Содержание:
Из чего состоит молитва «Отче наш»
Молитва Господня состоит из призывания, семи прошений и славословия. При этом сами прошения находятся в тесной связи между собой. «Отче наш» — это не только одна из важнейших молитв, употребляемых Церковью. Это данный самим Богом совершенный образец правильного молитвенного устроения души, это выраженная в емких словах и заповеданная Христом система жизненных приоритетов.
Призывание: «Отче наш, Иже еси на небесех»
В призывании Бог называется Отцом. С одной стороны, это проявление милости Божией, с другой — называть Бога Отцом может только тот, кто искренне хочет жить по вере, подчиняя свои желания разумной Его воле. Произнося первые слова молитвы Господней, выражается готовность и принимается обязанность любить Бога Отца всем разумением и сделать все зависящее, чтобы стать детьми, Его достойными. Господь научает возносить молитву не от лица только себя, но и от всех ближних, почему не говорит «Отче мой», а «Отче наш» (. «Этим самым Господь повелевает, — разъясняет святитель Иоанн Златоуст, — возносить молитвы за весь род человеческий и никогда не иметь в виду собственных выгод, но всегда стараться о выгодах ближнего». Господь называется «сущим на небесех», поскольку Он, хотя и вездесущ, но в Священном Писании (Пс. 2, 4; 102, 19) и у святых отцов небеса представляются местом особого Его присутствия. «Сказав «на небесех», — рассуждает блаженный Феофилакт, — Господь не ограничивает ими Бога, но слушателя возводит к небесам и отводит от земного».
Первое прошение: «Да святится имя Твое»
Имя Господне само по себе свято и славно без всякого прославления, но среди верующих оно может прославляться их высокой нравственной жизнью (Мф. 5, 16), и хулиться противоположными поступками (Ис. 52, 5). Поэтому Господь и внушает тем, которые называют Бога Отцом и носят имя христианина, чтобы они просили Бога сподобить их прославлять Его своею жизнью, своими добрыми делами и распространять Его славу между людьми (Мф. 5, 16).
Второе прошение: «Да приидет Царствие Твое»
Этим прошением усиливается первое прошение. Если просим, чтобы пришло к нам Царствие Божие, то, как утверждает святитель Григорий Нисский, «в действительности умоляем Бога об избавлении от тления, смерти, от уз греха и страстей, о прекращении борьбы плоти с духом, и вселении на место всего порочного — духовного: мира и радования». Прошение о Царствии есть благоговейное желание, чтобы Царство Божие, распространяясь на земле, утверждалось в душах верующих и в свое время привело их в «наследие нетленно и нескверно и неувядаемо, соблюдено на небесех» (1 Пет. 1, 4).
Третье прошение: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли»
Мы должны стараться вести такую жизнь, чтобы исполнять здесь на земле Его святую волю так, как исполняют ее Ангелы в светлых небесных обителях. «Прежде достижения неба, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — надо землю сделать небом, чтобы и живя на ней так поступать и говорить, как бы находились на небе». А так как мы на пути к Царству Небесному окружены разнообразными соблазнами, то в третьем прошении мы молим Господа укрепить нас в добре, в подчинении своей воли Его воле. «Естество человеческое, — поучает святитель Григорий Нисский, — однажды приведенное в расслабление пороком, немощно для добра. Ибо человек не с такою легкостью, с какою доходит до худого, возвращается от него опять к доброму. Посему, когда действует в нас стремление ко злу, то не бывает потребности в содействующем, потому что порок сам собою довершает себя в воле нашей. Когда же возникает возжелание лучшего, то потребно бывает, чтобы Бог помог привести его в исполнение».
Четвертое прошение: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь»
С этого прошения начинается вторая часть молитвы Господней. Первые три относились преимущественно к славословию Имени Божия, следующие четыре составляют просьбу о благах личной жизни молящегося. Словами четвертого прошения мы молим Господа, чтобы Он дал нам на этот день все необходимое для нашего существования: как телесного, так и душевного. Для телесной жизни нужны пища, одежда и жилище. Но это попечение о естественных потребностях не должно заглушать памяти о Божием Промысле. Ограничивая естественные потребности строгой необходимостью, христианин больше помышляет о хлебе духовном — слове Божием (Мф. 4, 4), о Святых Таинствах и особенно заботится о Таинстве Причащения (Ин. 6, 53-56). «Хлеб обыкновенный, — поучает святитель Кирилл Иерусалимский, — не есть насущный, а сей святой хлеб (Тело и Кровь Господа) есть насущный. Сей хлеб сообщается всему твоему составу к пользе души и тела». В этом прошении молящийся подчиняет низшие стремления материальной природы высшим потребностям и связывает с Богом свою вседневную жизнь, свое настоящее.
Пятое прошение: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»
Под долгами здесь понимаются грехи. Пред Богом, как говорит святитель Филарет, митрополит Московский, «наши долги многочисленны». Нет человека на земле, который мог бы сказать, что он безгрешен. «Кто бо чист будет от скверны?» — спрашивает ветхозаветный праведник Иов и отвечает: «Никтоже, аще и един день житие его на земли» (Иов. 14, 4-5). Но как бы ни были тяжелы грехи, Господь прощает их по вере в Его искупительные заслуги и при условии, если мы простим и наших должников. «Спаситель тебя самого виновного делает судьею над самим собою, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — и как бы так говорит: какой ты сам произнесешь о себе суд, такой же суд и Я произнесу о тебе. Если простишь своему собрату, то и от Меня получишь тоже благодеяние, хотя это последнее на самом деле гораздо важнее первого». «Не забудем же миловать прежде, нежели просить помилования», — поучает святитель Филарет (Дроздов).
Шестое прошение: «И не введи нас во искушение»
Недостаточно просить прощения грехов, христианину необходимо стремиться к тому, чтобы более их не совершать. «Бесполезно было бы и прощение грехов, — говорит святитель Филарет, митрополит Московский, — если бы мы всегда возвращались к ним с прежнею слабостью». Искушениями называются такие случаи жизни, когда легко можно впасть в грех. По заключению святого Кассиана, здесь прошение не вообще избавить от искушений, так как они часто требуются для твердости добродетелей, а прошение, чтобы Господь не попустил быть побежденными ими. Главным виновником искушений бывает диавол, поэтому следующее прошение и состоит из моления об избавлении от него.
Седьмое прошение: «Но избави нас от лукаваго»
Диавол непрестанно строит козни, пользуясь всеми средствами для достижения своих пагубных намерений, со своей стороны мы не должны предаваться духовной беспечности, но быть всегда готовыми вступить в брань с ним. Но так как мы сами, по нашей немощи, не можем с успехом с ним бороться, то Христос дает наставление — обращаться за помощью к Богу. «Мы бессильны устоять против него, — замечает Симеон, архиепископ Солунский, — потому что он естества тончайшего, чем мы, лукав и сна не знает, изобретая и сплетая бесчисленные против нас козни. И если Ты, Творче и Владыко всяческих. не исхитишь нас, то кто силен избавиться от него?».
Славословие: «Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь»
В последних словах содержится твердая надежда на получение просимого. Не бессмысленны вера и любовь к Богу, не бесцельна борьба со злом: «Господь — Царь всего, имеет вечную державу, может сделать все». Произносимое в конце молитвы слово «аминь» служит выражением того, что молитва приносится с верою и без всякого сомнения, как учит апостол Иаков: «Да просит же верою, ничтоже сумняся» (Иак. 1, 6).
Подготовил Дмитрий БОРИСОВ
Каждый христианин, облёкшийся во Христа в Крещении, на земле разделяет с Ним свои труды и старания, и в Нём умирает. Для христианина, как и для каждого человека, смерть связана с болью, но освещена надеждой воскресения. Господь Иисус Христос говорит: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт» (Ин 11, 25). Ибо христианин, облёкшийся во Христа в этой жизни через веру и любовь, пребывает с Ним также и в смерти. Подобно Христу он переходит с земли в вечность, дабы сочетаться с Ним навечно. Для того, чтобы сделать своё участие в смерти Христовой более полным, христианин в таинстве Крещения возлагает на себя обязательство неустанно умирать для греха и жить новой жизнью.
Церковь, сопутствующая христианину во все важные моменты его жизни, не оставляет его и в смерти. В эту важную и тяжёлую минуту человеческой жизни Церковь предлагает Последнее Напутствие (Виатик) — Евхаристию, по слову Господа: «Сей-то есть хлеб, сшедший с небес… ядущий хлеб сей жить будет вовек» (Ин 6, 58).
Семья обязана позаботиться о том, чтобы больной, находящийся при смерти, мог получить Виатик, даже если он однажды уже принял его в подобных обстоятельствах.
