сказочной доброй волшебницы.

                  В наплыве звуков вдруг возник знакомый голос. «Ты – счастье, – говорил он. – Ты – блеск зари!»

                  Музыка стихла. Сначала медленно, потом все разрастаясь, загремели аплодисменты.

                  Дагни встала и быстро пошла к выходу из парка. Все оглядывались на нее. Может быть, некоторым из слушателей пришла в голову мысль, что эта девушка и была той Дагни Педерсен, которой Григ посвятил свою бессмертную вещь.

                  «Он умер! – думала Дагни. – Зачем?» Если бы можно было увидеть его! Если бы он появился здесь! С каким стремительно бьющимся сердцем она побежала бы к нему навстречу, обняла бы за шею, прижалась мокрой от слез щекой к его щеке и сказала бы только одно слово: «Спасибо!» – «За что?» – спросил бы он. «Я не знаю… – ответила бы Дагни. – За то, что вы не забыли меня. За вашу щедрость. За то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек».

                  Дагни шла по пустынным улицам. Она не замечала, что следом за ней, стараясь не попадаться ей на глаза, шел Нильс, посланный Магдой. Он покачивался, как пьяный, и что-то бормотал о чуде, случившемся в их маленькой жизни.

                  Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет.

                  Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.

                  Дагни сжала руки и застонала от неясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.

                  – Слушай, жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя.

                  И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.

                  Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром.

                  Подарок паустовский картинка

                  Сказка Константина Паустовского «Растрепанный воробей» давно причислена к классическим произведениям отечественной литературы и любима многими взрослыми (особенно теми, кому за сорок). Она не перегружена советскими реалиями, уже ушедшими в прошлое и нуждающимися в специальных комментариях. Если они и присутствуют, то совершенно не мешают современному ребенку представить происходящее и не «затемняют» основной смысл. Эта история и сегодня вызывает у читателей сильные эмоции, потому что повествует о любви, верности и благодарности.

                  «Растрепанный воробей» — это сказка. Но «сказочность» проявляется только в необыкновенной понятливости воробушка, которого спасает девочка Маша. Он понимает человеческую речь и способен сочувствовать людям. А описание жизни воробьиного «сообщества» очень напоминает человеческое. Воробьи сетуют на сложности нынешней воробьиной жизни и испытывают ностальгические чувства по отношению к тем временам, когда в городе вместо машин еще ездили на лошадях, и кругом полно было рассыпанного овса. Однако юмористическая интонации лишь отдельными штрихами проскальзывает в этой в целом драматичной и в то же время необыкновенно лирической истории. Повествование вовлекает читателя в водоворот событий и чувств, не позволяя ему ослабить внимание.

                  Здесь есть все, что обычно привлекает ребенка: элементы детектива (ворона крадет заветный стеклянный букетик Машиной мамы), сложные приключения (воробьи разрабатывают тактику нападения на ларек, в котором живет ворона, чтобы отнять букетик, и вступают с ней в неравный отчаянный бой, так что автору приходится «вызывать милицию»), вещи и предметы кажутся живыми (шевелится железный кузнец на часах, чтобы в нужный момент ударить по маленькой наковальне; отопление в трубах пищит «свою теплую песню»; чугунных лошадей на крыше театра с трудом удерживает чугунный человек с венком на голове).

                  Но главное в «Растрепанном воробье» – это рассказ о высоких и сильных чувствах.

                  Украденный вороной букетик – вещь драгоценная не в силу стоимости, а как знак памяти и любви. Это подарок отца Маши ее маме – балерине. Машин отец – моряк, во время войны он сражался в море с фашистами, а теперь служит далеко от дома, на Камчатке. Он просит Машину маму приколоть этот букетик к платью, когда она будет первый раз танцевать Золушку: «Тогда я буду знать, что ты в это время вспомнила обо мне». Почему-то это важно – вспомнить о ком-то в самый счастливый момент своей жизни, разделить с отсутствующим здесь и теперь человеком свое счастье.

                  С рассказа мамы о просьбе отца и начинается «Растрепанный воробей». Но мама тут же добавляет: Маша еще маленькая и вряд ли поймет, что это значит. Маша сердится, что ее «подозревают в непонимании». Однако для любого ребенка это очень важный момент – оказаться «лицом к лицу» с чьей-нибудь любовью, с ее непостижимой тайной, узнать о взрослых чувствах и об их сложности. И хотя Маше кажется, что она все понимает, и именно ее забота о маленьком воробушке оборачивается возвращением заветного букетика (как в сказке – в самый последний момент), все же ее удивляет, что мама от счастья плачет. Маша думает, что от радости нужно смеяться. На что мама ей отвечает: «От маленькой радости смеются, а от большой – плачут!»

                  Это важное открытие для ребенка-читателя.

                  Сказку «Растрепанный воробей» можно найти в разных сборниках рассказов и сказок Константина Паустовского. Мы рекомендуем книгу «Воробьиные истории» издательства «Энас» (2011 г.), в которой кроме «Растрепанного воробья» читатель найдет еще и историю М. Горького «Воробьишко», а также сказку Д. Мамина-Сибиряка «Про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу». Эту книгу можно читать детям, начиная с четырех-пяти лет. Годится она и для самостоятельного чтения восьмилеток.

                  А в издательстве «Махаон» вышла книга под названием «Растрепанный воробей». Это сборник рассказов и сказок Константина Паустовского. Дизайн, характер иллюстраций и плотность текста махаоновского сборника сразу поднимает возрастную планку для читателей: книга адресована младшим школьникам третьего-четвертого класса. Ну, и любителям К. Паустовского более старшего возраста. Очень жалко, что никто не решился выпустить «Растрепанного воробья» отдельной, качественно проиллюстрированной книгой.

                  Отдельная сказка в «своей» книге всегда живет иначе, чем в сборнике, и переживается иначе. А «Растрепанный воробей» – выдающееся произведение, которое требует правильно организованного переживания.

                  Смотрите так же:  Подарок подруге на девишник

                  Добавить комментарий

                  Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *