Самойлова молитва ютуб

«Мы выглядим дико, лицемерно»

?Цинизм? Спекуляция? Провокация? Или забота об инвалидах? Журналисты Александр Мельман, Артур Гаспарян и Юрий Богомолов, директор благотворительного фонда Митя Алешковский и украинский телепродюсер Игорь Кондратюк в обсуждении выбора Первого канала для конкурса Евровидение. Ведущая Елена Рыковцева

Елена Рыковцева: Я представляю гостей нашей программы: с нами Артур Гаспарян, музыкальный обозреватель газеты «Московский комсомолец»; Александр Мельман, телевизионный обозреватель газеты «Московский комсомолец»; Митя Алешковский, благотворительный фонд «Нужна помощь». С нами на связи телекритик Юрий Богомолов и украинский продюсер Игорь Кондратюк. Мы говорим о неожиданном совершенно выборе, который сделал Первый канал. Первый канал долго тянул с выбором участника для Евровидения-2017, уже подумывали о том, что вдруг будет бойкот, вдруг что-то такое случится, что вообще Россия не поедет в Киев на Евровидение. Но вот участник выдвинут. Этим участником оказалась Юлия Самойлова, про которую мало кто помнит, по крайней мере из тех, кто смотрит Первый канал и не смотрит канал «Россия», потому что на Первом канале Юлии Самойловой не было вообще ни при каких обстоятельствах. Она была лауреатом конкурса, который проводил именно канал «Россия» в 2019 году, проводила его Алла Пугачева. Конкурс назывался «Фактор А». Юлия Самойлова пела очень достойно, она вышла в финал и заняла второе место. Алла Пугачева человек жесткой закалки, на жалость там бить не стоит, это был хороший теплый конкурс, я помню, что смотрела с хорошим чувством, никаких у меня не было тогда мыслей о какой-то конъюнктуре. Но вот прошел этот конкурс, и только через год мы снова услышали о Юлии Самойловой, она спела на Паралимпийских играх. И все, и дальше тишина. Если вы сейчас зайдете на сайт Первого канала, вы не увидите никаких упоминаний о ней, помимо связанных с выдвижением на Евровидение, она не участвовала ни в одном концерте и пр. Если вы зайдете на сайт канала «Россия-1», вы тоже не увидите упоминаний о Юлии Самойловой с тех пор, как в новостях она прошла как участница паралимпийского концерта. Другое дело, что она участвовала в концерте на территории республики Крым, от чего сейчас у нее могут возникнуть проблемы. Собственно, две истории сразу произошли: одна на «Минуте славы», сейчас с Евровидением – они как-то связаны, а может быть, и нет, мы все это обсудим. Сначала ваши первые впечатления от выбора участника. Артур Гаспарян, вам слово, вы самый опытный ездок на «Евровидение».

Полная видеоверсия программы?

Артур Гаспарян: Постоянный, по крайней мере с 2003 года. Большой поклонник, фанат и популяризатор этого конкурса, остался единственным, потому что еще у меня в компании был Филипп Киркоров как большой популяризатор конкурса Евровидение, но он теперь уже не популяризатор, он теперь призывает бойкотировать, называет это шарашкиной конторой, где нас не ждут, поменял свою позицию. Маленькое уточнение по поводу «Фактора А»: хотя Юля заняла второе место, она, тем не менее, получила именную звезду от Аллы Пугачевой – это тоже отдельное признание ее как исполнительницы, ее профессиональных качеств. С другой стороны, нет абсолютно никакого регламентного требования, чтобы на конкурс Евровидение ездили обязательно артисты популярные. Вы очень долго сейчас рассказывали про то, что никто ее не слышал, никто ее не знал, давно про нее все забыли и с чего это вдруг она едет на Евровидение.

Елена Рыковцева: О ней сейчас вспомнили телеканалы, которые до сих пор не вспоминали, те же самые каналы.

Артур Гаспарян: Сама Юля была в резерве, то есть не в пугачевском резерве получения этой именной награды от Аллы, она была в резерве Евровидения уже после выступления на торжественном открытии Паралимпийских игр в Сочи в 2019 году. По ее собственному признанию, мне удалось с ней пообщаться по горячим следам сразу после объявления, сделать небольшое интервью, ей уже сразу сказали, что ты у нас будешь кандидатом, готовься, что поедешь на Евровидение. Когда – мы не знаем, сказали ей тогда, но готовься. Вот она, собственно, с тех пор готовилась. Потому что, как выяснилось, это удивительный случай, если абстрагироваться от всей политической подоплеки, пены, которая выплеснулась, свалилась со всех сторон, вообще-то девочка начала заниматься музыкой, творчеством, движимая одним исключительным мотивом в своей жизни – она хотела выступить на конкурсе Евровидение. Она в детстве видела Алсу, она под Алсу кривлялась, копировала, с феном вместо микрофона изображала движения. И это был побудительный мотив вообще, почему она начала петь. Ее в этом поддержали родители. Потом в ее творчестве были конкурсы, соревнования за соревнованиями. И эта мечта этой девочки наконец в таких достаточно странных и сложных обстоятельствах вдруг наконец, может быть, реализуется, если впустят на территорию Украины. Это уникальный случай, потому что с этой точки зрения она абсолютно «евровидийный» человек, раз она хотела туда. Она шаг за шагом, преодолевая достаточно серьезные профессиональные испытания, она это право себе, я считаю, заслужила. С этой точки зрения это удивительная история, если бы немножко была другая ситуация, более спокойная.

Елена Рыковцева: Тогда это можно было бы рассказывать как сказку о девочке, которая мечтала.

Артур Гаспарян: Это не первый случай, когда на Евровидении, сейчас говорят, что это жутко циничный шаг Первого канала, который хочет надавить на жалость и поставить украинцев в глупое положение, если они будут шельмовать и оплевывать эту несчастную инвалидку. Я так думаю, что такой мотив, конечно, у руководства Первого канала, безусловно, присутствовал. Но с другой стороны, 2019 год, Вена, Евровидение, польская певица после автомобильной аварии частично парализованная выступала на инвалидной коляске. Тоже были разговоры. Несмотря на то что формально это преподносилось как такое мощное заявление певицы во имя толерантности, во имя любви, тем не менее, публика шушукалась, что они давят на жалость. Мы помним Диану Гурцкую в 2008 году на том самом знаменитом Евровидении, когда победил Дима Билан, за Грузию Диана выступала, и тоже все шли эти разговоры по поводу того, что девочка давит на жалость, инвалид по зрению и так далее. Вообще Евровидение такой конкурс, где всегда кто-то на что-то давит, кто-то чем-то спекулирует. Кто-то давит на политкорректность, как Кончита Вурст, кто-то давит на то, что называется фрики, там были индюки, там были люди-монстры, группа «Лорди», там был, в конце концов, дом престарелых в виде «Бурановских бабушек».

Елена Рыковцева: Нет, это, пожалуйста, давайте исключим из этого списка. Это были совершенно могучие исполнительницы, энергичные.

Артур Гаспарян: Но, тем не менее, дом престарелых – да.

Елена Рыковцева: Артур, что вы говорите? Такое шикарное выступление. Это не было фрик-шоу, и не больные, и не инвалиды.

Артур Гаспарян: Дом престарелых, который приехал на конкурс Евровидение. Это же не пионерский лагерь туда приехал.

Елена Рыковцева: Я хочу сказать, что бабушки на жалость не давили, вот и все.

Артур Гаспарян: Они давили на то, что они бабушки. Потому что если бы абсолютно такой же номер с печью, с национальными костюмами показали бы не бабушки, а молодушки, это бы не произвело совершенно такого впечатления, которое произвело. Потому что все восторгались, как это бабушки, которые еле ходят и которые одной ногой в известном месте.

Елена Рыковцева: У них была прелестнейшая песня. Просто не надо в одну кучу смешивать все подряд.

Артур Гаспарян: Нет, это как раз та ситуация, когда все нужно сваливать в одну кучу. Потому что это тренд, это тенденция, это спекуляция. Есть спекуляция, которая людям нравится, есть спекуляция, которая людям не нравится. Я думаю, главная проблема всей ситуации сейчас с Юлей, которая сама по себе, я считаю, абсолютно замечательный выбор, если абстрагироваться от всего. Говорят – жалость. Суфражистки, например, очень не любят, когда их вообще идентифицируют как женщин.

Елена Рыковцева: Вы говорите – замечательный выбор. То есть вы не видите лучшего выбора?

Артур Гаспарян: Существует много выборов. Есть тот выбор, который есть. Мы сейчас не будем обсуждать, можно было и Панайотова отправить, можно было и Антонюк отправить, можно было и Андрея Макаревича, и группу ДДТ, и Аллу Пугачеву, и Филиппа Киркорова, и Сергея Лазарева второй раз, и Шнурова, кого только можно ни отправить. Отправили того, кого решили отправить. Выбор очень хороший, на мой взгляд. Суфражистки говорят: мы не хотим, чтобы вы нам намекали на то, что мы женщины, мы хотим, чтобы мы были равноправными людьми. Если мы говорим о том, что инвалиды хотят чувствовать себя, то это суть скандала, который случился у Ренаты Литвиновой и Познера. Я был немножко изумлен реакцией Владимира Владимировича и Ренаты Литвиновой, потому что эти люди даже не думали об этом, они чувствуют себя обычными людьми, они не хотят, чтобы на них смотрели, как на инвалидов. И если мы говорим о толерантности, если мы говорим о девизе конкурса, который звучит как «Мы празднуем разнообразие», то на этом акцентировать внимание вообще не стоило. Есть мужчина с бородой в женском платье, есть девочка, на инвалидной коляске которая выехала, давайте послушаем, как она споет эту песню и какое это произведет впечатление. А дальше начинается самое главное – политические подоплеки.

Елена Рыковцева: Вот и давайте мы разберемся, почему в этой истории при всем перечисленном вами, при всех попытках давить на одно, другое, третье, именно это вызывает такой взрыв. Александр Мельман, ваша точка зрения, почему это взорвало общественность?

Александр Мельман: Потому что действительно самое главное – это война на Украине. Действительно такие разговоры, друг Артура Филипп Киркоров и другие товарищи, которые говорили, что не нужно ехать на этот конкурс – это мне очень напомнило, когда наша команда советская не поехала на Олимпиаду в Лос-Анджелес. Я думаю, не только руководство Первого канала было задействовано в том, чтобы послать эту девочку, а наверное, присоединились еще люди из-за стенки, что называется, потому что очень все, безусловно, продумано и очень точно. Потому что, с одной стороны, действительно мы видим политтехнологию, и мы все про нее понимаем, весь контекст этой войны, что мы едем, что мы посылаем эту девочку. В Крыму был этот концерт, не был, если ее не принимает Украина, тогда мы тоже высказываемся очень жестко, потому что не принимают нашу девушку замечательную. То есть все просчитано абсолютно. А с другой стороны, есть человек, певица замечательная, которой можно только гордиться. Я согласен с Артуром. Она вне этого контекста, она действительно с детства мечтала выступить. Я разделяю это. Потому что это искусственное наслоение политтехнологий, которые мне совершенно не близки, но мы все понимаем, и я, безусловно, буду болеть за Юлю. Я не хочу лишний раз расшифровывать ситуации, связанные с войной с Украиной. Потому что мы, наши слушатели, я думаю, все всё понимают.

Елена Рыковцева: Сейчас мы видим на экранах в студии кадры Евровидения-2005 в Киеве, когда все еще было хорошо. Наталья Подольская была, ее принимали, никаких проблем с пересечением границы.

Артур Гаспарян: Тогда тоже непростая была политическая ситуация, потому что это Евровидение случилось после «оранжевой революции». У нас тогда люди боялись надевать оранжевые шарфики, если у кого они были в гардеробе, выходить на улицу, потому что могли неправильно понять. Тоже ситуация была не очень, скажем прямо. Вся ирония судьбы в том, что именно те две страны, которые сейчас воюют, еще и вляпались в проведение конкурса Евровидение. 43 страны участвуют в конкурсе, и именно так получилось, что победила одна из тех двух стран в Европе, которые сейчас воюют. В одной из них проходит Евровидение, вторая страна совершенно спокойно в этом поучаствовать не может, началась точка напряжения. Хотя, если бы победила австралийка, сейчас Евровидение проходило бы либо в Лондоне, либо в Германии, все прекрасно туда поехали без всяких истерик, скандалов, нот протеста, выяснений, выступала в Крыму, не выступала в Крыму. Так получилось, как получилось.

Смотрите так же:  Отпустить грехи молитва

Елена Рыковцева: Митя Алешковский, ваша точка зрения?

Митя Алешковский: У меня есть несколько мыслей, которые не дают мне покоя. Во-первых, я послушал эту песню, и она мне кажется очень плохой. Я послушал текст, я послушал исполнение, мне кажется, у нее ужасный акцент. Я послушал песню «Молитва», которую она исполняла в шоу Аллы Пугачевой, она блестяще ее исполнила. Второе, мне кажется, мы попали в ситуацию, когда идиотами будут выглядеть все. Идиотами будет выглядеть украинская сторона, которая не пустит ее в Украину, потому что они не пустят инвалида из России из-за политических склок, из-за того, что идет война.

Елена Рыковцева: Не только поэтому, потому что она пересекла границу не тем способом, который был разрешен.

Митя Алешковский: Это полный идиотизм, на мой взгляд. Владислав Сурков, например, ездит на переговоры в Европу при том, что он в списке санкционном. Потому что есть вещи, которые вне этих историй, на которые можно закрыть глаза, потому что важно, чтобы Владислав Сурков был на переговорах в Европе. Важно, чтобы наша девушка была там, потому что это не имеет никакого отношения к политике. Раз уж вы приняли мировой конкурс, то принимайте и пускайте туда всех. Выдайте ей визу, как вы выдавали Ахмадинежаду для посещения ООН, где он мог посетить только квартал в Нью-Йорке, выдайте такую визу, но не занимайтесь ересью. Это с точки зрения, как может глупо выглядеть Украина. Второе – это как абсолютно по-идиотски выглядит Россия, даже не потому, что мы хотим поставить Украину в сложное положение, хотя, на мой взгляд, безусловно, хотим. Отвергать это, на мой взгляд, было бы странным. Мне кажется, что идиотами мы выставляем себя в первую очередь. У нас, извините, пожалуйста, ни в один дом, ни в один лифт, ни в один подъезд, за редкими исключениями, ни в один автобус нельзя заехать на инвалидном кресле. У нас для людей с заболеванием, которое диагностировано у этой девушки, ничего не делается государством практически, все делают благотворительные фонды. И мы выставляем – вот это наша гордость. У них в Ухте – как относятся к инвалидам, сколько людей с мышечной атрофией в Ухте получают достойную помощь и поддержку? А мы говорим, что это наша гордость. Мы выглядим абсолютно дико, лицемерно.

Елена Рыковцева: Давайте мы послушаем Юрия Богомолова. Ваше мнение, как вы увидели эту историю?

Юрий Богомолов: Я согласен с Алешковским, действительно ситуация такая. Я думаю, что Первый канал попал в определенную ситуацию, понятно, что Первый канал не хотел никого посылать, и Россия не хотела никого посылать. Решили избрать такой случай в надежде на то, что Украина не примет, тогда все замечательно. А если примет, будет сложная ситуация. Я хочу немножко апеллировать к каким-то литературным ситуациям, скажем, когда Остап Бендер собирал деньги в пользу голодающих Поволжья. Как это было здорово придумано – собирать для себя деньги в пользу голодающих детей Поволжья. Или вспомним пьесу «Трехгрошовая опера», мистера Пичема, короля нищих, который свое нищенское войско выводит вперед и решает свои сугубо личные задачи. Вот так сейчас выглядит в качестве Пичема, который пытается мобилизовать все наши эмоции по поводу инвалидности певицы и таким образом оказать определенное давление. То есть в принципе это нормальный, то есть очевидный эпизод информационно-шоубизнесовой войны с Украиной. Вот так я вижу эту ситуацию.

Елена Рыковцева: Мы пошли на улицы Москвы сегодня и спросили прохожих, почему Первый канал отправил именно эту певицу.

Заявление Чистопольского епархиального управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина

Текст подготовлен на основе заключений специальной комиссии при Архиерейском совете Татарстанской митрополии, Синодальной библейско-богословской комиссии, Синодальной богослужебной комиссии, Центра географии религий при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества Русской Православной Церкви.

В российском обществе проявилось движение так называемой «соборной молитвы по соглашению с Болгаром», отличающейся от традиционной частной благочестивой практики. Ее активными участниками настойчиво пропагандируется идея об особой чудодейственной силе молитвы, совершаемой совместно с ее инициатором штатным клириком Чистопольской епархии протоиереем Владимиром Головиным в г. Болгар (Татарстан). Вовлечение десятков или сотен тысяч, а по словам рекламы данного движения, «миллионов людей по всему миру» в это массовое действо привело к тому, что в сети интернет появляются свидетельства противопоставления участников указанной практики всей полноте Русской Православной Церкви.

Такое положение вызывает у руководства Чистопольской епархии пастырскую обеспокоенность, потому что означенная тенденция может привести ее участников к изоляции по отношению к другим членам нашей Церкви. Данное заявление направлено на прояснение сложившейся ситуации и на преодоление возникшей проблемы.

I. Публичная деятельность протоиерея Владимира Головина стала предметом острой полемики в православном сообществе и причиной смущения многих людей. И это смущение приходится признать вполне обоснованным по нижеследующим причинам.

1. Размещенные в открытом доступе в интернете проповеди прот. Владимира Головина содержат явно противоречащие православному учению утверждения. Например, о том, что у Христа «в одной сущности – две природы». Или о том, что будто бы Христос «мог пасть», но «победил в себе грех». Также прот. Владимир называет ложью наименование Христа Богом, говоря, что «Он – не Бог. Он – Богочеловек», и при этом обвиняет в монофизитстве всех православных, которые молятся Христу как Богу[https://www.youtube.com/watch?v=1TnJZCXTOFo].

Такие высказывания прот. В. Головина противоречат Никео-Цареградскому Символу веры, являющемуся основой православной веры: «Верую … и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, иже от Отца рожденного прежде всех век. Света от света Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу…». Согласно православному вероучению, в Пресвятой Троице – одна сущность, одна природа и три Лица (Ипостаси). Во Христе – одна Ипостась и две природы, две сущности – Божественная и человеческая.

Упомянутые и подобные им изречения прот. Владимира Головина являются нарушением вероучительных догматов, которые были утверждены святыми отцами Вселенских Соборов.

Данные высказывания встречаются в проповедях прот. Владимира бессистемно, что позволяет определить их скорее, как следствие богословской безграмотности проповедника, чем как сознательное выражение продуманных еретических концепций. Однако даже при этом смягчающем обстоятельстве следует признать, что такие ошибки недопустимы для православного проповедника, особенно вещающего на многотысячную аудиторию.

2. В публичных выступлениях прот. Владимира Головина имеются высказывания, граничащие с кощунством и глумлением над Христом. В беседе с молодежью он призывал слушателей представить физиологические отправления. Даже само по себе обращение к теме справления естественных потребностей в «духовной» беседе в высшей степени неуместно для православного священника, а если еще учесть, что прот. Владимир настойчиво предлагал своим слушателям, в том числе и присутствовавшим на беседе девушкам, подробно представить, как мужчина совершает физиологические отправления, то это к тому же и безнравственно. Но, что хуже всего, протоиерей Владимир Головин приложил данную тему к образу Господа Иисуса Христа, чем вызвал потрясение и справедливое возмущение множества православных людей. Следует отметить и то, что даже люди, по своим убеждениям не являющиеся чадами Русской Православной Церкви, высказывали возмущение упомянутыми словоизлияниями прот. В. Головина.

Хотя спустя некоторое время эта видеозапись и была удалена с сайта болгарского проповедника, она по-прежнему распространена в интернете, и прот. Владимир ни разу не выразил сожаление в связи с ее произнесением, равно как и не признал своей ошибки.

Предпринимаемые некоторыми последователями прот. Владимира Головина попытки оправдать его тем, что он якобы таким образом всего лишь хотел подчеркнуть реальность человеческой природы Христа, несостоятельны. В православном богословии на протяжении многих веков эта задача успешно решалась указанием на то, что Спаситель, как описано в Евангелии, алкал, жаждал, спал, испытывал страдания и принял смерть на кресте. А эпатажные высказывания прот. Владимира Головина, смешивающие святое со скабрёзным, уничтожают благоговение у слушателей, а вовсе не раскрывают им догмат о Воплощении Сына Божия.

Даже защитники протоиерея Владимира Головина, снявшие видеоролики «Травля Владимира Головина», в выпуске «О кощунстве», опубликовали часть видеозаписи беседы, предусмотрительно исключив эпатажное введение, видимо, понимая, что документальные кадры будут нагляднее всего свидетельствовать против их позиции.

3. Прот. Владимир Головин вводит в церковный обиход новое толкование термина монофизитства, утверждая, что «основная масса у нас в храмах – это еретики-монофизиты». С его слов, таковыми являются те, кто исповедуют Иисуса Христа Богом. По утверждениям прот. Владимира, «основной массе» верующих Русской Православной Церкви не хватает осознания, что Иисус Христос – человек, «такой, как ты». И хотя дальше он традиционно оговаривает: «только без греха», пристальное внимание ко всему человеческому во Христе явно направлено на умаление Божественной природы Христа, что является прямым нарушением догматов веры и демонстрацией симпатии к противоположной монофизитским вероучениям несторианской ереси, признававшей во Спасителе только человеческую природу.

4. В беседах прот. Владимира Головина, видеозапись которых размещена в сети интернет, встречается немало утверждений, отличных от соборной позиции Православной Церкви и от общепринятых правил нравственности.

В частности, мы видим признание им т.н. «Славика Чебаркульского» как «Божьего пророка»[http://www.youtube.com/watch?v=D5RP779AbwI], а также т.н. «Фатимских откровений»[https://www.youtube.com/watch?v=2K-odVnHJuA].

Неподобающими для сана священника стоит признать и восторженный рассказ слушателям о воспевании им богослужебного гимна во время близости с супругой, и совет смотреть непристойные фильмы тем женщинам, чьи мужья их смотрят[https://www.youtube.com/watch?v=_NBBoA-5qro], и публичное пастырское консультирование женщин о выборе фасона нижнего белья.

Кроме того, в стремлении выражаться провокационно и ярко прот. Владимир Головин неоднократно грубо и пренебрежительно высказывался о церковной жизни, монашестве, священноначалии, Патриархе. Зафиксированы случаи, когда он сквернословил в храме[https://www.youtube.com/watch?v=sWY68fIJFGo] и, более того, оправдывал сквернословие. Будучи неспособным оценить (за отсутствием филологического и богословского образования) историческую смену языкового статуса некоторых оценочных слов богослужебных текстов, прот. Владимир Головин вульгарно истолковывает лексику древних текстов и таким образом оправдывает сквернословие, тем самым потворствуя греховным привычкам некоторых пасомых.

Высказывания прот. Владимира идут вопреки тому обещанию, которое каждый священник дает Церкви в ставленнической присяге, а именно: «Учение веры содержать и другим преподавать по руководству Святой Православной Церкви и Святых Отец… и своим добрым примером руководствовать других к благочестию».

5. Недопустимо и высказанное прот. В. Головиным оскорбление памяти героя России гвардии майора Р. Н. Филипова и героев Великой Отечественной войны, отдавших свои жизни, подобно подвигу военного летчика Н. Ф. Гастелло. Их жертвенную смерть, их подвиг прот. Владимир Головин охарактеризовал как самоубийство и отсутствие веры в Промысл Божий[https://www.youtube.com/watch?v=HVVajd2ya-o].

Тогда как самопожертвование – высшая добродетель человека, готового отдать свою жизнь за ближнего: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин 15, 13), – учит Своих учеников Христос Спаситель.

Гибель воина на поле брани во имя защиты мирных граждан традиционно называется подвигом, а не самоубийством.

6. Протоиерей Владимир Головин ввел в Авраамиевском храме г. Болгар неканонический чин некоего «духовного лечения», в рамках которого он возлагает руки на людей, одетых в специальные одежды, а клирики храма помазывают их маслом через особые разрезы.

Смотрите так же:  Молитва об исцелении от болезни ног

Характерно, что в описании «духовного лечения» на одном из ресурсов прот. Владимира Головина таинство Евхаристии определяется лишь как один из этапов этого «духовного лечения»: «Далее следует причащение Святых Тела и Крови Христовых, когда человек соединяется с Господом. Много случаев исцелений зафиксировала Церковь именно после этого главного и величайшего таинства. Наполненные такой благодатью, разогретые духовно богослужебной молитвой, люди приступают к следующему этапу духовного лечения – канону…». Это противоречит православному пониманию главного таинства Церкви – Божественной Евхаристии.

Кроме того, следует отметить, что для участия в спасительных таинствах Церкви не обязательно покидать собственный приход и специально ехать в Болгар. В рекламе «духовного лечения» таким образом осуществляется манипуляция сознанием членов других приходов с целью привлечения их в Авраамиевский приход г. Болгар за «эксклюзивными духовными услугами».

Православная Церковь не знает чина «духовного лечения», и создание его является актом самочиния, а также нарушением ставленнической присяги, в которой будущий священник обещает «богослужения и Таинства совершать с усердием и благоговением по чиноположению церковному, ничего произвольно не изменяя». Подлинное духовное излечение – это длительный процесс, цель которого – полное изменение образа жизни человека с греховного на покаянный и благочестивый.

7. Особой трезвой оценки требует введенная прот. Владимиром Головиным практика, названная им «соборная молитва по соглашению». Поскольку это делание на практике связано с одновременно совершаемой «молитвой по соглашению» в Авраамиевском храме г. Болгар и в т.н. скиту Воскресения Христова в с. Балымеры, то для отличия от традиционного понимания молитвы по соглашению практику прот. В. Головина называем «соборной молитвой по соглашению с Болгаром», или просто «молитвой по соглашению с Болгаром».

Во многих беседах он представляет ее как едва ли не самую древнюю и совершенную форму молитвы, «незаслуженно забытый великий дар Христа», якобы возрожденный им в г. Болгар. С его слов, наличие и распространение этой молитвы является исполнением пророчества о духовном возрождении русского православия. Настораживает тот факт, что восторженный стиль рассуждений пастыря об этой новомодной практике выдержан в духе и сформулирован в лексике сектантского «харизматического возрождения». Суть этой практики сводится к тому, что посредством интернета люди записываются на чтение акафиста и сами его читают еженедельно в то время, когда это чтение происходит в церкви г. Болгар. При этом складывается впечатление, что результативность молитвы ставится в зависимость от количества молящихся, синхронизации молитв с центром в г. Болгар и от внесения определенной платы. За дополнительную плату обещается «усиление молитвы», выражающееся в том, что заказанное имя будет помянуто некими людьми в неких известных храмах и монастырях. Протоиерей Владимир Головин уверяет, что эта молитва в обязательном порядке дарует просимое тому, кто ее практикует. В частности, в рекламной передаче на одном из телеканалов прот. В. Головин недвусмысленно об этом говорит. «Все, что попросите, все будет. Без вариантов!»[https://www.youtube.com/watch?v=5yp3MzJEyb4] Подобные же заявления, выполненные в стилистике рекламы страховых компаний или банковских услуг, транслируются в многочисленных роликах на канале Youtube, причем результаты молитвы обещаются сугубо материальные.

Вопреки уверениям прот. Владимира Головина, данная практика не имеет отношения к православной традиции, и является придуманным им новшеством. Жанр акафиста возникает не ранее VI века и лишь один акафист Божией Матери («Взбранной Воеводе…») используется в богослужебном круге нашей Церкви. Церковная история не знает «соборной молитвы по соглашению» в той форме, в какой ее продвигает прот. Владимир, когда каждый молится о своем прошении в одно и то же время, но в разных местах, при этом священник молится обо всех в неком особом месте. Настаивая на ее историчности, прот. Владимир Головин фактически вводит в заблуждение своих последователей. Ссылка прот. В. Головина на Евангельские слова «если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле…» (Мф. 18, 19) как на установление «молитвы по соглашению с Болгаром», не соответствует святоотеческому толкованию этих слов (см. Приложение). В богослужебных текстах они объясняются как относящиеся к литургии (см. в Приложении молитву третьего антифона). Кроме того, Господь учил и индивидуальной молитве (см.: Мф. 6, 6), и нередко именно через нее были совершаемы великие чудеса. Разумеется, важное место занимает и общая церковная молитва во время богослужений. Но прот. Владимир продвигает свою практику «молитвы по соглашению с Болгаром» как лучшую альтернативу тем формам молитвы, которые действительно древние.

В некоторых случаях время совершения «молитвы по соглашению с Болгаром» прямо препятствует участию в церковных богослужениях. Изначально именно церковное богослужение является «молитвой по соглашению» в собственном смысле этого слова: «Иже общия сия и согласныя даровавый нам молитвы, иже и двема или трем согласующимся о имени Твоем прошения подати обещавый…» (см. молитву третьего антифона). Соборная молитва и является молитвой по соглашению всей Церкви, в ней могут найти свое выражение даже самые индивидуальные прошения. Наряду с соборной молитвой возможны и иные практики «молитвы по соглашению». Как правило, речь идет о совместной молитве духовно близких людей об общем и желаемом для них одном событии, при этом взимание платы не требуется.

Проповедуемая прот. Владимиром Головиным практика (пусть и негласно) противопоставляется традиционному церковному богослужению, которое фактически воспринимается практикующими «молитву по соглашению с Болгаром» как недостаточно действенное для разрешения жизненных ситуаций, в которых оказывается современный человек.

Показательно, что раздел «молитва по соглашению» (наряду с разделом «духовное лечение») находится на главной странице сайта Авраамиевского прихода г. Болгар (https://www.bolgar-hram.info), в то время как информация о совершении уставных богослужений доступна только по ссылке второго уровня.

Следует подчеркнуть, что сила и действенность молитвы зависит не от количества молящихся, и не от географического места ее совершения, а от чистоты сердца человека: «Много может усиленная молитва праведного» (Иак 5, 16). В Писании есть прямые указания на то, что само по себе множество молящихся, но не исправляющих свою жизнь, оказывается не услышано Богом (см.: Ис. 1, 15; Иер. 11,14).

В одной из своих так называемых «базовых проповедей» протоиерей Владимир Головин именует «молитву по соглашению» «нашим новым вселенским делом», центром которого является город Болгар. В стиле неопятидесятнических проповедников протоиерей Владимир Головин заявляет: «Господь дает нам быть в той точке земного шара, откуда с неба идут толчки Святого Духа, и цунами волнами по всей планете расходятся… Слава Богу, что удается быть в таком месте и в таком высоком деле! Мы в эпицентре цунами Святого Духа, идущего по миру, меняющего этот мир и преображающего его»[https://www.youtube.com/watch?v=3rWwoZnIkoY].

Протоиерей Владимир Головин выдает это сомнительное учение за истинно православное, тем самым фактически утверждает, что миссия Православной Церкви с принятыми в ней практиками молитвы и богослужения или не является вселенской, или не является действенной. Таким образом, провозглашая молитву по соглашению «новым вселенским делом», протоиерей Владимир Головин фактически противопоставляет сообщество молящихся по соглашению с Болгаром Православной Церкви. Протоиерей Владимир Головин объявляет себя новым мессией, который должен выполнить «новую вселенскую миссию» – распространить из Болгара по всему миру «молитву по соглашению». Примечательно, что на интернет-ресурсе «молитва по соглашению.рф» опубликована интерактивная «Всемирная карта молитвы по соглашению». По представлению создателей этой карты, «десятки и десятки тысяч городов образуют ежедневно молитвенный пожар на планете!»

8. Обещание гарантированного результата при «соборной молитве» и ее «усиление» за деньги имеют все признаки магической практики, то есть, отношения с высшим миром по принципу «я – тебе, ты – мне». Именно колдуны получают доход за счёт ложных обещаний произвести манипуляции с высшими силами. Зачастую всевозможные колдуны и «экстрасенсы» используют для своих манипуляций тексты православных молитв.

Увязывая чтение определенных молитвенных текстов по установленной инструкции с исполнением тех или иных житейских нужд просителя, прот. Владимир Головин потакает худшим народным суевериям, которые добрый пастырь должен развеивать через просвещение и научение истинной вере.

9. Есть основания полагать, что продвижение «молитвы по соглашению с Болгаром» является сложной финансовой инициативой, замкнутой на членов семьи прот. Владимира Головина и его ближайших последователей. Необходимо отметить, что, хотя жертвователи убеждены в том, что деньги идут на благо Церкви, на самом деле в освоении финансовых потоков участвуют отдельные лица и организации, официально не связанные с Авраамиевским приходом, цели и задачи которых неясны. Нет уверенности в том, что в полном объеме пожертвованные средства используются на нужды Церкви и дела благотворительности.

10. Феномен проповеди прот. Владимира Головина связан с организацией международного движения, которое было создано, согласно слов прот. В. Головина, по благословению раннее управлявшего Чистопольской епархией архиерея. Личный сайт прот. Владимира Головина (http://vladimir-golovin.ru) представляет его священнослужителем Русской Православной Церкви, а личный канал прот. Владимира Головина в Youtube (https://www.youtube.com/user/golovinBolgar) представляет его клириком Чистопольской епархии, при этом оба средства массовой коммуникации не упоминают о благословении епархиального архиерея, так как не получили его. Организованность и слаженность структурных подразделений Авраамиевского прихода г. Болгар и тележурналистской команды, профессиональное использование доступных средств массовой информации с целью продвижения своих изобретений и инноваций – вся эта наращиваемая мощь, к сожалению, позволяет болгарскому проповеднику распространять свои некорректные воззрения и практики далеко за пределы своего прихода.

11. После начала общественной полемики о его высказываниях и деятельности прот. Владимир Головин записал видеообращение, в котором просит прощения[https://www.youtube.com/watch?v=o1OFrfNlJDE]. Это в целом правильный шаг, но приходится отметить, что все ограничилось общими словами без признания конкретных ошибок. Более того, прот. Владимир продолжил вызвавшие смущение практики и после упомянутой видеозаписи. Можно вообще сказать, что хотя время от времени прот. Владимир Головин просит прощения, но ни разу конкретно не признал ни одной своей ошибки и ничего не исправил, не признался доверявшим ему людям в том, что вводил их в заблуждение.

12. Понимая, что подобное самочинное поведение вызовет неодобрение священноначалия, протоиерей Владимир Головин заранее внушает своей многотысячной аудитории недоверие священноначалию и иерархии Церкви, тем самым формируя базу для раскольнического движения.

Он публично заявлял, что епископы и большинство священников – ретрограды и что в Церкви нет соборности. Он утверждает, что настоящие епископы и настоятели должны выбираться мирянами; что где патриарх, там только власть и нет Христа; что центр возрождения истинной духовной жизни находится в Болгаре[https://www.youtube.com/watch?v=wUgkmAbWPiU].

Вместе с тем вокруг протоиерея Владимира Головина сформировалась сообщество единомышленников, создавших различные благотворительные организации. В 2017 году ими был учрежден «Союз православных общественных и благотворительных организаций по поддержке благотворительных, социальных и духовно-просветительских проектов». По информации сайта «Фонда святого мученика Феодора Болгарского», в составе этого союза одиннадцать организаций уже оформлены, семь на стадии оформления[http://www.bolgar-fond.ru/node/137]. Учредителями союза являются БФ «Чистое сердце» (г. Москва), «Фонд святого мученика Феодора Болгарского» (г. Болгар), БФ «Общее дело» (г. Москва), БФ «Путь к истине» (г. Тольятти).

Прот. Владимир Головин, будучи духовником членов союза, наставляет их в духовной жизни и учит полагать в основание деятельности «молитву по соглашению с Болгаром». Духовно-просветительская деятельность сотрудников упомянутых фондов направлена на привлечение людей к Авраамиевскому приходу посредством организации совместной «молитвы по соглашению с Болгаром» и паломнических поездок для «духовного лечения» у протоиерея Владимира Головина.

II. В связи с возникшими в церковной среде смущениями проблема деятельности протоиерея Владимира Головина изучалась специальной комиссии при Архиерейском совете Татарстанской митрополии, а также синодальными отделами и комиссиями.

Ввиду описанных фактов Синодальная библейско-богословская (далееСББК) и Синодальная богослужебная комиссии вынесли экспертные оценки деятельности прот. Владимира Головина.

Смотрите так же:  Молитва веры надежды любви и матери их софии

СББК в заключении указывает, что некорректные богословские высказывания прот. Владимира Головина «должны быть квалифицированы как богословские ошибки, которые являются следствием недостаточности богословского образования», подчеркивая, что «священник не вполне владеет богословской терминологией».

Относительно упомянутого выступления прот. Владимира Головина перед подростками СББК полагает, что «действительно, приводимые в беседе утверждения могут шокировать слушателя или читателя. Вряд ли можно считать эпатажность прот. В. Головина в данном случае оправданной».

Согласно заключению Синодальной богослужебной комиссии, «осуществляемая прот. Владимиром Головиным деятельность не может быть одобрена, так как носит в себе черты сектантства и магического отношения к молитве, не свойственного духу и смыслу церковного Предания».

Согласно заключению экспертизы Центра географии религий при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества Русской Православной Церкви, «обещание гарантированного результата при «соборной молитве» и ее «усиление» за деньги имеют все признаки магической практики».

III. С сожалением и горечью мы должны признать, что протоиерей Владимир Головин с помощью своих сподвижников создал сетевую структуру, управляемую частными лицами, со своей собственной программой и со своими целями и задачами. По информации сайтов, продвигающих «молитву по соглашению с Болгаром», эта сетевая структура растет и действует на всей канонической территории Русской Православной Церкви и параллельно ей, и за ее пределами. Кроме того, «Союз православных общественных и благотворительных организаций» пытается действовать в самых различных сферах общественной и религиозной жизни, в том числе ради продвижения «молитвы по соглашению с Болгаром». И можно предположить, что в случае своего дальнейшего укоренения и роста, этот союз будет распространять практику «молитвы по соглашению с Болгаром» в обществе и среди членов Церкви, формируясь в отдельную структуру, изолированную от Церкви.

Оценивая сложившуюся ситуацию, мы с прискорбием отмечаем, что личная готовность прот. Владимира Головина идти вопреки рекомендациям, данным ему со стороны священноначалия Церкви, выявляет действительное духовное состояние движения, вдохновленного деятельностью болгарского проповедника.

Указанные признаки упомянутого движения обнаруживают корень данного явления – гордыню от прельщения собственным изобретением – «молитвой по соглашению с Болгаром». При этом продвижение «молитвы по соглашению с Болгаром» претендует на возрождение якобы забытой традиции, будто бы идущей от Самого Христа Спасителя и Его апостолов.

Подводя итог данному заявлению, руководство Чистопольской епархии определяет, что деятельность протоиерея Владимира Головина не соответствует Священному Преданию Церкви Христовой. Ее целью является продвижение практики «молитвы по соглашению с Болгаром», по сути, харизматического антицерковного движения, изолирующего его членов от других членов Церкви. Также следует отметить, что антицерковной характер имеет информационная активность сподвижников прот. Владимира Головина, которая создала ему ореол гонимого духовного лидера.

Глубинные причины подобного массового феномена еще только предстоит осмыслить. Однако уже очевидно, что к ним надо в первую очередь отнести отсутствие системного полного богословского образования при наличии ораторских талантов и стремлении эпатировать и быть в центре внимания тысяч. Известно, что прот. Владимир Головин по собственному желанию оставил обучение в третьем классе Московской духовной семинарии и затем не восполнил недостаток систематического духовного образования, поэтому в настоящее время он имеет лишь неполное духовное образование.

Стоит отметить, что еще задолго до возникновения широкой дискуссии по размещенным в интернете проповедям, Коллегия по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке Издательского совета Русской Православной Церкви отказала в предоставлении грифа ряду книг прот. Владимира Головина из-за имеющихся в них серьезных ошибок и сомнительных высказываний.

Издательский совет Русской Православной Церкви отозвал грифы, присвоенные книгам прот. Владимира Головина не только ради устранения допущенного продвижения через упомянутые издания «соборной молитвы по соглашению с Болгаром», но и в связи с обнаружением подмены присвоенных Издательским Советом грифов «Допущено…» грифами «Рекомендовано к публикации…», которые издателями были присвоены книгам прот. Владимира Головина самопроизвольно.

Сохранение чистоты Православия и канонического устроения Русской Православной Церкви требует исправления сложившейся ситуации. Особую обеспокоенность вызывает тот факт, что идеями прот. Владимира Головина увлечены тысячи людей по всему миру. Его сказительная манера говорить, способность совмещать льстивость, народный говор, эпатажные яркие образы и нарочитую смекалку привлекают к нему много молодежи и даже творческих и хорошо образованных людей.

Мы призываем всех наших братьев и сестер, считающих себя учениками, последователями или духовными чадами прот. Головина определиться: что для вас важнее – прот. Владимир Головин или Церковь и Её глава Христос? Если вы считаете, что благодаря ему вы пришли в Церковь, оставайтесь в Церкви и примите ее суждение. Это поможет и уважаемому вами пастырю отречься от своих ошибок и не отпасть от своей Матери. Если же для вас важнее всего он – задумайтесь: в Церковь ли он привел вас или к самому себе? В истории не раз бывало, что харизматичные проповедники увлекались теми или иными лжеучениями, после чего Церковь призывала их к покаянию и исправлению. Тогда для них и для их последователей наступал момент истины. Во многом поведение этих учителей диктовалось поведением их паствы – паства оставалась в Церкви – оставались и они. Паства уходила в раскол – уходили и они. Давайте вместе с вами поможем любимому вами пастырю отказаться от своих заблуждений, прекратить нецерковные практики и вновь стать тем, кем, по его словам, он стремился быть изначально: простым, скромным и незаметным сельским батюшкой, делящим со своей паствой все ее тяготы, сложности и лишения.

Сейчас нам с вами особенно важно осознать смысл предупредительных грозных слов Христа Спасителя: «Берегитесь лжепророков… Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7, 15-23).

Пусть слова святого апостола Павла будут верным ориентиром в служении каждого члена Церкви: «Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь» (2 Кор. 10, 18).

Мы обращаемся, прежде всего, ко всем клирикам и пастве Чистопольской и Нижнекамской епархии, а также ко всем верным чадам Русской Православной Церкви с просьбой постараться со вниманием и любовью увещевать своих братьев и сестер, вовлеченных в движение «соборной молитвы по соглашению с Болгаром», к познанию подлинного святоотеческого понимания Евангелия Христова и святой апостольской веры.

14 марта. Великий пост. Преподобномученица Евдокия

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 14 марта, Православная Церковь совершает память преподобномученицы Евдокии.

Святая Евдокия была самарянкой, родом из города Илиополя Финикии Ливанской. Языческое нечестие оттолкнуло ее от доброго пути, и она долго вела греховную жизнь. Душа ее омертвела, сердце ожесточилось.

Однажды в полночь Евдокия проснулась и услышала за стеной, в другой половине дома, где жил христианин, молебное пение и чтение Священного Писания, в котором говорилось и о вечном блаженстве, уготованном праведникам, и о возмездии, ожидающем грешников. Благодать Божия коснулась сердца Евдокии, и она осознала, что это совершенные ею грехи лежат тяжестью на ее душе.

Утром Евдокия поспешила призвать к себе человека, молитвенное правило которого слышала ночью. Это был старец Герман, возвращавшийся с паломничества по святым местам в свою обитель. Евдокия долго слушала наставления старца, и душа ее словно ожила и исполнилась радостью и любовью ко Христу. Она попросила старца Германа прийти к ней через несколько дней, а сама затворилась в доме и в покаянии предалась посту и молитве.

Старец Герман пригласил пресвитера, и после испытания и оглашения Евдокия приняла Святое Крещение от епископа Илиопольского Феодота. Раздав все свое имущество нищим, она удалилась в монастырь и приняла на себя самые строгие подвиги покаяния. Господь простил покаявшуюся грешницу и наделил ее благодатными духовными дарами.

Однажды, когда она была уже настоятельницей монастыря, в обители появился молодой язычник Филострат. Разжигаемый нечистой страстью, он под видом инока проник в монастырь и стал уговаривать преподобную Евдокию возвратиться в Илиополь, чтобы снова начать прежнюю жизнь. «Бог отмщения да запретит тебе», – с гневом ответила Евдокия, и лжеинок упал замертво. Опасаясь, что случившееся сочтут за убийство, сестры усилили молитву и просили Господа открыть им Свою волю.

Святой Евдокии в сонном видении явился Сам Господь и сказал: «Восстань, Евдокия, преклони колена, помолись, и воскреснет искуситель твой». И по молитве Евдокии Филострат ожил. Возвращенный к жизни язычник умолил преподобную простить его. Приняв Святое Крещение, он удалился в Илиополь. С тех пор он никогда не забывал милости Божией, явленной ему, и стал на путь покаяния.

Прошло немного времени, как последовало другое испытание. Жители Илиополя донесли правителю Аврелиану, что, приняв христианство, Евдокия якобы скрыла в монастыре свои богатства. Аврелиан послал отряд воинов, чтобы изъять эти мнимые сокровища. Однако в течение трех дней воины тщетно пытались приблизиться к стенам обители: невидимая сила Божия охраняла ее.

Аврелиан снова послал воинов к монастырю, на этот раз под водительством своего сына. Но в первый же день пути сын Аврелиана сильно повредил себе ногу и вскоре умер. Тогда Филострат посоветовал Аврелиану написать преподобной Евдокии, моля ее оживить юношу. И Господь, по Своей бесконечной милости, молитвами святой Евдокии вернул юношу к жизни. Став свидетелями великого чуда, Аврелиан и его ближние уверовали во Христа и крестились.

Когда усилились гонения на христиан, преподобную Евдокию схватили и привели на мучения к правителю Диогену. Истязавший ее военачальник Диодор получил известие о внезапной смерти своей жены Фирмины. В отчаянии он бросился к святой Евдокии с просьбой помолиться об умершей. Преподобномученица, исполненная великой веры, обратилась к Богу с молитвой и испросила у Него возвращение Фирмины к жизни. Воочию убедившись в силе и благости Господа, Диодор и Диоген уверовали во Христа и через некоторое время крестились со своими семьями. Преподобная Евдокия некоторое время жила в доме Диодора и просвещала новообращенных христиан.

Однажды единственный сын некоей вдовы, работая в саду, был ужален змеей и умер. Мать горько оплакивала умершего сына. Узнав о ее горе, святая Евдокия сказала Диодору: «Настало и тебе время показать свою веру во всемогущего Бога, Который слышит молитвы кающихся грешников и по Своему милосердию исполняет их прошения».

Диодор смутился, не считая себя достойным такого дерзновения пред Богом, но, повинуясь святой Евдокии, помолился и именем Христовым повелел покойнику встать. На глазах у всех присутствовавших юноша ожил.

Преподобная Евдокия возвратилась в свой монастырь, в котором подвизалась пятьдесят шесть лет.

После смерти Диогена правителем стал Викентий, жестокий гонитель христиан. Узнав о бесстрашной исповеднице христианской веры, он приказал казнить ее. 1 марта по старому стилю (около 160–170 гг.) святая преподобномученица была обезглавлена.

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

прп. Мартирия Зеленецкого (1603);

мчч. Маркелла и Антония;

прп. Домнины Сирийской (около 450–460);

новомучеников и исповедников Российских: сщмчч. Василия Никитского, Петра Любимова, Иоанна Стрельцова, Вениамина Фаминцева, Михаила Букринского пресвитеров, прмч. Антония Коржа, прмцц. Анны Макандиной, Дарии Зайцевой, Евдокии Архиповой, Ольги Жильцовой, Александры Дьячковой, Матроны Макандиной, мч. Василия Архипова, мц. Надежды Аббакумовой (1938); сщмч. Александра Ильенкова пресвитера (1942); сщмч. Василия Константинова-Гришина пресвитера (1943).

Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Похожие статьи:

Молитва современного человека

Молитва современного человека Митрополит Сурожский Антоний МОЖЕТ ЛИ ЕЩЕ МОЛИТЬСЯ СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК Мне пpедложили тему: «Может ли еще молиться совpеменный человек?», и об этом-то я и буду говоpить, но несколько

Молитва за детей федоровская

Молитва Феодоровской иконе Божьей Матери Икона Божией Матери «Феодоровская» издавна является хранительницей Российского государства, ранее покровительствовала Царскому Дому Романовых, олицетворяла конец Смутных времен и начало становления государства российского. Написанная рукой

Молитва об исцелении владыко

Молитвы об исцелении от болезней Господу Богу. В молитве об исцелении и выздоровлении нет греха. Об этом говорил еще святой Феофан Затворник. Молиться об исцелении нужно с покорным принятием посылаемых