Умирающему следует вложить в руку свечу или поставить её рядом с ним. Если умирающий находится в сознании, следует напомнить ему о том, что при совершении таинства Крещения он воспринял подобную свечу с напутствием, дабы с душою, исполненной освящающей благодати, он вышел навстречу Божественному Жениху.
Собравшиеся у одра умирающего должны прилежно и ревностно молиться.
Молитвы при умирающих
Господи, помилуй. Господи, помилуй.
Христе, помилуй. Христе, помилуй.
Господи, помилуй. Господи, помилуй.
Христе, внемли нам. Христе, услышь нас.
Пресвятая Мария, молись о нём (о ней).
Пресвятая Богородица, молись о нём (о ней).
Пресвятая Дева над девами, молись о нём (о ней).
Святые Михаил, Рафаил и Гавриил, молитесь о нём (о ней).
Все святые Ангелы Божии, молитесь о нём (о ней).
Святой Иоанн Креститель, молись о нём (о ней).
Святой Иосиф, молись о нём (о ней).
Святые Пётр и Павел, молитесь о нём (о ней).
Святой Андрей, молись о нём (о ней).
Святой Иоанн, молись о нём (о ней).
Святая Мария Магдалина, молись о нём (о ней).
Святой Стефан, молись о нём (о ней).
Святой Игнатий Антиохийский, молись о нём (о ней).
Святой Лаврентий, молись о нём (о ней).
Святой Адальберт, молись о нём (о ней).
Святой Станислав, молись о нём (о ней).
Святые Борис и Глеб, молитесь о нём (о ней).
Святой Максимилиан Кольбе, молись о нём (о ней).
Святые Перпетуя и Фелицитата, молитесь о нём (о ней).
Святая Агнесса, молись о нём (о ней).
Святой Григорий, молись о нём (о ней).
Святой Амвросий, молись о нём (о ней).
Святой Августин, молись о нём (о ней).
Святой Афанасий, молись о нём (о ней).
Святой Николай, молись о нём (о ней).
Святой Василий, молись о нём (о ней).
Святой Иоанн Златоуст, молись о нём (о ней).
Святой Мартин Турский, молись о нём (о ней).
Святые Кирилл и Мефодий, молитесь о нём (о ней).
Святой Антоний Великий, молись о нём (о ней).
Святой Бенедикт, молись о нём (о ней).
Святые Антоний и Феодосий Печерские, молитесь о нём (о ней).
Святые Франциск и Доминик, молитесь о нём (о ней).
Святой Сергий Радонежский, молись о нём (о ней).
Святой Антоний Падуанский, молись о нём (о ней).
Святой Франциск Ксаверий, молись о нём (о ней).
Святой Викентий де Поль, молись о нём (о ней).
Святой Иоанн Мария Вианней, молись о нём (о ней).
Святой Иоанн Боско, молись о нём (о ней).
Святая Екатерина Сиенская, молись о нём (о ней).
Святая Тереза Авильская, молись о нём (о ней).
Святая Тереза Младенца Иисуса, молись о нём (о ней).
Святой Владимир, молись о нём (о ней).
Святой Серафим Саровский, молись о нём (о ней).
Святой Людовик, молись о нём (о ней).
Святой Казимир, молись о нём (о ней).
Святая Ольга, молись о нём (о ней).
Святая Анна, молись о нём (о ней).
Все святые Божии, молитесь о нём (о ней).
Будь милостив, избавь его (её), Господи.
От всякого зла избавь его (её), Господи.
От всякого греха избавь его (её), Господи.
От козней диавольских избавь его (её), Господи.
От гнева, ненависти и всякого злого желания избавь его (её), Господи.
От смерти вечной избавь его (её), Господи.
Ради Воплощения Твоего избавь его (её), Господи.
Ради святого Воскресения Твоего избавь его (её), Господи.
Ради ниспослания Святого Духа избавь его (её), Господи.
Прости нам наши грехи, Тебя молим, услышь нас, Господи.
К истинному покаянию приведи нас, услышь нас, Господи.
Христе, внемли нам. Христе, услышь нас.
Молитвы возле умирающего
Если приближается смертный час, кто-либо из присутствующих может прочитать следующие молитвы:
Душа христианская, ты оставляешь этот мир во имя Бога Отца всемогущего, Который тебя сотворил; во имя Иисуса Христа, Сына Бога Живого, Который за тебя страдал; во имя Духа Святого, Который на тебя снизошёл. Да упокоишься сегодня и поселишься на священном Сионе с Пресвятой Богородицей Девой Марией, со святым Иосифом и со всеми Ангелами и святыми.
Дорогой брат (дорогая сестра), отдаю тебя Богу всемогущему, Творцу твоему, чтобы вернулся (вернулась) ты к Тому, Кто тебя создал из праха земного. Когда ты покинешь эту жизнь, пусть выйдут тебе навстречу Пресвятая Богородица Дева Мария, все Ангелы и святые.
Да избавит тебя Христос, пострадавший за тебя на кресте. Да избавит тебя от смерти вечной Христос, отдавший за тебя жизнь. Да приведёт тебя Христос, Сын Бога Живого, в рай, и да причислит тебя Пастырь истинный к овцам Своим. Да отпустит Он тебе все прегрешения и примет тебя в число избранных Своих.
Да увидишь ты лицом к лицу своего Искупителя и утешишься созерцанием Бога во веки веков. Аминь.
Прими, Господи, раба Своего (рабу Свою) в месте спасения, на которое он (она) надеется по милосердию Твоему.
Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою) от всякой тревоги.
Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою), как Ты спас Ноя от потопа.
Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою), как Ты вывел Авраама из земли Халдейской.
Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою), как Ты избавил Иова от его страданий.
Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою), как Ты избавил Моисея от руки фараона.
Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою), как Ты избавил Даниила, брошенного в ров со львами.
Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою), как Ты избавил трёх отроков из печи огненной и от царя неправедного.
Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою), как Ты избавил Сусанну от лживого обвинения.
Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою), как Ты избавил Давида от царя Саула и от Голиафа.
Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою), как Ты избавил Апостолов Петра и Павла из темницы.
Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою), через Иисуса Христа, нашего Спасителя, принявшего за нас смерть и даровавшего нам жизнь вечную.
Господи Иисусе Христе, вверяем Тебе раба Твоего N (рабу Твою N) и молим Тебя, Искупитель мира, прими милостиво его (её) в Своё Царство и одари вечной радостью, ради Своего милосердного сошествия с небес.
Можно также спеть или прочитать антифон:
Славься, Царица, Матерь милосердия, жизнь, отрада и надежда наша, славься. К Тебе взываем, изгнанные чада Евы. К Тебе воздыхаем, стеная и плача в этой долине слёз. О Заступница наша! К нам устреми Твои милосердные взоры, и после этого изгнания яви нам Иисуса, благословенный плод чрева Твоего. О кроткая, о благая, о сладостная Дева Мария.
Когда больной испустил дух, священник произносит:
С. Придите, святые Божии, поспешите навстречу, Ангелы Господни.
Все: Примите эту душу, превознесите её пред лице Всевышнего.
Помолимся: Тебе, Боже, мы препоручаем брата нашего (сестру нашу) N и просим Тебя, Отче милосердный: отпусти ему (ей) грехи, которые он совершил (она совершила) по слабости человеческой, дабы умерший (умершая) для мира жил(а) для Тебя. Через Христа, Господа нашего.
Рядом с усопшим ставятся зажжённые свечи в знак веры в жизнь вечную. Те, кто приходит проститься с усопшим (усопшей), молятся о вечном покое для него (неё).
Бдение у тела усопшего
Во многих приходах сохраняется древний обычай молитвы у гроба усопшего и песнопений, возносимых родственниками и знакомыми. Новейшие литургические правила рекомендуют служение Литургии Слова, которую может возглавить мирянин.
Ниже предлагается образец подобного служения.
Предстоятель: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Боже, Твой Сын расторг узы смерти и восшёл на небеса; удостой усопшего раба Твоего (усопшую рабу Твою) участия в этой победе над смертью, чтобы он мог (она могла) вечно лицезреть Тебя, своего Творца и Искупителя. Через Христа, Господа нашего.
(следует заупокойное песнопение)
Предстоятель: Боже, открой наши сердца навстречу Твоему слову, чтобы мы во тьме обрели свет, в наших сомнениях — уверенность, происходящую из веры, в нашей печали — утешение. Через Христа, Господа нашего.
Затем читаются 2 или 3 фрагмента из Священного Писания. Прем 3, 1-9; Прем 4, 7-15; 2 Макк 12, 43-45; Рим 6, 5-9; 1 Кор 15, 51-57; 2 Кор 4, 14-15; 2 Кор 5, 1. 6-10; Флп 3, 20-21; 1 Ин 3, 1-2; Мф 11, 25-30; Мф 25, 1-13; Лк 7, 11-17; Лк 12, 35-40; Ин 5, 24-29; Ин 6, 37-40; Ин 6, 51-58; Ин 12, 23-26; Ин 14, 1-6.
Между чтениями можно петь рефрен «Верю, что жив мой Искупитель», После чтения следует приведённая ниже литания.
Молитва-литания об усопшем
Хоть наши сердца преисполнены скорби, возблагодарим Бога за все блага, которыми Он одарил усопшего (усопшую) N, и возгласим: Благодарим Тебя, Боже, Отче наш.
С. За все годы и дни, которые N прожил (прожила) с нами.
Все: Благодарим Тебя, Боже, Отче наш.
С. За великий дар святого крещения, благодаря которому N стал (стала) Твоим сыном (Твоей дочерью).
С. За способности (и знания), которыми Ты его (её) одарил.
С. За его (её) служение благу семьи и других людей.
С. За его (её) терпение к нашим ошибкам.
С. Помолимся Богу, чтобы Он принял в Свою славу нашего усопшего брата (нашу усопшую сестру) N и воззовём: Просим Тебя, Господи.
С. Пусть благие дела N принесут обильные плоды.
С. Пусть то, что он (она) начал (начала), будет продолжено.
С. Прости ему (ей) грехи, которые он (она) совершил (совершила).
Все: Просим Тебя, Господи.
С. Пусть память о нём (о ней) живёт в наших сердцах.
С. Помолимся Богу, чтобы Он укрепил веру и надежду страдающих, и воззовём к Нему: Господи, приумножь нашу веру.
Все: Господи, приумножь нашу веру.
С. Через Сына Твоего, ставшего человеком.
С. Через Сына Твоего, Иисуса Христа, бесконечно возлюбившего нас.
С. Через Сына Твоего, принявшего смерть за наши грехи и воскресшего ради нашего спасения.
С. Через Сына Твоего, открывшего нам путь к небесам.
С. Вместе со всеми верными, которые предварили нас в небесной обители, помолимся, как научил нас Спаситель:
Заключительное славословие
Богу Отцу, Творцу нашему, Иисусу Христу, в Котором наше воскресение, жизнь и мир, и Святому Духу животворящему, всякая честь и слава во веки веков. Аминь.
Также у гроба усопшего можно читать молитву св. Розария.
Всемогущий Боже, услышь наши молитвы, возносимые с верой в Воскресшего Твоего Сына, и укрепи нашу надежду на то, что вместе с усопшим рабом Твоим (усопшей рабой Твоей) и все мы удостоимся воскресения. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог вовеки веков. Аминь.
Боже, Отче Всемогущий, тайна креста — наша сила, а Воскресение Сына Твоего — основание нашей надежды; освободи усопшего раба Твоего (усопшую рабу Твою) от уз смерти и сопричти его (её) к лику спасённых. Через Христа, Господа нашего. Аминь.
Вечный покой даруй усопшим, Господи, и да сияет им свет вечный. Да покоятся в мире. Аминь.
За умершего после продолжительной болезни
Боже, Ты соделал, что наш брат N служил (наша сестра N служила) Тебе среди страданий и болезней, участвуя таким образом в Страстях Христовых; просим Тебя, удостой его (её) участия и в славе Спасителя. Через Христа Господа нашего. Аминь.
За умершего внезапно
Боже, Ты видишь нашу скорбь из-за того, что внезапная смерть унесла из жизни нашего брата N (нашу сестру N); яви Своё безграничное милосердие и прими его (её) в Свою славу. Через Христа, Господа нашего. Аминь.
За усопших родителей
Боже, заповедавший нам почитать отца и мать; смилуйся над моим отцом и матерью (нашими родителями), прости им грехи и вознагради их за труды, а мне (нам) позволь лицезреть их в блаженстве вечного света. Через Христа, Господа нашего. Аминь.
За усопших, в годовщину смерти
Боже, Господь милосердный, вспоминая годовщину смерти раба Твоего N (рабы Твоей N) просим Тебя, удостой его (её) места в Царствии Твоём, даруй благословенный покой и введи в сияние славы Твоей.
Господи, призри милостиво на молитвы наши за душу раба Твоего N (рабы Твоей N), чью годовщину смерти мы вспоминаем; просим Тебя, сопричти его (её) к сонму Твоих святых, даруй прощение грехов и вечный покой. Через Христа, Господа нашего. Аминь.
Ежедневная интенция за усопших
Господи Иисусе Христе, в единении со Страстями Твоими, по предстательству Скорбящей Твоей Матери, жертвую все мои молитвы, труды, страдания и добрые дела за души усопших. Аминь.
Что такое молитва?
«Во время молитвы мы беседуем с Богом» святитель Иоанн Златоуст
«Молитва есть величайший, бесценный дар Творца твари, человеку, который чрез нее может беседовать с Творцом своим, как чадо с Отцом, изливать пред Ним чувства удивления, славословия и благодарения» праведный Иоанн Кронштадтский
Зачем нужна молитва?
«Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом».
«Основание молитвы – стремление образа к Первообразу, как подобного к подобному» праведный Иоанн Кронштадтский
Чем христианская молитва отличается от молитв иных религий?
«Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святаго, но более всего дает молитва, потому что она как всегда в руках наших как орудие для стяжания благодати Духа» преподобный Серафим Саровский
Потому, что так угодно Богу. Свидетельства о многочисленных случаях помощи святых проходят через всю историю Церкви. Если было это не угодно было Богу, то Он не давал бы им такое служение.
Если живые могут просить молитв друг у друга, то что нам мешает призывать праведников, чья святость засвидетельствована Церковью, в сомолитвенники к Богу? Неужели с потерей тела люди автоматически теряют любовь и сострадание?
«Наши молитвы ко Пресвятой Богородице и святым в конечном итоге все обращены ко Христу».
От чистого и искреннего сердца, со смирением и усердием, без гнева и памятозлобия, без тщеславия и не напоказ, на всяком месте (Тим. 2:8) и во всякое время (Еф.6:18).
«Бог не требует от молящегося красоты речи и искусного сложения слов, но душевной теплоты и усердия» свт. Тихон Задонский
Мы идём в гору. Царствие Божие на горе. Остановиться – покатиться назад. Этот духовный закон в полном объёме касается молитвы. прот. В.Свенцицкий
Какую заповедь исполняет человек молитвой?
«Степень любви нашей к Богу мы усматриваем с особенной ясностью при молитве, которая служит выражением этой любви и очень правильно названа в отеческих писаниях зеркалом духовного преуспеяния. Молитва есть по преимуществу исполнение первой и главнейшей заповеди». свт. Игнатий (Брянчанинов)
О чем просить Бога в молитвах?
О том, что необходимо для спасения души в вечности, предоставляя все прочее воле Божьей.
В обращении к Богу ума и сердца.
Когда находит скорбь, отец Никон учил читать молитву: «Слава тебе, Боже мой, за посланную скорбь! Достойное по делам моим приемлю. Помяни мя во Царствии Твоем. Да будет во всем святая воля Твоя!» преподобный Никон Оптинский
- ?О болящих
- ?Брак, семья, дети
- ?В памятные даты
- ?О путешествующих
- ?О даровании молитвы
- ?Об избавлении от страстей
- ?Смерть и поминовение
- ?Молитвы разные
- ?О благоденствии
- ?О воинах
- ?О мире
- ?Перед иконами Богородицы
- ?О земледелии и промысле
- ?Апокрифические молитвы
- Молитвы на сон грядущим с толкованием — 3.9 млн.
- Последование ко Святому Причащению — 1.2 млн.
- Молитва последних Оптинских старцев — 1.1 млн.
- Основные молитвы
- ?Главные молитвы
- ?Молитвы в продолжение дня
- ?Псалтирь
- ?Ко Святому Причащению
- ?Каноны
- О Молитве
- ?Учитесь молиться
- ?Статьи и книги о молитве
- ?О молитвенном правиле
- ?Медитация и молитва
- ?О поклонах
- Молитвы на разные случаи жизни
- ?О вере
- ?О стяжании добродетелей
- ?В скорбях и искушениях
- ?О монашеской жизни
- ?Редкие молитвы
- ?На английском и греческом
Толковые молитвословы
Каноны и молитвы для подготовки к Таинствам Исповеди и Святого Причастия
Молитвы о путешествующих
Молитвы ко Пресвятой Богородице
Молитвы об избавлении от страстей
( с м . страсть)
Молитвы ко святым
( с м . святые):
Тропари, кондаки и величания
( с м . тропарь, кондак, величание):
Какие бывают виды молитвы?
Молитва – это обращение к Богу, а заговор – обращение к падшим духам.
Плоды молитвы.
Исполнение евангельских заповедей и приобретение христианских добродетелей.
«Плоды искренней молитвы: простота, любовь, смиренномудрие, терпение, незлобие и тому подобное. Все это и прежде вечных плодов произращает здесь плод в жизни старательного» святитель Григорий Нисский
В чём причины рассеянности и искушений в молитве?
Можно ли молиться своими словами?
Когда просимое будет неполезно или несвоевременно.
«Уста могут просить всего, но Бог исполняет только то, что полезно. Господь – премудрый Раздаятель. Он заботится о пользе просящего и, если видит, что просимое вредно или, по крайней мере, бесполезно ему,- не исполняет просимого и отказывает в мнимом благодеянии. Он выслушивает всякую молитву, и тот, чья молитва не исполняется, получает от Господа столь же спасительный дар, как и тот, чья молитва бывает исполнена. Поэтому будь уверен, что всякое прошение, которое не бывает исполнено, несомненно, вредно, а то прошение, которое услышано,- полезно. Дарующий праведен и благ и не оставит твоих прошений неисполненными, потому что в благости Его нет злобы и в правде Его – зависти. Если Он медлит с исполнением, то не потому, что раскаивается в обетовании, напротив. Он хочет видеть твое терпение».
преподобный Ефрем Сирин
«Иногда немедленно бывает услышано наше прошение, иногда же, по словам Спасителя, Бог долготерпит о нас, то есть не скоро исполняет просимое нами: Он видит, что нужно остановить на время это исполнение для нашего смирения. Когда прошение твое не будет исполнено Богом, покорись благоговейно воле Всесвятого Бога, Который по неведомым причинам оставил твое прошение неисполненным». епископ Игнатий (Брянчанинов)
Православное богослужение, как церковное, так и домашнее, основано на Священном Писании. Без его знания многое будет непонятно даже при переводе на современный язык.
Милосердный Боже, помоги Ты нам, беспомощным созданиям Твоим, и внуши нам беспредельную преданность, безответную покорность Твоей воле. Как бы жестоки не были наши страдания, даруй нам, Господи, силу и способность утешаться надеждою на Твою защиту и помощь, уверенность в Твоей близости.
Тебе все возможно, Господи! Нет такого горя, такой беды, от которой Ты не мог бы нас спасти. Нет такого зла, которого Ты не мог бы побороть в пользу душ наших.
Научи же нас, Господи, покорно переносить все испытания, все бедствия, которыми Тебе угодно нас посетить. Сохрани души наша от отчаяния и уныния. Дай нам всегда помнить и не забывать, что Ты близок нам, что мы дороги Тебе, что Ты всегда готов помиловать и спасти нас. Аминь.
О Пресвятая Владычице моя, Дево Богородице, Одигитрие, покровительнице и упование спасения моего! Се в путь, мне предлежащий, ныне хощу отлучитися и на время сие вручаю Тебе, премилосердой Матери моей, душу и тело мое, вся умныя моя и вещественныя силы, всего себе вверяя в крепкое Твое смотрение и всесильную Твою помощь. О благая спутнице и защитнице моя! Усердно молю Тя, да не ползок путь мой сей будет, руководствуй мя на нем, и направи его, Всесвятая Одигитрие, якоже Сама веси, ко славе Сына Твоего, Господа моего Иисуса Христа. Буди ми во всем Помощнице, наипаче же в сем дальнем и многотрудном путешествии соблюди мя под державным покровом Твоим от всяких находящих бед и скорбей, от враг видимых и невидимых, и моли о мне, Госпоже моя, Сына Твоего Христа Бога нашего, да послет в помощь мне ангела Своего мирна, верна наставника и хранителя, да якоже древле даровал есть рабу Своему Товии Рафаила, на всяком месте и во всякое время хранивша его в пути от всякаго зла: тако и мой путь благополучно управит и сохранив мя небесною силою, — здрава да возвратит мя, мирна и всецела к жилищу моему, во славу имени Своего святаго, славяще и благословяща Его во вся дни живота моего и Тебе величающи ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
|
Молитва перед иконой Казанской Божией Матери |
|
Казанская икона Божией Матери |
Молитва Святому Архангелу Рафаилу | |
Собор святых архангелов |
|