Меню

Молитва по окончанию кафизмы

Содержание:

Молитва по окончанию кафизмы

О чтении Псалтири по усопшим

В Православной Церкви существует благочестивый обычай чтения Псалтири по усопшему и до погребения, и в память его после погребения, в дни поминовения, а особенно усиленно в первые сорок дней по кончине.

Этот обычай существует с глубокой древности, и не без причины. Святитель Афанасий Александрийский писал, что книга псалмов — это зеркало, в котором душа человеческая со всеми её страстями, грехами, беззакониями, недугами не только отражается в настоящем виде, но и находит врачевание.

«По моему мнению, — писал св. Афанасий, — в книге псалмов измерена и описана словом вся жизнь человеческая и душевные расположения и движения помыслов, и сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке. Потребно ли покаяние и исповедание, постигли ли кого скорбь и искушение, гоним ли кто или избавился от злоключений, стал ли опечален и смущен и терпит что-либо подобное сказанному выше, или видит себя преуспевающим, а врага приведенным в бездействие, или намерен восхвалить, возблагодарить и благословить Господа — для всего этого имеется наставление в божественных псалмах. Поэтому и сейчас каждый, произнося псалмы, пусть будет уверен, что Бог услышит просящих псаломским словом».

«Чтение псалтири по усопшим несомненно приносит им великое утешение — и само по себе, как чтение слова Божия и как свидетельство о любви к ним и память о них их живых собратий. Приносит оно им и большую пользу, так как принимается Богом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых: так же как приемлется Им вообще всякая молитва, всякое доброе дело.

Существует обычай просить священнослужителей или лиц, специально этим занимающихся, — почитать псалтирь в память усопших, причем эта просьба соединяется с подачей милостыни за поминаемых. Но очень важно чтение псалтири и самими поминающими. Для поминаемых это будет еще более утешительно, так как свидетельствует о большой степени любви и усердия к ним их живых собратий, которые сами лично хотят потрудиться в память их, а не заменять себя в труде другими.

Господом подвиг чтения будет принят не только как жертва за поминаемых, но и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении» (Священник Александр Калинин).

Совершать чтение Псалтири по усопшем может всякий благочестивый мирянин. Псалтирь читается стоя и лишь в особых случаях позволяется сидение из снисхождения к немощи читающего.

Псалтирь разделена на 20 больших частей – кафизм. Каждая кафизма делится на группы псалмов, отделяемых словом «Слава».

Перед чтением первой кафизмы произносятся предначинательные молитвы, положенные перед началом чтения Псалтири:

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Молитва ко Пресвятой Троице

Господи, помилуй. (Трижды).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.

Слава: Честное пророка Твоего, Господи, торжество, Небо Церковь показа, с человеки ликуют Ангели. Того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поём Ти: Аллилуиа.

И ныне : Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя: посети немощствующую мою душу и моли Сына Твоего и Бога нашего дати ми оставление, яже содеях лютых, Едина Благословенная.

Таже молитва Святей Живоначальней Троице:

Всесвятая Троице, Боже и Содетелю всего мира, поспеши и направи сердце мое, начати с разумом и кончати делы благими богодухновенныя сия книги, яже Святый Дух усты Давидовы отрыгну, ихже ныне хощу глаголати аз, недостойный, разумея же свое невежество, припадая молюся Ти, и еже от Тебе помощи прося: Господи, управи ум мой и утверди сердце мое, не о глаголании устен стужати си, но о разуме глаголемых веселитися, и приготовитися на творение добрых дел, яже учуся, и глаголю: да добрыми делы просвещен, на судищи десныя Ти страны причастник буду со всеми избранными Твоими. И ныне, Владыко, благослови, да, воздохнув от сердца, и языком воспою, глаголя сице: Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Перед началом чтения кафизмы или нескольких кафизм читается молитвословие:

Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Придите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

При чтении кафизмы на каждой «Славе» читается:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже! (трижды).

Господи, помилуй (трижды)

Затем читается молитвенное прошение за усопшего «Помяни, Господи Боже наш. », находящееся в конце «Последования по исходе души», и на нем поминается имя усопшего с присоединением (до сорокового дня со дня смерти) слова «новопреставленного»:

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего [имя] и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякого греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

По окончании кафизмы читается:

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (трижды).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи: идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.

Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.

Господи, помилуй (40 раз)

Затем читается молитва, положенная по окончании кафизмы.

По окончании чтения Псалтири произносятся молитвы, положенные по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтири.

Молитвы по окончании 11-й кафизмы

Молитвы по окончании 11-й кафизмы:

КАФИЗМА 11

По 11-й кафисме,
Трисвятое по Отче наш
После кафизмы 11
Трисвятое по Отче наш
Таже тропари, глас 7: Иму?щи, душе? моя?, врачевство? покая?ния, приступи? слезя?щи, воздыха?нием вопию?щи: Врачу? душ и теле?с, свободи? мя, Человеколю?бче, от мно?гих согреше?ний, сопричти? мя блудни?це, и разбо?йнику, и мытарю?, и да?руй ми, Бо?же, беззако?ний мои?х проще?ние, и спаси? мя. Тропари, глас 7: Имея, душа моя, лечебницу покаяния, приступи, проливая слёзы, со стоном восклицая Врачу душ и тел: «Освободи меня, Человеколюбец, от согрешений моих, сопричисли меня блуднице, и разбойнику, и мытарю, и даруй мне, Боже, беззаконий моих прощение и спаси меня!»
Слава: Мытаре?ву покая?нию не поревнова?х, и блудни?цы слез не стяжа?х: недоуме?юся бо от ослепле?ния о таково?м исправле?нии, но Твои?м благоутро?бием спаси? мя, Христе? Бо?же, я?ко Человеколю?бец. Слава: Покаянию мытаря я не поревновал, и блудницы слёз не стяжал: ибо по бесчувствию я сомневаюсь в своей способности к такому исправлению; но Твоим милосердием спаси меня, Боже, как Человеколюбец.
И ныне: Богоро?дице Де?во Нескве?рная, Сы?на Твоего? моли? с го?рними си?лами, проще?ние прегреше?ний нам пре?жде конца? дарова?ти и ве?лию ми?лость. И ныне: Богородица, Дева чуждая скверны, Сына Твоего моли с вышними Силами, даровать нам прежде конца прощение согрешений и великую милость.
Возсия?й в сердца?х на?ших, Человеколю?бче Го?споди, Твоего? Богове?дения нетле?нный свет, и мы?сленная на?ша отве?рзи о?чи, во ева?нгельских Твои?х пропове?даний разуме?ние, вложи? в нас и блаже?нных Твои?х за?поведей страх, да плотски?я по?хоти вся попра?вше, духо?вное жи?тельство про?идем, вся, я?же ко благоугожде?нию Твоему? и му?дрствующе и де?юще. Ты бо еси? просве?щение душ и теле?с на?ших, Христе? Бо?же, и Тебе? сла?ву возсыла?ем, со Безнача?льным Твои?м Отцем и Всесвяты?м, и Благи?м, и Животворя?щим Твои?м Ду?хом, ныне и при?сно, и во ве?ки веко?в, аминь. Зажги в сердцах наших, человеколюбивый Господи, Твоего Богопознания нетленный свет и открой очи ума нашего для уразумения евангельской Твоей проповеди! Вложи в нас и страх пред блаженными Твоими заповедями, дабы мы, все плотские влечения поправ, проводили духовную жизнь, о всём, что ко благоугождению Тебе, мысля и то совершая. Ибо Ты – просвещение душ и тел наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцом и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Смотрите так же:  Утренние молитва с иконой

  • Руководитель учебно-методического отдела Синодального комитета приняла участие в заседании Рабочей группы по делам казачества в городе Москве 27.06.2019
  • Без названия 26.06.2019
  • Казаки приняли участие в крестном ходе с чудотворной иконой Божией Матери «Феодоровская» в Сызрани 26.06.2019
  • Свт. Михаила, первого митр. Киевского (X). Прмчч. Григория и Кассиана Авнежских (1392). Мчч. Вита, Модеста и Крискентии питательницы (ок. 303). Мч. Дулы Киликийского (305–313). Прп. Дулы страстотерпца, Египетского. Прп. Иеронима Блаженного, Стридонского (420). Перенесение мощей прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского (ок. IX). Блгв. кн. Сербского Лазаря (1389). Свт. Ефрема II, патриарха Сербского (после 1395). Блж. Августина, еп. Иппонийского (430).

    Сщмч. Амоса Иванова пресвитера (1919).

    Табынской и «Знамение» Курской-Коренной (переходящие празднования в 9-ю пятницу по Пасхе) и Воронинской (1518)1 икон Божией Матери.

    Молитвы по окончании 3-й кафизмы

    Молитвы по окончании 3-й кафизмы (слушать):

    КАФИЗМА 3

    > По 3-й кафисме,
    Трисвятое по Отче наш
    После кафизмы 3
    Трисвятое по Отче наш
    Тропарь, глас 3: Живу?щи на земли?, душе? моя?, пока?йся: персть во гро?бе не пое?т, прегреше?ний не избавля?ет. Возопи?й Христу? Бо?гу: Сердцеве?дче, согреши?х, пре?жде да?же не осу?диши мя, поми?луй мя. Доко?ле, душе? моя?, пребыва?еши в прегреше?ниих? Доко?ле прие?млеши покая?ния прело?же?ние? Приими? во уме? суд гряду?щий и возопи?й Го?споду: Сердцеве?дче, согреши?х, пре?жде да?же не осу?диши мя,поми?луй мя. Тропарь, глас 3: Живя на земле, душа моя, покайся: прах во гробе петь не может, и не избавиться тебе тогда от согрешений. Воззови Христу Богу: «Сердцеведец, согрешил я, прежде осуждения моего помилуй меня!». Доколе, душа моя, пребываешь в согрешениях? Доколе откладываешь время покаяния? Представь в уме Суд грядущий и воззови Господу: «Сердцеведец, согрешил я, прежде осуждения моего помилуй меня!»
    Слава: На Стра?шном суди?щи без оглаго?льников облича?юся, без свиде?телей осужда?юся, кни?ги бо со?вестныя разгиба?ются, и дела? сокрове?нная открыва?ются. Пре?жде не?же во о?ном всенаро?дном позо?рищи и?маши испыта?ти, я?же мно?ю соде?янная, Бо?же, очи?сти мя и спаси? мя. Слава: На Страшном Суде без обвинителей я обличаюсь, без свидетелей осуждаюсь, ибо книги совести раскрываются и дела сокровенные открываются. Прежде, чем на том всенародном зрелище будешь испытывать мною соделанное, Боже, очисти меня и спаси меня.
    И ныне: Недоразумева?емое? и непостижи?мое есть, Влады?чице Богоблагода?тная, соде?янное о Тебе? стра?шное та?инство: Необъе?млемаго бо, заче?нши, родила? еси?, пло?тию обложе?ннаго от чи?стых крове?й Твои?х: Его?же, Чи?стая, я?ко Сы?на Твоего?, моли? спасти? вся пою?щыя Тя. И ныне: Непонятно и непостижимо, облагодатствованная Богом Владычица, совершившееся в Тебе страшное таинство: ибо зачав Необъятного, Ты родила Его, облеченного плотью от чистой крови Твоей. Моли Его, Чистая, как Сына Твоего, спасти всех воспевающих Тебя.
    Го?споди Вседержи?телю, Сло?ве Пребезнача?льнаго Отца?, Самосоверше?нный Бо?же Иису?се Христе?, милосе?рдия ра?ди безприкла?днаго ми?лости Твоея?, ника?коже разлуча?яйся Твои?х рабо?в, но при?сно в них почива?яй, не оста?ви мя, раба? Твоего?, Всесвяты?й Царю?, но даждь мне, недосто?йному, ра?дование спасе?ния Твоего? и просвети? мой ум све?том позна?ния Ева?нгелиа Твоего?, ду?шу мою любо?вию Креста? Твоего? обяжи?, те?ло же мое? Твои?м безстра?стием украси?, мы?сли умири? и но?зе мои? сохрани? от поползнове?ния, и не погуби? мя со беззако?ньми мои?ми, Благи?й Го?споди, но искуси? мя, Бо?же, и вразуми? се?рдце мое?, испыта?й мя и увеждь стези? моя?, и виждь, а?ще путь беззако?ния во мне, и отврати? от него?, и наста?ви мя на путь ве?чен. Ты бо еси? Путь, и И?стина, и Живо?т, и Тебе? сла?ву возсыла?ем со Безнача?льным Твои?м Отце?м и Пресвяты?м, и Благи?м, и Животворя?щим Ду?хом ныне и при?сно и во ве?ки веко?в, аминь. Господи Вседержитель, Слово Пребезначального Отца, Сам совершенный Бог, Иисусе Христе, по милосердию безпримерной милости Твоей никогда не покидающий Твоих рабов, но всегда в них пребывающий! Не оставь меня, раба Твоего, Всесвятой Царь, но даруй мне, недостойному, радость о спасении Твоём и просвети мой ум светом познания Евангелия Твоего, душу мою любовью ко Кресту Твоему свяжи, тело же моё безстрастием Твоим укрась, мыслям даруй мир, и ноги мои сохрани от преткновения. И не погуби меня с беззакониями моими, благой Господи, но испытай меня, Боже, и вразуми сердце моё, исследуй меня и познай стези мои, и посмотри, есть ли путь беззакония во мне, и отврати от него, и направь меня на путь вечный. Ибо Ты – путь, и истина, и жизнь, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцом, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Духом ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

    Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством

  • Свт. Ионы, митр. Московского и всея России, чудотворца (1461). Прор. Амоса (VIII в. до Р. Х.). Прп. Варлаама Хутынского (1192) (переходящее празднование в 1-ю пятницу Петрова поста).

    Утр. – Ин., 35 зач. (от полy), X, 1–92. Лит. – Рим., 90 зач., V, 17 – VI, 2. Мф., 31 зач., IX, 14–17. Свт. Ионы: Евр., 335 зач., XIII, 17–21. Ин., 36 зач., X, 9–16.

    Порядок чтения Псалтири

    Богослужебный устав чтения Псалтири оговорен в 17 главе Типикона. Вообще православное богослужение в основе своей состоит из Псалтири. Псалмы являются ядром, основанием службы. Из суточного богослужебного круга нет ни одного богослужения, в котором не используются псалмы, практически во всех последованиях Требника используются тексты из Псалтири.

    Наряду с чтением кафизм на Вечерне, Утрене и Великопостных Часах в богослужениях используются отдельно псалмы (например Часы в основе своей имеют три псалма) и стихи из них (прокимны, запевы к стихирам).

    За неделю в храмах Псалтирь обязательно прочитывается 1 раз полностью, в период Великого Поста давжды в неделю.

    Для мирян Псалтирь стала незаменимой книгой в домашней молитве. Здесь нет особых указаний, как следовало бы читать Псалтирь дома, но общие правила схожи с богослужебными. Псалтирь читают с молитвами о здравии, о упокоении усопших, особо в периоды постов.

    Устав чтения Псалтири на православном богослужении

    Период когда на Утрене читается по две кафизмы

  • От Недели Антипасхи до отдания Воздвижения
  • От 20 декабря до 14 января по церковному календарю
  • В мясопустную и сырную седмицы

Примечание

В будние дни, если служится полиелейная утреня или бдение, то на Вечерне накануне праздника рядовая кафизма опускается, а вместо нее поется 1-й антифон 1-й кафизмы («Блажен муж»).

Суббота Воскресенье Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Утреня 16,17 2,3 4,5 7,8 10,11 13,14 19,20
Вечерня 1 6 9 12 15 18

Период когда на Утрене читается по три кафизмы

Период:

  • От отдания Воздвижения до 20 декабря(ст.ст.)
  • От 15 января(ст.ст.) до субботы перед Неделей о блуном сыне
  • Примечание: В будние дни, если служится полиелейная утреня или бдение, то на Вечерне накануне праздника рядовая кафизма опускается, а вместо нее поется 1-й антифон 1-й кафизмы («Блажен муж»). На Утрене читается 2 кафизмы, а третья рядовая – на Вечерне, вместо 18-й.

    Суббота Воскресенье Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
    Утреня 16,17 2,3 4,5,6 7,8,9 10,11,12 13,14,15 19,20
    Вечерня 1 18 18 18 18 18

    В период Великого Поста

    Примечание: Если на воскресной Утрене поется полиелей, то чтение 17-й кафизмы отменяется, читаются только 2-я и 3-я.

    Суббота Воскресенье Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
    1,2,3,4 и 6 седмицы Вел.Поста Утреня 16,17 2,3,17 4,5,6 10,11,12 19,20,1 6,7,8 13,14,15
    1-й час 13 2 9
    3-й час 7 14 3 10 19
    6-й час 8 15 4 11 20
    9-й час 9 16 5 12
    Вечерня 1 18 18 18 18 18
    5-я седмица Вел. Поста Утреня 16,17 2,3,17 4,5,6 11,12,13 20,1,2 8 13,14,15
    1-й час 14 3
    3-й час 7 15 4 9 19
    6-й час 8 16 5 10 20
    9-й час 9 18 6 11
    Вечерня 1 10 19 7 12 18
    5-я седмица Вел. Поста,
    если в четверг – Благовещение,
    тогда Великий Канон
    читается во вторник
    Утреня 16,17 2,3,17 4,5,6 12 19,20,1 6,7,8 13,14,15
    1-й час 7 2 9
    3-й час 8 13 3 10 19
    6-й час 9 14 4 11 20
    9-й час 10 15 5 12
    Вечерня 1 11 16 18
    Страстная седмица Утреня 17 2,3 4,5,6 9,10,11 14,15,16
    1-й час
    3-й час 7 12 19
    6-й час 8 13 20
    9-й час
    Вечерня 1 18 18 18

    Рекомендации по келейному (домашнему) чтению Псалтири

    Псалтирь не читается в период от Великого Четверга Страстной седмицы до Фоминой недели (антипасхи). В течении этих десяти дней отменяется всякое чтение Псалтири как в храмах, так и келейно. Во всех остальных случаях Псалтирь читается мирянами.

    В келейном чтении принято деление кафизм на три Славы. Перед и после кафизмы читаются особые молитвословия.

    Перед началом чтения кафизмы или нескольких кафизм:

    Моли?твами святы?х оте?ц на?ших, Го?споди Иису?се Христе? Бо?же наш, поми?луй нас.

    Aминь. Царю? Небе?сный. Трисвятое. И по Отче наш…

    Господи помилуй (12 раз)

    Прииди?те, поклони?мся Царе?ви на?шему Бо?гу. (поклон)

    Прииди?те, поклони?мся и припаде?м Христу?, Царе?ви на?шему Бо?гу. (поклон)

    Прииди?те, поклони?мся и припаде?м Самому? Христу?, Царе?ви и Бо?гу на?шему. (поклон)

    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь

    Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Слава Тебе, Боже. (трижды)

    Господи помилуй (трижды)

    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,
    (здесь можно читать молитвы с поминовением о здравии и упокоении или особые прошения)

    и ныне и присно и во веки веков. Аминь

    После чтения кафизмы Трисвятое, тропари и молитва по кафизме

    Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего.
    Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

    Слава, и ныне. Го?споди, поми?луй (трижды).

    Го?споди Иису?се Христе?, Сы?не Бо?жий, моли?тв ра?ди Пречи?стыя Твоея? Ма?тере, си?лою Честна?го и Животворя?щаго Креста? и святы?х Небе?сных сил безпло?тных, и преподо?бных и богоно?сных оте?ц на?ших, и Свята?го проро?ка Дави?да, и всех святы?х, поми?луй и спаси? мя, гре?шнаго, я?ко Благ и Человеколю?бец. Аминь.

    Молитвы о здравии и упокоении на Славах

    Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя), родителей моих (имена), сродников (имена), начальников, наставников, благодетелей (имена) и всех православных христиан.

    Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

    Чтение псалмов в дни седмицы (в течении недели)

    В воскресенье – Пс. 23

    В понедельник – Пс. 47

    В пятницу – Пс. 92

    В субботу – Пс. 91

    Чтение псалтири на всякую потребу

    Преподобный Арсений Каппадокийский использовал псалмы для благословения, подходящие к различным случаям; особенно в тех случаях, когда не имелось церковного чинопоследования на особую потребность. Греческий первоисточник можно найти в издании «0 Герон Паисиос» иеромонаха Христодула, Святая Гора Афон, 1994 год.

    (Цифрой указан номер псалма, а затем указано, при какой нужде его следует читать)

    • 1. Когда посадить древо или лозу, да принесут плод.
    • 2. Да просветит Господь грядущих на собрания и советы.
    • 3. Да оставит людей злоба, и да не пытают они неправедно ближних своих.
    • 4. Да исцелит Господь мягкосердечных, впадающих в уныние при виде деяний жестокосердных.
    • 5. Да исцелит Господь глаза, уязвленные злодеем.
    • 6. Да освободит Господь находящегося под заклятием.
    • 7. Мучимым страхом от козней и угроз злодеев.
    • 8. Уязвленным бесами или нечестивыми людьми.
    • 9. Да прекратятся бесовские страхования во сне или искушения днем.
    • 10. Жестокосердным супругам, что препираются и разводятся (когда жестокосердный муж или жена терзают супругу или супруга).
    • 11. Душевнобольным, что мучимы злобой и нападают на ближних.
    • 12. Страдающим болезнями печени.
    • 13. От беса читать трижды в день три дня.
    • 14. Да обратятся воры или разбойники, и вернутся восвояси и да покаются.
    • 15. Да найдется потерянный ключ.
    • 16. При тяжких несправедливых обвинениях читать трижды в день три дня.
    • 17. При землетрясениях, других бедствиях или буре с грозой.
    • 18. Да разродится роженица.
    • 19. Бесплодным супругам, чтобы Господь исцелил их и они не развелись.
    • 20. Да умягчит Господь сердца богатых и подадут они милостыню бедным.
    • 21. Да сдержит Господь пожар, и да не будет большого ущерба.
    • 22. Да усмирит Господь непокорных детей, чтобы не огорчали они родителей.
    • 23. Да откроется дверь, когда ключ потерян.
    • 24. Сильно страдающим от искушений, что теряют и жалуются.
    • 25. Когда кто испрашивает что у Бога, чтобы Он подал просимое без вреда для просящего.
    • 26. Да защитит Господь крестьян от вражеской рати, чтобы не было вреда народу и полям.
    • 27. Да исцелит Господь страдающих душевными и нервными болезнями.
    • 28. Страдающим морской болезнью и страшащимся бурного моря.
    • 29. В опасностях в дальних землях сущим, среди варваров и безбожных, да защитит их Господь и да просветит людей земель тех и умирит их, дабы узнали Бога.
    • 30. Да ниспошлет Господь достаточно зерна и плодов, когда погода неблагоприятна для земледелия.
    • 31. Да найдут заблудившиеся и смятенные путники дорогу.
    • 32. Да откроет Господь правду о неправедно осужденных и да отпустят их на свободу.
    • 33. Стоящим на пороге смерти, когда терзают их бесы. Или когда неприятель вторгается со зловещими намерениями.
    • 34. Да освободит Господь добрых от козней злых, что притесняют людей Божиих.
    • 35. Да рассеется враждебность после споров и недоразумений.
    • 36. Израненным разбойниками.
    • 37. При зубной боли.
    • 38. Да найдут брошенные и впавшие в уныние работу, чтобы больше им не скорбеть.
    • 39. Да помирятся хозяин и работник после ссоры.
    • 40. Да разрешится жена от бремени успешно, если роды преждевременные.
    • 41. Молодым, когда страдают от несчастной любви.
    • 42. Да освободятся соотечественники из вражеского плена.
    • 43. Да откроет Господь супругам правду, если было между ними недоразумение, чтобы жить им в мире и любви.
    • 44. Страдающим болезнями сердца или почек.
    • 45. Молодым, которым враги из зависти не позволяют жениться.
    • 46. Дабы примириться работнику или хозяину, когда работник уходит обиженный хозяином, и да найти ему работу.
    • 47. Когда шайки разбойников грабят людей и происходят тяжкия бедствия, читать в продолжение 40 дней.
    • 48. Тем, чей труд сопряжен с опасностями.
    • 49. Да покаются удалившиеся от Бога и обратятся, дабы спастись им.
    • 50. Когда по грехам нашим для вразумления посылает Бог кару (мор людей или животных).
    • 51. Да покаются жестокосердные правители и да умягчатся сердца их, и да перестанут мучить народ.
    • 52. Да благословит Бог сети и да наполнятся они рыбой.
    • 53. Да просветит Господь богатых, купивших рабов, и да отпустят они их на свободу.
    • 54. Да восстановится доброе имя семьи, что была неправедно обвинена.
    • 55. Для мягкосердечных людей, уязвленных ближними.
    • 56. Страдающим от головной боли, происходящей от великой скорби.
    • 57. Да благоприятствуют обстоятельства трудящимся с добрыми намерениями и да запретит Господь бесам и лукавым людям.
    • 58. Немым, да даст им Господь дар речи.
    • 59. Да откроет Господь правду, когда много людей осуждены неправедно.
    • 60. Тем, кому трудно работать от лени или от страха.
    • 61. Да избавит Господь от напастей слабого, дабы тот не жаловался.
    • 62. Да принесут поля и деревья плоды при засухе.
    • 63. Когда укусит кого бешеная собака или волк.
    • 64. Да процветают купцы.
    • 65. Да не принесет лукавый в дом разлад, и да не ввергнет семью в скорбь.
    • 66. Благословение да будет на домашнем скоте.
    • 67. Да излечится страдающая выкидышами.
    • 68. Когда разольются от дождей реки и смывают людей и дома.
    • 69. Мягкосердечным, которые по пустякам грустят и впадают в отчаяние, да укрепит их Господь.
    • 70. Одиноким, которые по козням бесовским наскучили ближним и впадают в отчаяние, да помилует их Господь и исцелит.
    • 71. Да благословит Бог новый урожай, который собирают крестьяне.
    • 72. Да покаются разбойники.
    • 73. Да защитит Господь крестьян, которые работают на полях, когда неприятель окружил деревню.
    • 74. Да умирится злобный хозяин и не терзает своих ближних, работников.
    • 75. Матери, страшащейся во время родов, да укрепит и защитит ее Господь.
    • 76. Когда нет взаимопонимания между родителями и детьми, да просветит их Господь, дабы дети слушались родителей, а родители любили детей.
    • 77. Да просветит Господь заимодавцев, дабы они были сострадательны и не вымогали долги у должников.
    • 78. Да защитит Господь деревни от грабежа неприятельским войском.
    • 79. Да исцелит Господь больного водянкой.
    • 80. Да не оставит Господь бедных в нужде и горе, впавших в отчаяние от бедности.
    • 81. Дабы люди покупали товары у крестьян, и те не впадали в горе и отчаяние.
    • 82. Да запретит Господь злодеям, замыслившим убийство.
    • 83. Да охранит Господь домашнюю утварь, скот и плоды трудов.
    • 84. Да исцелит Господь раненых разбойниками и страдающих от испуга.
    • 85. Да спасет Господь мир, когда приходит чума и люди умирают.
    • 86. Да продлит Господь жизнь тех членов семьи, без которых не могут обойтись другие.
    • 87. Да защитит Господь беззащитных, страдающих от жестокосердных ближних.
    • 88. Да укрепит Господь болезненных и слабых, дабы не изнемогали они на работе и не впадали в уныние.
    • 89. Да пошлет Господь дождь в засуху, и да наполнятся пересохшие источники.
    • 90. Да исчезнет бес, являющийся перед человеком и пугающий его.
    • 91. Да даст Господь людям благоразумие, чтобы возрастали они духовно.
    • 92. Да защитит Господь корабль, находящийся в опасности в море. (Преподобный также советовал кропить корабль святой водой с четырех сторон.)
    • 93. Да просветит Господь смутьянов, что сеют раздоры в народе и вызывают беспорядки и разделения.
    • 94. Да не подпадут супруги влиянию чар, что заставляют их ссориться и препираться.
    • 95. Да исцелит Господь глухих.
    • 96. Да рассеются чары.
    • 97. Да утешит Господь удрученных горем.
    • 98. Да благословит Бог молодых, что хотят оставить все и последовать Ему, и да подаст им благодать. (По-видимому, речь идет о собирающихся принять монашеский постриг — прим. переводчика.)
    • 99. Да благословит Господь творящих волю Его и да исполнит желания их.
    • 100. Да подаст Господь дары и таланты добрым и простосердечным людям.
    • 101. Да благословит Господь власть имущих, дабы они были добры и сострадательны и помогали людям.
    • 102. Да поможет Господь женщине, страдающей женской немощью.
    • 103. Да благословит Господь имения людей, дабы не впадали они в уныние, но прославляли Бога.
    • 104. Да покаются люди и исповедуют свои грехи.
    • 105. Да просветит Господь людей, дабы не отступили они от пути спасения.
    • 106. Да исцелит Господь бесплодную.
    • 107. Да усмирит Господь врагов и да оставят они свои злые намерения.
    • 108. Да исцелит Господь больного падучей. Да помилует Господь неправедно обвиняющих, чтобы они покаялись.
    • 109. Дабы младшие уважали старших.
    • 110. Да покаются неправедные судьи и право судят людей Божиих.
    • 111. Да защитит Господь воинов, отправляющихся на войну.
    • 112. Да благословит Господь бедную вдову, дабы она заплатила долги и спаслась от тюрьмы.
    • 113. Да исцелит Господь слабоумных детей.
    • 114. Да благословит Господь бедных детей и утешит их, дабы не страдали они от богатых детей и не впадали в уныние.
    • 115. Да исцелит Господь от ужасной страсти лжи.
    • 116. Да сохранится в семье любовь и да прославят Бога.
    • 117. Да смирит Господь варваров, когда они окружают деревню и наводят страх на жителей, и да отвратит их от злых намерений.
    • 118. Да устрашит Господь варваров и запретит им, когда они убивают невинных женщин и детей.
    • 119. Да подаст Господь долготерпенье тем, кому приходится жить с лукавыми и неправедными.
    • 120. Да защитит Господь рабов от рук неприятеля, чтобы их не искалечили, прежде чем они вернутся на свободу.
    • 121. Да исцелит Господь страдающих суеверием.
    • 122. Да исцелит Господь слепых и страдающих глазными болезнями.
    • 123. Да защитит Господь людей от змей, дабы те не жалили.
    • 124. Да защитит Господь поля праведных от злых людей.
    • 125. Да исцелит Господь страдающих головными болями.
    • 126. Да принесет Господь мир в семью, если возникла ссора.
    • 127. Да не коснется домов злоба врагов и да пребудут в семье мир и благословение Божие.
    • 128. Да исцелит Господь страдающих от мигрени. Да явит Господь милость свою на жестокосердных и несдержанных, которые приносят горе мягкосердечным.
    • 129. Да ниспошлет Господь мужество и надежду тем, кто начинает новую работу и не искусны в ней, и да не испытают они великих трудностей.
    • 130. Да подаст Господь людям покаяние и.утешит их надеждой, чтобы спастись им.
    • 131. Да явит Господь милость свою в мире, где по нашим грехам не прекращаются войны.
    • 132. Да просветит Господь народы, дабы стали они миролюбивыми и жили в мире.
    • 133. Да защитит Господь людей от всякой напасти.
    • 134. Да сосредоточатся люди во время молитвы и да соединятся их души с Богом.
    • 135. Да защитит Господь беженцев, когда те оставляют свои дома и уходят, да спасутся они от варваров.
    • 136. Да умирит Господь вспыльчивого.
    • 137. Да просветит Господь правителей, дабы те понимали нужды народа.
    • 138. Да избавит Господь слабых духом от искушений кощунственными мыслями.
    • 139. Да умирит Господь тяжелый характер главы семьи, дабы не страдали от него домашние.
    • 140. Да умирит Господь жестокого правителя, терзающего ближних.
    • 141. Да умирит Господь смутьяна, приносящего горе людям.
    • 142. Да защитит Господь беременную женщину, дабы не потерять ей плод.
    • 143. Да умирит Господь брожение в народе, дабы не было бунта.
    • 144. Да благословит Бог труды людей и примет их.
    • 145. Да исцелит Господь страдающих кровотечением.
    • 146. Да исцелит Господь укушенных и раненных злодеями.
    • 147. Да усмирит Господь диких зверей, да не причинят те вреда людям и хозяйству.
    • 148. Да ниспошлет Господь благоприятную погоду, дабы люди собрали богатый урожай и прославили Его. (Все вышеприведенные толкования принадлежат преподобному Арсению, следующие два — отцу Паисию со Святой Горы Афон)
    • 149. В благодарность Богу за Его многие милости и за обилие Его любви, что не знает границ и пребывает с нами.
    • 150. Да ниспошлет Господь довольство и утешение братьям и сестрам нашим в дальних землях сущим, и братьям и сестрам нашим усопшим, что еще дальше от нас. Аминь.
    • Предметный указатель псалмов

      Сельское хозяйство: 1, 26, 30, 50, 52, 62, 66, 71, 83, 124, 147, 148.

      Животные враждебные: 63, 123, 147.

      Дети: 22, 76, 109, 113, 114.

      Смерть и усопшие: 33, 150.

      Бедствия: 17, 21, 30, 50, 62, 68, 85, 89.

      Здоровье телесное: 5, 12, 28, 36, 37, 44, 56, 58, 63, 79, 86, 88, 95, 102, 108, 122, 125, 128, 145, 146.

      Здоровье душевное: 4, 7, 8, 9, 11, 24, 27, 41, 55, 56, 60, 61, 69, 70, 80, 81, 84, 97, 100, 103, 128, 136, 138.

      Здоровье женщины: 18, 19, 40, 67, 75, 10 142, 145.

      Законы и правительство: 14, 16, 32, 36, 47, 51, 59, 72, 82, 84, 93, 101, 108, 110, 137, 140, 141, 143.

      От нечистых духов: 5, 6, 8, 9, 13, 33, 57, 65, 90, 94, 96, 121.

      Мир и война: 26, 33, 42, 73, 78, 93, 107, 111, 117, 118, 120, 127, 131, 132, 135, 140, 141, 143.

      Мир в семье и между друзьями: 10, 19, 22, 35, 41, 43, 45, 54, 65, 76, 86, 94, 109, 116, 126, 127, 139.

      Имущество: 14, 15, 23, 47, 83, 124.

      Защита: 9, 13, 34, 47, 48, 57, 90, 133.

      Общественные вопросы: 20, 32, 35, 38, 51, 53, 59, 77, 80, 81, 87, 93, 101, 110, 112, 113, 114, 119, 124, 137, 140.

      Духовные вопросы: 3, 9, 24, 25, 29, 49, 50, 57, 72, 91, 98, 99, 100, 104, 105, 108, 115, 119, 130, 134, 136, 149.

      Путешествия: 28, 29, 31, 92, 135, 150.

      Работа: 2, 38, 39, 46, 48, 51, 52, 57, 60, 64, 74, 81, 83, 100, 101, 103, 129, 137, 140, 144.

      Благодарственные и хвалебные: 33, 65, 66, 91, 95, 96, 102, 103, 116, 145, 149, 150.

      Прославляющие Бога: 8, 17, 92, 102, 103.

      Назидательные: 1, 32, 40, 45, 84, 89, 100, 111, 126.

      Изливающие скорбь: 3, 12, 16, 37, 54, 87, 141, 142.

      Выражающие надежду на Бога: 53, 85, 90, 111, 120.

      С просьбой о защите и помощи: 3, 4, 24, 40, 54, 69, 142.

      Покаянные: 38, 50.

      Выражающие радость: 32, 83, 114.

      Псалмы на всякую потребу, по советам и наставлениям святых отцов

    • Чтобы уберечься от тяжких грехов: 18
    • Против нападений бесовских: 45, 67
    • При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: 4, 7, 36, 51
    • Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого: 11
    • Для смирения духа: 5, 27, 43, 54, 78, 79, 138
    • Когда враги продолжают искать твоей погибели: 34, 25, 42
    • В благодарность за победу над врагом: 17
    • Во время скорби и в несчастиях: 3, 12, 21, 68, 76, 82, 142
    • При унынии и в безотчетной скорби: 90, 26, 101
    • В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих: 90, 3, 37, 2, 49, 53, 58, 139
    • В обстояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: 16, 85, 87, 140
    • Когда просишь милости и щедрот у Бога: 66
    • Если желаешь научиться, как должно приность благодарение Господу: 28
    • Чтобы не скупиться и подавать милостыню: 40
    • Восхваляя Господа: 23, 88, 92, 95, 110, 112, 113, 114, 133, 138
    • В болезнях: 29, 46, 69
    • В смятении душевном: 30
    • В душевном уязвлении: 36, 39, 53, 69
    • В утешение угнетаемым: 19
    • От порчи и колдунов: 49, 53, 58, 63, 139
    • Когда имеешь потребность исподевания истинного Бога: 9, 74, 104, 105, 106, 107, 117, 135, 137
    • О прощении грехов и в покаянии: 50, 6, 24, 56, 129
    • В радости духовной: 102, 103
    • Когда слышишь, что хулят Промысл Божий: 13, 52
    • Чтобы не соблазниться, когда видишь, что нечестивые благоденствуют, а праведные терпят скорби: 72
    • В благодарность за всякое благодеяние Божие: 33, 145, 149, 45, 47, 64, 65, 80, 84, 97, 115, 116, 123, 125, 134, 148
    • Перед выходом из дома: 31
    • В дороге: 41, 42, 62, 142
    • Перед посевом: 64
    • От покраж: 51
    • От потопления: 68
    • От мороза: 147
    • В гонениях: 53, 55, 56, 141
    • О даровании мирной кончины: 38
    • О желании переселиться в вечные селения: 83
    • По усопшим: 118
    • Если одолевает лукавый: 142, 67
    • Псалмы, употребляемые на богослужениях

      Утреня: Начало: 19, 20. Шестопсалмие: 3, 37, 62, 87, 102, 142. Перед каноном: 50. Хвалительные псалмы: 148, 149, 150.

      Часы: Первый: 5, 89, 100. Третий: 16, 24, 50. Шестой: 53, 54, 90. Девятый: 83, 84, 85.

      Вечерня: Предначинательный: 103. «Блажен муж»: 1. На «Господи, воззвах»: 140, 141, 129, 116. В конце вечерни: 33 (только Великим постом).

      Повечерие: 4, 6, 12, 69, 90, 142.

      Перед причащением: 22, 33, 115.

      Литургия: 102, 145.

      Погребение: 118.

      Молебны: о болящем: 70, благодарственный: 117, Новый год: 64, путешествующим: 120, просительный молебен: 142.

      Чтение Псалтири по усопшим

      Обычай читать Псалтирь по усопшим восходит к глубокой древности, чтение это несомненно приносит им великое утешение само по себе, как чтение слова Божия, и как свидетельствующее о любви к ним и памяти о них живых собратий. Приносит оно им и великую пользу, ибо приемлется Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых — так же, как приемлется Им вообще всякая молитва, всякое доброе дело.

      Псалмы должно читать с умилением и сокрушением сердечным, не торопясь, со вниманием вникая в читаемое. Наибольшую пользу приносит чтение Псалтири самими поминающими: оно свидетельствует о большой степени любви и усердия к поминаемым их живых собратий, которые сами лично хотят потрудиться в память их, а не заменять себя в труде другими.

      Господом подвиг чтения будет принят не только как жертва за поминаемых, и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении.

      Конечно принимать на себя чтение Псалтири при гробе усопшего может тот, кто к этому способен и располагает определенными знаниями, подобающими для служения священному делу. Жертвенный порыв поминающих родственников или друзей покойного может во многом, но не во всем восполнить их слабую подготовленность. Кроме того, чтение Псалтири при гробе должно быть по возможности непрерывным, а для этого необходимо несколько сменяющихся чтецов. Поэтому существует обычай приглашать для священного чтения способных к нему людей, присоединяя к этому приглашению подачу милостыни за поминаемых. Однако в любом случае долг внимания к слову Божию и молитвы за душу умершего лежит не на одном чтеце Псалтири, но и на домашних родственниках усопшего.

      Само чтение Псалтири по усопшим бывает двух родов. Первый — это сугубое чтение Псалтири над гробом почившего в ближайшие дни и недели по его кончине — например, до 40-го дня. Чтение боговдохновенных псалмов Давидовых в идеале должно быть ежедневным частным занятием православных христиан, поэтому распространен обычай соединять келейное (домашнее) чтение Псалтыри с поминанием живых и усопших — таков другой род чтения Псалтири с поминовением.

      Если Псалтирь читается только за усопшего, перед первой кафизмой обязательно читается Канон за единоумершего. После канона — «Достойно есть..» и далее до конца, как указано в чине келейного чтения Канона за единоумершего.

      Когда псалтирь читается у гроба усопшего, то сначала присутствующим иереем совершается Последование по исходе души и тела. За тем чтец начинает чтение Псалтири

      По окончании всей Псалтири чтец читает опять Канон за единоумершего и после него снова начинается чтение Псалтири, и так повторяется во все время чтения Псалтири за усопшего.

      «При чтении Псалтири при гробе усопшего, — пишет владыка Афанасий (Сахоров) в своем исчерпывающем исследовании «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви», — нет нужды читать по кафизмам назначенные для обычного келейного правила тропари и молитвы. Более соответственным будет во всех случаях, и после каждой «Славы:», и после кафизмы, читать специальную поминальную молитву. Практика Древней Руси освятила употребление в этом случае того заупокойного тропаря, которым должно завершаться келейное чтение заупокойных канонов: «Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего», причем во время чтения полагается пять поклонов, в самый тропарь читается трижды. Согласно той же старинной практике, чтение Псалтыри за упокой предваряется чтением Канона за умершего, после которого начинается чтение Псалтири. По прочтении всех псалмов опять прочитывается заупокойный Канон, после которого снова начинается чтение первый кафизмы. Такой порядок продолжается во всё время чтения Псалтири за упокой».

      Сейчас получила распространение и несколько другая традиция чтения Псалтири у гроба: по первой и второй «Славе:» кафизмы, читается молитва «Помяни, Господи Боже наш. «, а по окончании кафизмы, читаются тропари покойны (а не тропари по окончании данной кафизмы) и положенная после кафизмы молитва. Такой порядок чтения рекомендуется в Псалтири издания Московской Патриархии (1973 г.) и некоторых других изданиях.

      При чтении Псалтири при гробе усопшего, следует учитывать традицию и всякий раз предварять чтение 1-ой кафизмы чтением заупокойного канона.

      В заключение остается лишь добавить, что любому чтецу Псалтыри (опытному или не опытному), приличнее стоять, как человеку молящемуся (в ногах у гроба усопшего), если особенная крайность не заставляет его сесть. Небрежность в этом деле, как и при соблюдении других благочестивых обычаев, оскорбительна и для священного обряда, благословляемого Святой Церковью, и для слова Божия, которое при небрежности читается как бы в несоответствии с намерением и чувством молящегося христианина.

      Последование при чтении Псалтири по усопшим

      Чтение каждой кафизмы начинается с молитвословия:

      Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

      Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

      Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

      (При чтении кафизмы по каждой “Славе” (которая читается как “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков Аминь”) произносится:

      Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

      Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа слава Тебе, Боже! (трижды.),

      Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

      (Затем читается молитвенное прошение за усопшего “Помяни, Господи Боже наш. ”, находящееся в конце “Последования по исходе души”, и на нем поминается имя усопшего с присоединением (до сорокового дня со дня смерти) слова “новопреставленного ):

      Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего [имярек] и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякого греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

      Затем продолжается чтение псалмов кафизмы). По окончании кафизмы читается:

      Трисвятое
      Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

      Молитва ко Пресвятой Троице

      Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

      Господи, помилуй. (трижды);

      Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь

      Молитва Господня

      Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго

      Тропари

      Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче

      В покоищи Твоем, Господи: идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец

      Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

      Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой

      И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

      Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его.

      Господи, помилуй (40 раз)
      (Затем читается молитва, положенная по окончании кафизмы.)

      Смотрите так же:  Ютуб молитва спиридону

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *