Меню

Молитва богородице которую поют прихожане в церкви

Содержание:

Церковная молитва – общая молитва всех прихожан

Духовная жизнь христианина не исчерпывается индивидуальной домашней молитвой. Для того, чтобы не только называться христианином, но и быть им на деле, необходимо регулярно участвовать в общей, то есть церковной молитве. Объединяясь в общей молитве, христиане образуют Церковь, и только в Церкви нам дается спасение.

Значение и смысл церковной молитвы

Иисус Христос говорил: «там, где двое или трое во имя Мое, там Я среди них». В храме перед Богом стоят не просто несколько человек, но вся Церковь в ее духовном единстве. Христос постоянно присутствует в жизни Церкви, и знаком Его присутствия являются церковные таинства, совершать которые может только священник. Участие в таинствах — важнейшая часть духовной жизни христианина.

Совместная общая молитва людей в храме

Богослужение совершает священник, ему помогает диакон. В храме слова молитв от имени всех собравшихся произносят или поют чтецы и певцы. Остальные молящиеся должны внимательно слушать то, что читается и поется. Чтобы лучше понимать слова, можно следить за богослужением с текстом в руках. Можно при этом подпевать хору, лишь бы пение не мешало другим молящимся.

Богослужения суточного круга, кроме Литургии, могут совершаться верующими без священника, так называемым мирянским чином. Для этого не нужен храм, а достаточно часовни.

Богослужебные молитвы

Существует огромное множество богослужебных молитв — тропарей, кондаков, стихир. Некоторые из них читают только священники во время богослужений: светильничные молитвы, евхаристическая молитва, молитва Ефрема Сирина, молитвы для совершения таинств и треб. Такие молитвы называются иерейскими или священническими, и содержатся они в богослужебных книгах (Октоихе, Минее, Триоди, Часослове).

  • Символ Веры («Верую…»), молитву «Отче наш…» и причастный стих «Тело Христово приимите, источника безсмерного вкусите» — на Божественной Литургии;
  • песнь «Воскресение Христово видевше…» — на воскресном всенощном бдении;
  • возглас «Воистину воскресе!» в ответ на возглас священника «Христос воскресе!» — на пасхальной службе.
  • Молитва идущих в храм

    Входя в церковь, нужно трижды перекреститься и сделать поясной поклон.

    Богослужение в православной церкви: устав, значение и порядок

    Фото: Фотобанк Лори

    Поскольку в повседневной жизни человека постоянно отвлекают суетные мысли и заботы, совершенно необходимо участвовать на богослужениях в храме. Только там возможно отвлечься от обыденности и посвятить свои мысли Богу. В этом и есть главное значение богослужения.

    Порядок и устав церковного богослужения сформировался очень давно. Ему обучают в семинариях будущих священников, диаконов, чтецов и регентов хора. Однако любой верующий должен иметь хотя бы общее представление о богослужебном уставе, для того чтобы понимать происходящее на службе.

  • Седмичный, или недельный круг: каждый день недели посвящен воспоминаниям о каком-либо событии Священной Истории
  • Богослужебные сутки начинаются вечером, поэтому вечерняя служба (вечерня) считается первой службой следующего дня. В течение суток служатся также утреня, 1-й, 3-й, 6-й (и иногда 9-й) часы и Божественная Литургия. Вечером накануне праздничных и воскресных дней вечерня, утреня и 1-й час объединяются в одну торжественную службу – всенощное бдение.

    Литургия и таинство Евхаристии

    Важнейшее общественное богослужение суток – это Литургия. Только на Литургии совершается главное таинство православной Церкви – Евхаристия, или Причащение. Во время Евхаристии действием благодати Святого Духа хлеб и вино незримо превращаются в Тело и Кровь Христовы. Верующие, вкушая их, причащаются, то есть соединяются с Господом Иисусом Христом ради оставления грехов и вечной жизни.

    В последовании Литургии можно выделить три этапа:

    Евхаристическая молитва

    Каждение – символическое окуривание ароматным дымом с помощью кадила (сосуд с горящими углями) в определенные моменты службы.

    Во время малого каждения священник или диакон находятся на амвоне и кадят алтарь, иконы и собравшихся людей. Люди в ответ на каждение кланяются.

    Во время полного каждения священнослужители обходят с кадилом весь храм. Молящимся следует отойти от стен ближе к середине храма, чтобы освободить место. Когда священнослужители с кадилом проходят мимо вас, слегка повернитесь и поклонитесь. Однако поворачиваться к алтарю спиной не надо.

    Когда совершаются крестное знамение, земной и поясной поклоны

    Крестное знамение без поклона:

  • в начале чтения Священного Писания (Апостола, Евангелия, Ветхого Завета)
  • на вечерней службе в начале Шестопсалмия на словах «Слава в вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение» (три раза) и посередине, на слове «Аллилуия» (три раза)
  • при входе в храм и при выходе из него
  • при чтении «Приидите, поклонимся. »
  • Крестное знамение с поясным поклоном (один раз):

  • на словах «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»
  • на Литургии на словах «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси», «Твоя от Твоих Тебе приносяще»
  • после «Честнейшую херувим. » перед «Именем Господним благослови, отче. » (низкий поясной поклон)
  • на утрене после чтения Евангелия
  • на вечерне и утрене после окончания каждой стихиры
  • после песнопения «Тебе поем»
  • после «Достойно есть»
  • при возгласе «Святая святым»
  • затем на словах «Всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь»
    • на возгласе священника «Мир всем. »
    • Земной Великий поклон

      Для земного поклона становятся на колени и касаются пола руками и головой.

    • Великим постом во время чтения молитвы Ефрема Сирина (на каждой фразе)
    • Великим постом на великом повечерии на каждом чтении стиха «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных»
    • на Литургии в будний день (не в праздник): после песнопения «Тебе поем», после «Достойно есть», при возгласе «Святая святым», при возгласе «И сподоби нас, Владыко, неосужденно. » перед пением «Отче наш», при выносе священником Святых даров на словах «Со страхом Божиим и верою приступите», затем на словах «Всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь»
    • По воскресеньям и в период с Пасхи до Пятидесятницы земные поклоны заменяются поясными.

      Как правильно молиться в церкви перед иконой

      В храм нужно прийти за некоторое время до начала службы, чтобы приложиться к иконе дня или чудотворным иконам.

      Икона дня — это изображение святого или события Священной истории, память о котором отмечается в этот день. Икона дня лежит посередине храма на аналое (небольшом наклонном столике). Если в этот день нет праздника и не вспоминается какой-либо святой, то иконой дня является икона святого или праздника, в честь которого освящен храм.

    • у иконы Христа — Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»
    • перед ликом Богородицы — «Пресвятая Богородице, спаси нас»
    • у образа святого — «Святый угодниче Божий (или: святая угоднице Божия) (имя), моли Бога о нас»
    • у Христа целуют благословляющую руку, ноги или край одежды
    • на иконе Нерукотворного Спаса или главы Иоанна Крестителя — волосы
    • Церковнославянский язык — значение и роль

      Богослужение в Русской, Сербской и Болгарской православных церквях ведется на церковнославянском языке. На русском языке могут читаться только отрывки из Священного Писания. Церковнославянский язык на слух воспринимается не всегда легко, поэтому на службы с собой можно брать распечатку текста с переводом.

      Часто спрашивают: можно ли молиться по-русски и почему не переводят богослужение на русский язык?

      Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви

      Ольга спрашивает:
      Здравствуйте, Николай! На некоторых службах прихожане поют песни, что это за тексты и где их найти?
      Спасибо!

      протоиерей Николай Караичев отвечает:
      Есть разные точки зрения на общенародное пение в храме. Например, владыка Санкт-Петербургский Иоанн считал, что участие всего прихода в пении должно быть максимальным. Вероятно, для того, чтобы вовлекать верующих в службу, преодолевать пассивное к ней отношение. До революции у одного московского священника – отца Николая Смирнова – было общенародное пение. Его «хор» состоял из 2000 человек, и именно этим людям поручили петь на первой литургии Патриарха Тихона! А я лично не уверен, что все должны петь. Хочешь и умеешь петь – бери благословение и иди на клирос. Какое дарование имеешь, в том и служи. А не имеешь дарования, то смирись.
      В какие моменты должно петь всем вместе? Когда приходит пора на литургии для «Символа веры» и «Отче наш». В Светлую седмицу принято вместе петь «Воскресение Христово видевши. »
      Молитвы , которые прихожане поют хором в церкви :
      I. НА ВСЕНОЩНОМ БДЕНИИ
      НА ВЕЧЕРНЕ:

      Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранится нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. Господи, милость Твоя во век: дел Руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

      Песнь Пресвятой Богородице:
      Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

      Псалом 33
      Благословлю Господа на всякое время,/ выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя,/ да услышат кротции, и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною,/ и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа и услыша мя,/ и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся,/ и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и,/ и от всех скорбей его спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его,/ и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь;/
      блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа вси святии Его,/ яко несть лишения боящимся Его. Богатии обнищаша и взалкаша;/ взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага. Приидите, чада, послушайте мене,/ страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот,/ любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла,/ и устне твои, еже не глаголати льсти. Уклонися от зла, и сотвори благо,/ взыщи мира, и пожени и. Очи Господни на праведныя,/ и уши Его в молитву их. Лице же Господне на творящия злая,/ еже потребити от земли память их. Воззваша праведнии, и Господь услыша их,/ и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем,/ и смиренныя духом спасет. Многи скорби праведным,/ и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их,/ ни едина от них сокрушится. Смерть грешников люта,/ и ненавидящии праведнаго прегрешат. Избавит Господь души раб Своих,/ и не прегрешат вси уповающии на Него.

      Воскресная песнь после Евангелия:
      Воскресение Христово видевше,/ поклонимся Святому Господу Иисусу,/ Единому Безгрешному./ Кресту Твоему покланяемся, Христе,/ и святое Воскресение Твое поем и славим:/ Ты бо еси Бог наш,/ разве Тебе иного не знаем,/ имя Твое именуем./ Приидите, вси вернии,/ поклонимся святому Христову Воскресению;/ се бо прииде Крестом радость всему миру./ Всегда благословяще Господа,/ поем Воскресение Его;/ распятие бо претерпев,/ смертию смерть разруши.

      Песнь Пресвятой Богородицы:
      Величит душа Моя Господа,/ и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.
      Яко призре на смирение Рабы Своея,/ се бо отныне ублажат Мя вси роди.
      Яко сотвори Мне величие Сильный,/ и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.
      Сотвори державу мышцею Своею,/ расточи гордыя мыслию сердца их.
      Низложи сильныя со престол,/ и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ,/ и богатящияся отпусти тщи.
      Восприят Израиля отрока Своего,/ помянута милости,/ якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его, даже до века.
      К каждому стиху припев:
      Честнейшую Херувим/ и Славнейшую без сравнения Серафим,/ без истления Бога Слова рождшую,/ сущую Богородицу, Тя величаем.

      Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых,/ благодарственная восписуем Ти раби Твой, Богородице;/ но яко имущая державу непобедимую,/ от всяких нас бед свободи да зовем Ти:/ радуйся, Невесто Неневестная.

      ПО ОКОНЧАНИИ ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ
      в некоторых храмах поют:
      Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина Чистая и Благословенная.

      Царице моя Преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

      П. НА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

      Символ веры:
      Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Света и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки гряду-щаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со От-цем и Сыном спокланяема и славима, глаголавшаго пророки. Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

      Молитва Господня:
      Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго

      Во время причащения верующих Святых Христовых Тайн поется:
      Тело Христово примите, источника бессмертного вкусите.

      III. ПЕСНОПЕНИЯ, ПОЕМЫЕ НА МОЛЕБНАХ

      Молитва Святому Духу:
      Царю Небесный,/ Утешителю, Душе истины,/ Иже везде сый/ и вся исполняяй,/ Сокровище благих/ и жизни Подателю,/ прииди и вселися в ны,/ и очисти ны от всякия скверны,/ и спаси, Блаже, души наша.

      Благодарственный Спасителю, глас 4:
      Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи,/ о Твоих великих благодеяниих на нас бывших,/ славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие,/ и рабски любовию вопием Ти:// Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

      Тропари, глас 4:
      К Богородице прилежно ныне притецем,/ грешнии и смиреннии, и припадем,/ в покаянии зовуще из глубины души:/ Владычице, помози, на ны милосердовавши,/ потщися, погибаем от множества прегрешений,/ не отврати Твоя раби тщи,// Тя бо и Едину надежду имамы.

      Не умолчим никогда, Богородице,/ силы Твоя глаголати, недостойнии:/ аще бо Ты не бы предстояла молящи,/ кто бы нас избавил от толиких бед,/ кто же бы сохранил до ныне свободны?/ Не отступим, Владычице, от Тебе:/ Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых.

      Кондаки, глас 6:
      Предстательство христиан непостыдное,/ ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грешных молений гласы,/ но предвари, яко Благая, на помощь нас,/ верно зовущих Ти;/ ускори на молитву, и потщися на умоление,/ предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

      Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе, Пречистая Дево./ Ты нам помози,/ на Тебе надеемся,/ и Тобою хвалимся,/ Твои бо есмы раби,/ да не постыдимся.

      Фарида спрашивает:
      Почему католики стоят а православные сидят?

      протоиерей Николай Караичев отвечает:
      Уважаемая Фарида! Во-первых, Вы «немного» ошиблись в формулировке вопроса: на самом деле католики в значительной части богослужения сидят, а православные,наоборот, в основном стоят.
      И,во-вторых,по сути Вашего вопроса:
      На Западе молились (и молятся сегодня) по-разному: иногда на коленях, иногда сидя или стоя.
      Редко, или почти никогда, восточные христиане сидят во время богослужений, согласуясь с мнением Тертуллиана, который в Книге о молитве говорит: «Непристойно вообще сидеть в присутствии и пред лицом того, кого боишься и почитаешь, а тем более нечестиво сидеть пред лицом Бога живого, которому предстоят и Ангелы со страхом и трепетом».

      Во время православного богослужения мы, если и становимся на колени, то на краткое время, а чаще делаем просто земной поклон, то есть становимся на колени и касаемся лбом земли. Сидеть во время православного богослужения разрешено во время чтения Псалтири. Святые отцы рекомендовали сидеть во время углубленной молитвы, например делания молитвы Иисусовой.
      В остальных случаях лучше всего молиться (это помогает собранности, бодрит) стоя.
      А вот мнение архиепископа Викентия:
      — В нашей Православной Церкви принято стоять на богослужении. Так как в этот момент мы стоим пред Богом, и это тоже своего рода подвиг. Также у нас есть традиция уважать и почитать старших. Поэтому мы при виде человека, который старше нас, с почтением к нему относимся и встаем. Об этом написано еще в Ветхом Завете: «Востани перед лицом старца, и чти лицо его». Тем более мы должны почитать Бога, так как Он является нашим Творцом, Промыслителем и Попечителем. Мы пришли в церковь беседовать с Богом, попросить прощения в своих грехах. В знак того, что мы осознаем свою греховность, мы приносим этот маленький подвиг – мы стоим на службе. Бывает тяжело, болят ноги, но мы терпим, – ради того, чтобы Господь простил нам наши прегрешения. Для того, чтобы Господь увидел нашу жертву, услышал наши молитвы и даровал нам Свою милость. Вот почему в нашей Русской Православной Церкви мы стоим на службе, а не сидим.
      Когда же, речь идет о больных людях, как сказал митрополит Московский Филарет (Дроздов): «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах». Но даже больным, если они в силах, во время чтения Евангелия лучше стоять.

      Ольга спрашивает:
      Скажите,пожалуйста,если в простую воду добавть Крещенскую,то она считается » святой » или тоже Крещенской

      протоиерей Николай Караичев отвечает:
      Как пользоваться святой водой?

      Применение святой воды в повседневной жизни православного христианина достаточно многоразлично. К примеру, ее употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры (особенно это относится к великой агиасме (воде, освященной накануне и в самый день праздника Крещения Господня), кропят свое жилище.

      Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

      Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения.

      Святую воду принято употреблять с молитвой: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

      Хотя и желательно — из благоговения к святыне — принимать Богоявленскую воду натощак, но по особой нужде в помощи Божией — при недугах или нападениях злых сил — пить ее можно и нужно, не колеблясь, в любое время. При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.
      Так что правильно эту святыню так и называть:»святая вода».

      Валентина КАМЛОВСКАЯ спрашивает:
      мОЖНО ЛИ УЗНАТЬ КТО КРЕСТИЛ МОЮ ВНУЧКУ КАРНОУХОВУ АННУ ?ГОД РОЖД.1994

      протоиерей Николай Караичев отвечает:
      Уважаемая Валентина! Вам лучше подойти в церковь и получить ответ на свой вопрос на месте.
      Наш адрес: г.Камышин, Волгоградская область, ул.Воинов-интернационалистов, д.11, церковь Успения Божьей Матери. т. (84457)4-55-62, 89275008310.

      Светлана спрашивает:
      Можно ли христианину носить крестик без изображения Христа?

      протоиерей Николай Караичев отвечает:
      Кресты нынче в моде. Непоколебимая стойкость атеистов в ненависти к распятию (помните «Смерть пионерки» Багрицкого: «не противься ж, Валенька, он тебя не съест. «?) сменилась новой модой. Кресты разнообразных форм и размеров, дорогие и не очень, продаются в кооперативных ларьках рядом с водкой, в подземных переходах и ювелирных магазинах. Крест становится символом нашего времени, но не как знамение веры, а как образ глумления над Православием.
      Православный Крест с изображением распятого Христа — величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления. В службе на праздник Воздвижения Церковь воспевает древо Креста Господня многими похвалами: «Крест — хранитель всея вселенной, красота Церкви, царей держава, верных утверждение, ангелов слава и демонов язва». С первых веков христианства всякий верующий носит на груди крест, исполняя слова Спасителя: «Если кто хочет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мк. 8, 34). Нательный крестик надевается каждому новокрещеному как щит веры и оружие на демонов.
      Ничего так не боится нечистая сила, как креста. И ничто так не радует бесов, как неблагочестивое, небрежное обращение с крестом, а также выставление его напоказ. Право носить крест поверх одежд до XVIII века имели только епископы, позже — священники. Всякий, кто дерзает уподобляться им, совершает грех самосвятсва. На современных безбожниках распятие появилось, но вряд ли это хорошо.
      Те крестики, что продаются в храме, освящаются особым чином. Существуют канонические формы крестов четырех-, шести-, восьмиконечные, с полукружием внизу и другие, каждая линия в которых имеет глубокое символическое значение. На обороте русских крестиков по традиции делают надпись «Спаси и сохрани».
      Современные «ларечные» кресты зачастую даже не похожи на Голгофский. В некоторых епархиях (например, Крымской) архиереи запрещают принимать к освящению распятия, приготовленные вне церковных мастерских. В этом есть смысл, ведь порой подают батюшке крестик, а на нем вместо Христа — окруженная сиянием женщина! «Где вы это взяли?» «Да ребята продавали на улице, в голубых балахонах. »
      Но и освященный крест нельзя носить без благоговения. Святыня, употребляемая без должной чести, оскверняется и вместо помощи свыше навлекает на осквернителя Божий гнев. Крест — это не медальон, не драгоценная побрякушка. «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6,7).
      Не существует каких-либо правил о материале для крестов. Очевидно, здесь приемлемы и драгоценные металлы, ибо для христианина не может быть ничего дороже креста — отсюда стремление его украсить. Но, безусловно, простые деревянные или металлические крестики ближе по духу ко Кресту Господню. Также нет принципиальной разницы между цепочкой и тесьмой: важно, чтобы крестик держался прочно.

      Привожу и другие, часто задаваемые по этому поводу вопросы:

      Почему надо носить нательный крест?

      – Смысл ношения на себе креста раскрывается в словах апостола Павла: «Я сораспялся Христу» (Гал.2:19). Освященный нательный крест – это символ веры и знак принадлежности к Церкви Христовой. Крест ограждает от злых духов. Тот, кто не желает носить крест, сам отвергает помощь Божию.

      Можно ли на одной цепочке носить крестик и знак зодиака?

      – Нательный крест – знак принадлежности к Церкви Христовой, а знаки зодиака, обереги, амулеты – свидетельства о приверженности различным суевериям, поэтому носить их нельзя вообще. «Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор.6:14-16).

      Можно ли носить крестик, который носила сестра, если она купила новый?

      – Можно. Крест – это святыня, символ спасения, неважно, кто его носил.

      Как отличить православный крест от католического?

      – Православная Церковь исповедует, что Христос был распят не тремя, а четырьмя гвоздями. Поэтому на православном кресте Спаситель изображен распятым четырьмя гвоздями, а на католическом – тремя (обе ноги – одним гвоздем). На обороте православных крестиков по традиции делают надпись «Спаси и сохрани».

      Можно ли поднимать найденный на улице крестик и что с ним делать?

      – Найденный на улице крестик обязательно надо поднять, так как это святыня, и она не должна попираться ногами. Найденный крестик можно отнести в Церковь или освятить и носить (если нет своего), или отдать тому, кто будет его носить.

      Надо ли снимать крест при мытье в бане?

      – Нательный крест лучше никогда не снимать.

      Татьяна. спрашивает:
      Мы с мужем официально разведены,но продолжаем жить вместе,как муж и жена.Является это грехом ?

      протоиерей Николай Караичев отвечает:
      Здравствуйте Татьяна! Ваш вопрос сформулирован без упоминания важных в этих ситуациях деталей, как то :причин развода, являетесь ли Вы и Ваш муж православными, т.е. принявшими православное крещение и других. В общем случае есть по этому поводу наставление Апостола Павла(См.1-е Послание Коринфянам стихи 10-11). Но Ваш случай требует уточнения некоторых важных деталей. Вам лучше подойти в церковь и поговорить на эту тему более конкретно. Рад буду Вам помочь.

      Евгений г. Камышин спрашивает:
      Обязательно ли должен крещеный человек носить крестик?

      протоиерей Николай Караичев отвечает:
      « Крест- хранитель всей вселенной, крест- красота церкви, крест – царей держава, крест – верных утверждение, крест- ангелов слава и демонов язва!»
      Похвала кресту

      Крест одевается на человека во время совершения Таинства Крещения, в знак того, что человек стал членом церкви Христовой. Этот человек с этого момента раб Божий. Вот как говорит об этом в послании к Галатам святой апостол Павел:
      «19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу 20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня».
      Поэтому нательный крестик снимать не принято ни при каких обстоятельствах.
      Крест это орудие нашего искупления! И носить крест значит сораспинать себя Христу. Видимый образ даётся нам в напоминание о том, как должен жить христианин.
      Для христианина крест становится бессловесной молитвой, которая исходит от сердца христианина и защищает носителя всегда, даже если он не имеет возможности перекреститься.
      Известны случаи и в наше время, когда люди отдавали жизнь, но не снимали с себя нательного крестика.

      Евгений, ваш вопрос свидетельство того, что вы не понимаете Евангельской истории, не понимаете зачем человеку креститься, не понимаете что значит распинать себя со Христом. Вам нужно идти в церковь и искренне пытаться узнавать православную веру. Узнавать её так, чтобы она вошла не только в ум, вошла в сердце ваше, чтобы жизнь ваша стала по настоящему христианской и тогда такие вопросы отпадут. Этот вопрос для Христианина не существует! Получив крестик во время Таинства крещения, он будет беречь его как величайшую святыню, и помнить об этом Таинстве.
      См. также: http://www.icon-art.info/book_contents.php?book_ >

      Денис, г. Псков спрашивает:
      Почему в храме принято стоять? Почему в католических соборах принято сидеть, а в православных храмах — стоять? Ведь когда несколько часов стоишь и, как правило, не имеешь возможности присесть, мысли далеки от того, чтобы самозабвенно возносить молитвы Богу.

      протоиерей Николай Караичев отвечает:
      Как мы участвуем в Богослужении, стоя или сидя, это вопрос традиции. Если вы зайдёте в Троицкий собор Тоице –Сергиевой Лавры, то у западной станы в увидите «стасидии» это что то похожее на высокие кресла без седушек. Они имеют подлокотники, на которые монахи опираются во время длительных Богослужений.
      Стасидии – греческая традиция, ими оборудованы многие греческие монастыри, так как Богослужения в монастырях долгие и стасидии помогают переносить утомление. Лавочки в католических храмах это упрощённая и дешёвая форма стасидий. В Греции, да и в Западной Европе во многих Православных храмах используются во время Богослужений скамейки или стульчики.
      Один из святых отцов, если не ошибаюсь преп. Серафим Саровский, говоря о домашней молитве сказал « во время молитвы лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах». Конечно скамеечки могут помочь больным людям учавствовать в Богослужении, но не нужно забывать, что некоторые моменты Богослужения требуют того, чтобы человек стоял, чтение Евангелия, например. Поэтому редко, или почти никогда, восточные христиане не сидят во время богослужений, согласуясь с мнением Тертуллиана, который в Книге о молитве говорит: «Непристойно вообще сидеть в присутствии и пред лицом того, кого боишься и почитаешь, а тем более нечестиво сидеть пред лицом Бога живого, которому предстоят и Ангелы со страхом и трепетом».
      И очень прискорбно наблюдать, когда во время Богослужения, повернувшись лицом к народу для преподания мира, священник видит отвалившегося на спинку стула «болящего».И уж совсем неправильна та ситуация, когда церковь оценивают по тому принципу, есть ли там скамеечки и можно ли во время Богослужений сидеть.

      Дарья, г. Киров спрашивает:
      Я замужем за некрещеным человеком(Сама я крещеная.) Мы с мужем очень любим друг друга, он не препятствует мне посещать богослужения. Считается ли наш брак, с точки зрения Церкви, греховным?

      протоиерей Николай Караичев отвечает:
      В современной практике церковной жизни есть тяжкое наследие двадцатого века — это непонимание основ церковного вероучения.
      Очень часто можно слышать, что с неверующим человеком жить нельзя, что если пара невенчана — это блуд и ещё многие заблуждения подобные этим. Мне хочется спросить этих людей: «а как же нам тогда относиться к словам апостола Павла?, который говорит: « неверующий муж освящается верующей женою, и неверующая жена освящается верующим мужем, иначе дети бы ваши были нечисты, а теперь святы »»(1 Кор.7-14). Совершенно очевидно, что апостол Павел, как и всё учение святых отцов главным считали любовь между супругами. А семью называли «домашней церковью». Ведь главное в церкви это Бог, а Бог есть любовь. «Кто не любит, тот не познал Бога, ибо Бог есть ЛЮБОВЬ»(1ИН 4,8)
      И когда неверующий видит глубокую веру своего супруга или супруги и ту любовь которая от него исходит, то очень часто случается так, что неверующий принимает крещение.

      Антонина Васильевна Пелешинцева, г. Благовещенск спрашивает:
      Можно ли просить благословения у священника, когда он в мирской одежде, например, при встрече на улице, или только когда он в облачении?

      протоиерей Николай Караичев отвечает:
      Когда мы принимаем благословение священника, то принимаем благословение Божие. В любом таинстве есть видимая часть, которая совершается руками священника и, часть таинственная, через которую верующие получают Благодать Божию. Господь наш Иисус Христос называл себя пастырем, а верующих в него овцами стада.
      Брать благословение принято тогда, когда мы собираемся делать какое о важное дело: нести молитвенный подвиг, нести подвиг борьбы со своими страстями, то есть исправления своих недостатков. Принято просить благословения у священнослужителей при встрече, это делается в знак уважения к священному сану ,который является знаком особой Благодати Божией, данной в знак того, что этот человек имеет право совершать Таинства Божии и пасти стадо церковное. Именно поэтому священнослужители носят специальную одежду, которая называется облачением. Но и без облачения священник остаётся священником.
      Когда у меня просят благословения в таких случаях, то я не преподаю благословения рукой, а отвечаю: « Бог благословит вас», и лишь близких людей могу благословить рукой и мы совершим троекратное целование, как это положено любому христианину.

      ПЕТЬ В ХРАМЕ ДОЛЖЕН КАЖДЫЙ!

      «Едиными усты и единым сердцем»

      На епархиальном собрании святейший патриарх Кирилл выступил с докладом, в котором прозвучали слова о важности народного пения на богослужении. Он вспомнил, как в одном храме раздавали всем пришедшим тексты «Милость мира…». Очень скоро прихожане с большим воодушевлением пели значительную часть Литургии. «И разве можно сравнить это народное пение, вовлекающее людей в свершение Евхаристии, с пением профессиональных платных певцов на клиросе, которые иногда даже внешним своим видом являют некий диссонанс со всеми теми, кто молится в храме? Давайте подумаем о том, как это возможно сделать», – подчеркнул Святейший.

      «Православная Москва» решила узнать, как сегодня в московских храмах решается эта задача.

      Одним из первых, кто откликнулся на призыв Святейшего, оказалось Московское подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.

      Каждую субботу перед Литургией прихожанам раздают тексты со словами молитв. Затем, при поддержке регента, эти песнопения исполняются. Поют все, кто стоит в храме.

      На вопросы «ПМ» отвечает игумен Иосиф (Крюков), настоятель Московского подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.
      – Как появилась идея народного хора?
      – Инициатива ввести народное пение принадлежит игумену Валаамского монастыря преосвященному Панкратию (Жердеву), епископу Троицкому. В течение длительного времени владыка прикладывал значительные усилия для того, чтобы люди, приезжающие из разных уголков страны на Валаам, стали единой семьей. Думаю, владыка хотел бы видеть то же самое и на наших подворьях. Очень важно, чтобы прихожане ощущали себя не случайными посетителями, которых никто не ждет, но членами единой церковной семьи.

      На епархиальном собрании святейший патриарх предложил ряд шагов по активизации приходской жизни. Идея народного пения была воспринята владыкой Панкратием с большой радостью. В тот же день владыка благословил нас реализовывать это предложение патриарха.

      – Есть ли какие трудности в реализации?
      – Поначалу у нас были некоторые сомнения. Насколько прихожане нашего подворья готовы к подобного рода инициативам? Ведь монастырская среда и люди, которых она привлекает, более консервативны и не так восприимчивы к нововведениям. Тем не менее, мы решили попробовать. И, как оказалось, это начинание имеет множество положительных моментов. Люди, ранее привыкшие быть лишь наблюдателями, посредством народного пения становятся активными участниками. Повышается внимание к словам молитвы. Благодаря совместному пению прихожане становятся ближе друг к другу. Я думаю, это как раз то, что необходимо любому приходу и особенно монастырской общине.

      – Но ведь поется не вся служба, только некоторые песнопения?
      – Да… После совещания мы пришли к следующей схеме. Регенты выбирают те песнопения, которые на слуху и могут быть исполнены людьми без специального образования. Второй этап – они передают тексты в миссионерское братство, где готовят листовки: ноты и текст. Перед каждым субботним богослужением алтарники или члены братства раздают всем молящимся в храме листовки, затем сами члены братства и певчие встают среди народа и помогают робким более смело участвовать в службе. Пока так. Я надеюсь, что со временем, когда люди почувствуют себя более уверенно, перестанут бояться петь за богослужением, мы сможем расширить количество песнопений.

      Древняя Церковь: здесь и сейчас

      Представим, что количество песнопений с каждой службой все более расширяется. Наконец, всю службу поют молящиеся в храме. Нужен ли тогда профессиональный хор? И какова глубина этой традиции?

      Размышляет иеродиакон Герман (Рябцев), регент Московского подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря:
      – Можно ли сказать, что народный хор – это новшество?
      – В храме всегда пели Символ веры и Отче наш. Теперь к этим известным молитвам прибавилось еще несколько песнопений, наиболее употребительных. Трисвятое, Достойно есть, ектения, тропарь и кондак преподобным Сергию и Герману. При этом ключевые песнопения останутся за клиросом. Прихожанам нравится петь в храме. Это и ответственность, и приобщение к общему богослужению. Теперь они не просто стоят и слушают, но участвуют сами. Так пели в древней Церкви.
      – Возможно, традиция древней Церкви вернется? Никакого клироса и профессиональных певчих.
      – Тогда прихожане должны быть музыкально образованными людьми. Либо придется упрощать песнопения до предела, до читка. Тогда это уже неуважение к той традиции, которая существовала 1000 лет на Руси. У нас же своя традиция, с 11 века знаменный распев, древнерусские песнопения, сложные мелодические узоры. Этому надо учиться, и далеко не каждый способный человек сможет их освоить.

      Мужской, народный и детский хор в храме Димитрия Донского

      В праздник Торжества Православия в храме святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутове состоялась первая Литургия с участием народного хора.

      Рассказывает священник Андрей Алексеев, настоятель храма.

      – Такое желание возникло у прихожан. «Всякое дыхание да хвалит Господа» (Пс. 150, 6). Конечно, когда человек готов участвовать в богослужении – это другое состояние. Я понимаю тех людей, которые желают прославлять Господа не только сердцем, но и устами своими. Данная традиция имеет отношение к древним векам христианства. В катакомбной церкви все люди, пришедшие на богослужение, были участниками, они пели и восхваляли Христа.
      – Как проходит обучение?
      – Сейчас в хоре примерно 40 человек. Они занимаются несколько раз в неделю. Изучают вокал и сольфеджио.
      – Несколько раз в неделю – это очень серьезно! Возможно, в будущем народный хор и станет основным?
      – Я рассматриваю сочетание хоров. У нас в храме есть мужской профессиональный хор. Певчие этого хора – верующие люди, имеющие соответствующее образование. Многие из них закончили консерваторию. Они и поют как правый хор. «Красота пения способствует молитвенному настрою», – говорил Иоанн Златоуст, и мужской хор – это особенный хор, его невозможно заменить. У нас и дети готовятся петь Литургию. Правда, пока они поют вместе с народным хором, но со временем будут петь самостоятельно.

      Пение с голоса: занятия в храме святой мученицы Татьяны

      Оказывается, традиция народного хора существует и в некоторых других храмах Москвы. Например, в домовом храме святой мученицы Татьяны народному хору уже три года!
      Рассказывает Марина Конопова, руководитель церковно-приходского хора с 2011 года:

      – Наши прихожане собрались и попросили с ними позаниматься. Отец Владимир, настоятель храма, с радостью благословил эту инициативу. Так у нас и получился народный хор. Сначала пели акафист святой Татиане. Всем, кто приходит на службу, мы раздаем книги с текстом. С прошлого года стали петь Литургию, пока раз в месяц, поем еще и вечерню.
      – Кто может участвовать в хоре, практикуется ли прослушивание?
      – Музыкальные способности развиваются при усердии и регулярности занятий. Даже музыкально слабо одаренные люди вырабатывают певческие навыки. У нас нет ни прослушивания, ни отбора.
      – Как проходят занятия?
      – Церковное пение должно быть на должном техническом уровне. Очень важно не расстраивать прихожан и священнослужителей дурногласием.
      Для этого мы привлекаем разных специалистов, осваиваем навыки дыхания, звукоизвлечения. Недавно прослушали курс по литургике.
      – Что делать тем, кто не знает ноты?
      – Мы ориентированы на одноголосное пение и знаменный распев, проходим и обиход. Нот не учим. Обучение – с голоса. Для этого мы рассылаем аудио-файлы, которые можно слушать, подпевать и постепенно запоминать.

      Также мы изучаем и поем духовные стихи. Может быть, профессионального результата не стоит ждать очень быстро, хотя он достижим. Самое главное – настрой. Люди собираются вокруг Христа, центром их жизни становится Литургия.

      Народному хору в Знаменском храме – больше 20 лет!

      В храме иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской Слободе (ст. м. «Рижская») по традиции поют прихожане. Уникальность этого народного хора в том, что он здесь единственный и основной.

      Как рассказала регент хора, Елена Федюшина, обучение происходит преемственно.
      – Когда в хор приходит кто-то новый, мы даем папку песнопений с нотами и ставим рядом со старослужащими. Пение, как и язык, учат только так – погружаясь в материал.

      «В целом следует признать, что воспитание в прихожанах (да и в самих священнослужителях) чувства совместного, общего участия в богослужении «едиными усты и единым сердцем» – это большая задача, которую не решить в одночасье». Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

      Фото Владимира Ходакова

      Анастасия Чернова

      Молитва в церкви поют все вместе

      Советуем ознакомиться молитва в церкви поют все вместе с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

      Какие воскресные молитвы читают на службе в храме и дома?

      Когда идёт молитва, верующий склоняет голову в знак смирения и почтения, делает поясные и земные поклоны, может лежать ниц с головой, преклонённой до земли. Все эти поклоны при знании устава церкви верующий делает не просто так и не тогда, когда вздумается. Всё в богослужении наделено смыслом и имеет как внешнюю, так и внутреннюю стороны. К примеру, земные поклоны с касанием головой земли и последующим непосредственно за этим подниманием имеют глубокий символический смысл: из-за греха мы пали к земле и благодаря искуплению Христову вновь имеем возможность быть взятыми на небо. Среди всех молитв и служб воскресные – это особенные службы, праздничные.

      Смысл воскресного молитвенного богослужения

      Важно знать, например, что в церкви есть дни, когда земные поклоны не делают, более того, они запрещены уставом. Это вызвано смыслом празднуемого события. Прежде всего это воскресные молитвы, полиелейные дни, от праздника Рождества до самого Крещения, вся Пятидесятница от Пасхи до дня Святого Духа и дни, перед которыми проходят полиелейные торжественные всенощные бдения. Запрещение поклонов в эти дни было уже оговорено на первом Вселенском Соборе, где чётко сказано, что это правило распространяется на всю церковь, и молитвы в эти дни стоит совершать, стоя на ногах.

      Постановления соборов

      Церковь придаёт очень важное значение совершению молитвенного правила на службах и дома. Это видно из того, что постановление о том, как совершать воскресные молитвы, проводить полиелейные дни и Пятидесятницу, повторяется ещё в ряде правил. VI Вселенский Собор тоже разъясняет в 90 правиле о воздержании от земных поклонов с вечернего субботнего входа до вечернего воскресного входа. Это символизирует радость и почитание воскресения Христова.

      Василий Великий в трудах «О Святом Духе» (91 правило) говорит, что в начале (1 день) седмицы воскресные молитвы необходимо совершать стоя и прямо, по причине воскресшего Христа и нашего будущего с ним воскрешения, нашей обязанности искать высших. Поэтому в день воскресный стоять прямо перед Богом во время молитвы – это напоминание нам о дарованной благодати. Этот день назван единым восьмым днём, символизирующим время, последующее за настоящим – вечность, нескончаемый век. Церковь учит своих прихожан совершать воскресные молитвы стоя, чтобы часто напоминать о нескончаемой жизни, не вознерадеть к преставлению в оную.

      Цель церковной молитвы

      Празднуя победу жизни над смертью, Христа над дьяволом, церковь в воскресный день строит соответствующим образом службу. Поэтому молитвы на воскресной службе на коленях в эти дни недопустимы, это будет противоречить всему смыслу праздника.

      Церковное богослужение имеет назидательную для верующих цель при чтении псалтири и песнопениях. Важно знать об истинном учении Христа, стать расположенным к молитве и покаянию. При этом важно в молящихся вызвать чувство благодарности к Богу за все. Важно почувствовать молящемуся нужду в усиленной молитве о дальнейших милостях к нам и получить успокоение душе.

      От домашней молитвы утренние воскресные в церкви отличаются тем, что совершаются священнослужителями, законно находящимися в храме, рукоположенными через таинство священства. Через молитву христианин входит в таинственное общение с Богом, а через таинства получает от Бога благодатные силы для праведной жизни.

      Церковные молитвы соединены особым образом. В них входит и чтение псалмов, Священного Евангелия. На протяжении службы последовательно развивается определённая мысль.

      Суть воскресной молитвы

      В статье можно описать лишь некоторые моменты, раскрывающие смысл, который несёт воскресная молитва. Текст полной литургии стоит искать в специальных источниках.

      • На литургии вместе со священниками во время пения «Тебе поем» нужно с благоговением и страхом Божиим молиться о ниспослании Святого Духа на всех стоящих в храме. При этом про себя произносят тропарь третьего часа, а затем: «Сердце чисто созижди во мне, Боже…». И опять по себя произносят тропарь с последующими словами стиха: «Не отвержи мене от лица Твоего…». Ещё раз читается молитва и повторяется тропарь: «Господи, Иже Пресвятого Твоего Духа. » Все эти молитвы творят молча, про себя и с умилением.
      • Когда освящаются в алтаре Святые Дары, нисходит Святой Дух, присутствующие члены церкви потщатся получить освящение и обновление. Тогда со смирением призывают Дух Святой.
      • Про воскресные стихиры и тропарь

        В стихирах воскресения идёт речь о том, чтобы Бог извёл душу из темницы. Обращаясь ко Христу, молящийся говорит о Его великой победе над адом, о крестной смерти, об освобождении мертвых. Душа кающегося грешника молит Христа, источника жизни, помиловать её и даровать молящемуся пребывать с праведниками. Он из глубины сердца взывает к Господу и просит услышать его, грешника, глас. Душа вопиет к Богу и радуется Воскресению Христову!

        Воскресный тропарь говорит об ангельских силах и Марии, ищущей Христа во гробе. Но нет Его там – Он воскрес!

        Церковная молитва – общая молитва всех прихожан

        Значение и смысл церковной молитвы

        Совместная общая молитва людей в храме

        В храме во время богослужений верующие совершают общую молитву. В совместной молитве все молятся о каждом и каждый – обо всех: когда отвлекся один, другие продолжают молиться, и молитва не ослабевает. Поэтому совместная молитва важнее (и сильнее) частной.

        Богослужебные молитвы

        Некоторые молитвы собравшиеся на службе прихожане поют вместе со священниками и церковным хором, и мирянам необходимо знать их наизусть:

      • Символ Веры («Верую…»), молитву «Отче наш…» и причастный стих «Тело Христово приимите, источника безсмерного вкусите» – на Божественной Литургии;
      • песнь «Воскресение Христово видевше…» – на воскресном всенощном бдении;
      • возглас «Воистину воскресе!» в ответ на возглас священника «Христос воскресе!» – на пасхальной службе.
      • Молитва идущих в храм

        Верующие освящают молитвой каждое свое действие. Тем более без нее не может обойтись такое важное дело, как путь в храм. Какие же молитвы читают, когда идут в церковь? Существует специальная молитва идущего в храм, и ее нужно про себя или тихим шепотом произносить по дороге. Если не помните ее наизусть, можно читать «Отче наш» или Иисусову молитву.

        Богослужение в православной церкви: устав, значение и порядок

        Фото: Фотобанк Лори

        Православное богослужение составляют песнопения, молитвы, чтение отрывков из Священного Писания и священнодействия, порядок (чин) которых установлен Церковью.

        Книга, в которой записан устав православных богослужений, называется Типикон.

        Каждый момент времени одновременно является частью суток, частью недели и частью года. По этому же принципу богослужения современной православной Церкви делятся на три «круга»:

      • Суточный круг: каждому часу в сутках соответствует какое-то событие из жизни Иисуса Христа
      • Годовой круг: каждый день года связан с воспоминаниями о каком-то событии из жизни Иисуса Христа, апостолов и святых.
      • Литургия и таинство Евхаристии

      • проскомидия: священник готовит Святые Дары – хлеб и вино – к освящению;
      • литургия оглашенных: поются псалмы, читается Священное Писание, поминаются по записками живые и усопшие родные и близкие молящихся;
      • литургия верных: освящаются Святые Дары, совершается таинство Евхаристии, причащаются верующие (сначала священнослужители, затем – прихожане).
      • Значение Евхаристии в православной церкви очень велико. Участвуя в этом таинстве, верующие реально, а не символически, становятся носителями божественного Естества.

        Евхаристическая молитва

        Ключевым моментом литургии является чтение евхаристической молитвы (анафоры) над Святыми Дарами на проскомидии.

        В современной Церкви анафору читает священник тайно, в алтаре, и только некоторые возгласы слышны молящимся в храме.

        Начинается евхаристическая молитва словами «Станем добре!», и в этот момент в храме зажигают свет, а по окончании молитвы свет гасят.

        Когда совершаются крестное знамение, земной и поясной поклоны

        Во время молитв в храме нужно креститься и совершать поклоны в соответствии с церковным Уставом:

      • на отпусте в конце службы, когда священник возглашает «Христос, истинный Бог наш. »
      • на Литургии во время пения Символа веры
      • Крестное знамение с поясным поклоном (три раза):

      • при чтении «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя»
      • при чтении «Святый Боже, святый крепкий, святый безсмертный. »
      • при возгласе священника «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе. »
      • на словах «Буди имя Господне благословенно отныне и до века»
      • на словах «Сподоби, Господи, в сей день (вечер) без греха сохранитися нам»
      • на литии после первых двух прошений ектении
      • на литии во время ектении после всех прошений, кроме первых двух
      • во время ектений на остальных службах на словах «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи»
      • во время любой молитвы, когда звучат слова «поклонимся», «припадем», «помолимся»
      • на утрене на каноне на каждом припеве и словах «Слава Отцу и Сыну и Святому духу», «и ныне и присно и вовеки веков, аминь»
      • на молебне с акафистом в начале каждого кондака и икоса
      • На Литургии в воскресенье и в период с Пасхи до Пятидесятницы, когда не совершаются земные поклоны, делается крестное знамение с поясным поклоном:

      • при возгласе «И сподоби нас, Владыко, неосужденно. » перед пением «Отче наш»
      • при выносе священником Святых даров на словах «Со страхом Божиим и верою приступите»
      • Поясной поклон без крестного знамения:

        Земной Великий поклон

        Земные поклоны совершаются:

      • во время поста при входе в храм и перед выходом из него (три раза)
      • во время поста на утрене во время Песни пресвятой Богородице по окончании припева «Честнейшую херувим. »
      • Великим постом на вечерне при пении «Богородице, Дево, радуйся. » (три раза)
      • Как правильно молиться в церкви перед иконой

        Перед иконой нужно дважды перекреститься с поясным поклоном.

        При этом про себя произносят молитву:

      • у иконы Христа – Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»
      • перед ликом Богородицы – «Пресвятая Богородице, спаси нас»
      • у образа святого – «Святый угодниче Божий (или: святая угоднице Божия) (имя), моли Бога о нас»
      • После этого нужно приложиться губами к определенному месту иконы:

      • у Богородицы и святых — руку или одежду

      Церковнославянский язык — значение и роль

      По-русски молиться можно, в русском, как и в любом национальном языке, нет ничего скверного или недостойного молитвы. Однако в настоящее время полный перевод богослужения на русский невозможен: нормы и стилистика современного русского литературного языка постоянно меняются, язык очень быстро устаревает. К тому же, в русском языке попросту нет многих слов, которые используются в молитвенной поэзии.

      Тел.: +7 495 668 11 90. ООО «Рублев» © 2019-2017 «Рублев»

      Для выполнения действия вы должны быть авторизованы.

      Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви

      Здравствуйте, Николай! На некоторых службах прихожане поют песни, что это за тексты и где их найти?

      Есть разные точки зрения на общенародное пение в храме. Например, владыка Санкт-Петербургский Иоанн считал, что участие всего прихода в пении должно быть максимальным. Вероятно, для того, чтобы вовлекать верующих в службу, преодолевать пассивное к ней отношение. До революции у одного московского священника – отца Николая Смирнова – было общенародное пение. Его «хор» состоял из 2000 человек, и именно этим людям поручили петь на первой литургии Патриарха Тихона! А я лично не уверен, что все должны петь. Хочешь и умеешь петь – бери благословение и иди на клирос. Какое дарование имеешь, в том и служи. А не имеешь дарования, то смирись.

      В какие моменты должно петь всем вместе? Когда приходит пора на литургии для «Символа веры» и «Отче наш». В Светлую седмицу принято вместе петь «Воскресение Христово видевши. »

      Молитвы , которые прихожане поют хором в церкви :

      I. НА ВСЕНОЩНОМ БДЕНИИ

      Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

      Благословлю Господа на всякое время,/ выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя,/ да услышат кротции, и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною,/ и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа и услыша мя,/ и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся,/ и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и,/ и от всех скорбей его спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его,/ и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь;/

      блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа вси святии Его,/ яко несть лишения боящимся Его. Богатии обнищаша и взалкаша;/ взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага. Приидите, чада, послушайте мене,/ страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот,/ любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла,/ и устне твои, еже не глаголати льсти. Уклонися от зла, и сотвори благо,/ взыщи мира, и пожени и. Очи Господни на праведныя,/ и уши Его в молитву их. Лице же Господне на творящия злая,/ еже потребити от земли память их. Воззваша праведнии, и Господь услыша их,/ и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем,/ и смиренныя духом спасет. Многи скорби праведным,/ и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их,/ ни едина от них сокрушится. Смерть грешников люта,/ и ненавидящии праведнаго прегрешат. Избавит Господь души раб Своих,/ и не прегрешат вси уповающии на Него.

      Воскресение Христово видевше,/ поклонимся Святому Господу Иисусу,/ Единому Безгрешному./ Кресту Твоему покланяемся, Христе,/ и святое Воскресение Твое поем и славим:/ Ты бо еси Бог наш,/ разве Тебе иного не знаем,/ имя Твое именуем./ Приидите, вси вернии,/ поклонимся святому Христову Воскресению;/ се бо прииде Крестом радость всему миру./ Всегда благословяще Господа,/ поем Воскресение Его;/ распятие бо претерпев,/ смертию смерть разруши.

      Величит душа Моя Господа,/ и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.

      Яко призре на смирение Рабы Своея,/ се бо отныне ублажат Мя вси роди.

      Яко сотвори Мне величие Сильный,/ и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.

      Сотвори державу мышцею Своею,/ расточи гордыя мыслию сердца их.

      Низложи сильныя со престол,/ и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ,/ и богатящияся отпусти тщи.

      Восприят Израиля отрока Своего,/ помянута милости,/ якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его, даже до века.

      К каждому стиху припев:

      Честнейшую Херувим/ и Славнейшую без сравнения Серафим,/ без истления Бога Слова рождшую,/ сущую Богородицу, Тя величаем.

      в некоторых храмах поют:

      Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина Чистая и Благословенная.

      Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Света и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки гряду-щаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со От-цем и Сыном спокланяема и славима, глаголавшаго пророки. Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

      Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго

      Тело Христово примите, источника бессмертного вкусите.

      Царю Небесный,/ Утешителю, Душе истины,/ Иже везде сый/ и вся исполняяй,/ Сокровище благих/ и жизни Подателю,/ прииди и вселися в ны,/ и очисти ны от всякия скверны,/ и спаси, Блаже, души наша.

      Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи,/ о Твоих великих благодеяниих на нас бывших,/ славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие,/ и рабски любовию вопием Ти:// Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

      К Богородице прилежно ныне притецем,/ грешнии и смиреннии, и припадем,/ в покаянии зовуще из глубины души:/ Владычице, помози, на ны милосердовавши,/ потщися, погибаем от множества прегрешений,/ не отврати Твоя раби тщи,// Тя бо и Едину надежду имамы.

      Предстательство христиан непостыдное,/ ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грешных молений гласы,/ но предвари, яко Благая, на помощь нас,/ верно зовущих Ти;/ ускори на молитву, и потщися на умоление,/ предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

      Почему католики стоят а православные сидят?

      Уважаемая Фарида! Во-первых, Вы “немного” ошиблись в формулировке вопроса: на самом деле католики в значительной части богослужения сидят, а православные,наоборот, в основном стоят.

      И,во-вторых,по сути Вашего вопроса:

      На Западе молились (и молятся сегодня) по-разному: иногда на коленях, иногда сидя или стоя.

      Редко, или почти никогда, восточные христиане сидят во время богослужений, согласуясь с мнением Тертуллиана, который в Книге о молитве говорит: «Непристойно вообще сидеть в присутствии и пред лицом того, кого боишься и почитаешь, а тем более нечестиво сидеть пред лицом Бога живого, которому предстоят и Ангелы со страхом и трепетом».

      В остальных случаях лучше всего молиться (это помогает собранности, бодрит) стоя.

      А вот мнение архиепископа Викентия:

      – В нашей Православной Церкви принято стоять на богослужении. Так как в этот момент мы стоим пред Богом, и это тоже своего рода подвиг. Также у нас есть традиция уважать и почитать старших. Поэтому мы при виде человека, который старше нас, с почтением к нему относимся и встаем. Об этом написано еще в Ветхом Завете: «Востани перед лицом старца, и чти лицо его». Тем более мы должны почитать Бога, так как Он является нашим Творцом, Промыслителем и Попечителем. Мы пришли в церковь беседовать с Богом, попросить прощения в своих грехах. В знак того, что мы осознаем свою греховность, мы приносим этот маленький подвиг – мы стоим на службе. Бывает тяжело, болят ноги, но мы терпим, – ради того, чтобы Господь простил нам наши прегрешения. Для того, чтобы Господь увидел нашу жертву, услышал наши молитвы и даровал нам Свою милость. Вот почему в нашей Русской Православной Церкви мы стоим на службе, а не сидим.

      Когда же, речь идет о больных людях, как сказал митрополит Московский Филарет (Дроздов): «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах». Но даже больным, если они в силах, во время чтения Евангелия лучше стоять.

      Скажите,пожалуйста,если в простую воду добавть Крещенскую,то она считается ” святой ” или тоже Крещенской

      Как пользоваться святой водой?

      Так что правильно эту святыню так и называть:”святая вода”.

      Валентина КАМЛОВСКАЯ спрашивает:

      мОЖНО ЛИ УЗНАТЬ КТО КРЕСТИЛ МОЮ ВНУЧКУ КАРНОУХОВУ АННУ ?ГОД РОЖД.1994

      Уважаемая Валентина! Вам лучше подойти в церковь и получить ответ на свой вопрос на месте.

      Наш адрес: г.Камышин, Волгоградская область, ул.Воинов-интернационалистов, д.11, церковь Успения Божьей Матери. т. (84457)4-55-62, 89275008310.

      Можно ли христианину носить крестик без изображения Христа?

      протоиерей Николай Караичев отвечает:

      Кресты нынче в моде. Непоколебимая стойкость атеистов в ненависти к распятию (помните “Смерть пионерки” Багрицкого: “не противься ж, Валенька, он тебя не съест. “?) сменилась новой модой. Кресты разнообразных форм и размеров, дорогие и не очень, продаются в кооперативных ларьках рядом с водкой, в подземных переходах и ювелирных магазинах. Крест становится символом нашего времени, но не как знамение веры, а как образ глумления над Православием.

      Православный Крест с изображением распятого Христа – величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления. В службе на праздник Воздвижения Церковь воспевает древо Креста Господня многими похвалами: “Крест – хранитель всея вселенной, красота Церкви, царей держава, верных утверждение, ангелов слава и демонов язва”. С первых веков христианства всякий верующий носит на груди крест, исполняя слова Спасителя: “Если кто хочет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет” (Мк. 8, 34). Нательный крестик надевается каждому новокрещеному как щит веры и оружие на демонов.

      Ничего так не боится нечистая сила, как креста. И ничто так не радует бесов, как неблагочестивое, небрежное обращение с крестом, а также выставление его напоказ. Право носить крест поверх одежд до XVIII века имели только епископы, позже – священники. Всякий, кто дерзает уподобляться им, совершает грех самосвятсва. На современных безбожниках распятие появилось, но вряд ли это хорошо.

      Те крестики, что продаются в храме, освящаются особым чином. Существуют канонические формы крестов четырех-, шести-, восьмиконечные, с полукружием внизу и другие, каждая линия в которых имеет глубокое символическое значение. На обороте русских крестиков по традиции делают надпись “Спаси и сохрани”.

      Современные “ларечные” кресты зачастую даже не похожи на Голгофский. В некоторых епархиях (например, Крымской) архиереи запрещают принимать к освящению распятия, приготовленные вне церковных мастерских. В этом есть смысл, ведь порой подают батюшке крестик, а на нем вместо Христа – окруженная сиянием женщина! “Где вы это взяли?” “Да ребята продавали на улице, в голубых балахонах. “

      Но и освященный крест нельзя носить без благоговения. Святыня, употребляемая без должной чести, оскверняется и вместо помощи свыше навлекает на осквернителя Божий гнев. Крест – это не медальон, не драгоценная побрякушка. “Бог поругаем не бывает” (Гал. 6,7).

      Не существует каких-либо правил о материале для крестов. Очевидно, здесь приемлемы и драгоценные металлы, ибо для христианина не может быть ничего дороже креста – отсюда стремление его украсить. Но, безусловно, простые деревянные или металлические крестики ближе по духу ко Кресту Господню. Также нет принципиальной разницы между цепочкой и тесьмой: важно, чтобы крестик держался прочно.

      Мы с мужем официально разведены,но продолжаем жить вместе,как муж и жена.Является это грехом ?

      Здравствуйте Татьяна! Ваш вопрос сформулирован без упоминания важных в этих ситуациях деталей, как то :причин развода, являетесь ли Вы и Ваш муж православными, т.е. принявшими православное крещение и других. В общем случае есть по этому поводу наставление Апостола Павла(См.1-е Послание Коринфянам стихи 10-11). Но Ваш случай требует уточнения некоторых важных деталей. Вам лучше подойти в церковь и поговорить на эту тему более конкретно. Рад буду Вам помочь.

      Евгений г. Камышин спрашивает:

      Обязательно ли должен крещеный человек носить крестик?

      « Крест- хранитель всей вселенной, крест- красота церкви, крест – царей держава, крест – верных утверждение, крест- ангелов слава и демонов язва!»

      «19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу 20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня».

      Поэтому нательный крестик снимать не принято ни при каких обстоятельствах.

      Крест это орудие нашего искупления! И носить крест значит сораспинать себя Христу. Видимый образ даётся нам в напоминание о том, как должен жить христианин.

      Для христианина крест становится бессловесной молитвой, которая исходит от сердца христианина и защищает носителя всегда, даже если он не имеет возможности перекреститься.

      Известны случаи и в наше время, когда люди отдавали жизнь, но не снимали с себя нательного крестика.

      См. также: http://www.icon-art.info/book_contents.php?book_ >

      Денис, г. Псков спрашивает:

      Почему в храме принято стоять? Почему в католических соборах принято сидеть, а в православных храмах – стоять? Ведь когда несколько часов стоишь и, как правило, не имеешь возможности присесть, мысли далеки от того, чтобы самозабвенно возносить молитвы Богу.

      Как мы участвуем в Богослужении, стоя или сидя, это вопрос традиции. Если вы зайдёте в Троицкий собор Тоице –Сергиевой Лавры, то у западной станы в увидите «стасидии» это что то похожее на высокие кресла без седушек. Они имеют подлокотники, на которые монахи опираются во время длительных Богослужений.

      Стасидии – греческая традиция, ими оборудованы многие греческие монастыри, так как Богослужения в монастырях долгие и стасидии помогают переносить утомление. Лавочки в католических храмах это упрощённая и дешёвая форма стасидий. В Греции, да и в Западной Европе во многих Православных храмах используются во время Богослужений скамейки или стульчики.

      Один из святых отцов, если не ошибаюсь преп. Серафим Саровский, говоря о домашней молитве сказал « во время молитвы лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах». Конечно скамеечки могут помочь больным людям учавствовать в Богослужении, но не нужно забывать, что некоторые моменты Богослужения требуют того, чтобы человек стоял, чтение Евангелия, например. Поэтому редко, или почти никогда, восточные христиане не сидят во время богослужений, согласуясь с мнением Тертуллиана, который в Книге о молитве говорит: «Непристойно вообще сидеть в присутствии и пред лицом того, кого боишься и почитаешь, а тем более нечестиво сидеть пред лицом Бога живого, которому предстоят и Ангелы со страхом и трепетом».

      И очень прискорбно наблюдать, когда во время Богослужения, повернувшись лицом к народу для преподания мира, священник видит отвалившегося на спинку стула «болящего».И уж совсем неправильна та ситуация, когда церковь оценивают по тому принципу, есть ли там скамеечки и можно ли во время Богослужений сидеть.

      Дарья, г. Киров спрашивает:

      Я замужем за некрещеным человеком(Сама я крещеная.) Мы с мужем очень любим друг друга, он не препятствует мне посещать богослужения. Считается ли наш брак, с точки зрения Церкви, греховным?

      В современной практике церковной жизни есть тяжкое наследие двадцатого века – это непонимание основ церковного вероучения.

      Очень часто можно слышать, что с неверующим человеком жить нельзя, что если пара невенчана – это блуд и ещё многие заблуждения подобные этим. Мне хочется спросить этих людей: «а как же нам тогда относиться к словам апостола Павла?, который говорит: « неверующий муж освящается верующей женою, и неверующая жена освящается верующим мужем, иначе дети бы ваши были нечисты, а теперь святы »»(1 Кор.7-14). Совершенно очевидно, что апостол Павел, как и всё учение святых отцов главным считали любовь между супругами. А семью называли «домашней церковью». Ведь главное в церкви это Бог, а Бог есть любовь. “Кто не любит, тот не познал Бога, ибо Бог есть ЛЮБОВЬ”(1ИН 4,8)

      И когда неверующий видит глубокую веру своего супруга или супруги и ту любовь которая от него исходит, то очень часто случается так, что неверующий принимает крещение.

      Антонина Васильевна Пелешинцева, г. Благовещенск спрашивает:

      Можно ли просить благословения у священника, когда он в мирской одежде, например, при встрече на улице, или только когда он в облачении?

      Когда мы принимаем благословение священника, то принимаем благословение Божие. В любом таинстве есть видимая часть, которая совершается руками священника и, часть таинственная, через которую верующие получают Благодать Божию. Господь наш Иисус Христос называл себя пастырем, а верующих в него овцами стада.

      Брать благословение принято тогда, когда мы собираемся делать какое о важное дело: нести молитвенный подвиг, нести подвиг борьбы со своими страстями, то есть исправления своих недостатков. Принято просить благословения у священнослужителей при встрече, это делается в знак уважения к священному сану ,который является знаком особой Благодати Божией, данной в знак того, что этот человек имеет право совершать Таинства Божии и пасти стадо церковное. Именно поэтому священнослужители носят специальную одежду, которая называется облачением. Но и без облачения священник остаётся священником.

      Когда у меня просят благословения в таких случаях, то я не преподаю благословения рукой, а отвечаю: « Бог благословит вас», и лишь близких людей могу благословить рукой и мы совершим троекратное целование, как это положено любому христианину.

      Смотрите так же:  Христианская молитва о здравии

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *