Меню

Азан молитва мусульманская

Азан и икамат. Призыв на намаз

Эту и другие статьи про мусульманскую молитву можно всегда найти в разделе «Намаз».

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если наступило время молитвы, пусть один из вас прочтет вам азан, а самый достойный будет вашим имамом»[1]. Желая показать, насколько чтение азана является проявлением благочестия и поощряемым деянием, Пророк подчеркнул: «Если бы знали люди, насколько много саваба (вознаграждения) [заключено] в чтении азана и стоянии в первом ряду во время молитвы, и не нашли бы [они] иной возможности предоставления этого права кому-то из них как только посредством жребия, то прибегли бы к этому»[2].

Чтение азана и икамата в мечети перед пятничной и пятью обязательными молитвами является для мужчин «сунной муаккяда»[3]. Непроизнесение их перед молитвой порицаемо, но не грешно. Что касается намаза при затмении солнца, молитвы «Таравих», а также праздничной и погребальной молитв, то при их коллективном совершении вместо азана произносится «ас-саляту джами‘а» (?????????? ?????????). Чтение азана и икамата женщинами не приветствуется[4].

Азанэто извещение о наступлении времени молитвы и призыв к ее совершению. Он произносится громко сразу после наступления соответствующего времени. Читающий азан[5], исходя из положений Сунны, поднимает кисти рук на уровень ушей так, чтобы большой палец касался мочки уха[6].

Если азан был прочитан в мечети города или района, людям, не пришедшим в мечеть, читать его в квартирах необязательно. В этом случае достаточно прочесть только икамат, с чем согласны алимы (богословы) всех мазхабов, кроме шафиитского. По мнению богословов-шафиитов, чтение азана даже в этом случае является желательным.

Произносятся медленно и растянуто:

Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза)

(Аллах превыше всего).»>???????? ???? ???????? ????

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза)

??????? ????? ????? ???????? ???? ???

(Я свидетельствую, что нет ничего и никого сопоставимого с Одним-Единственным Богом).

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах[7] (2 раза)

(Я свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха).

???????? ????? ?????????? ??????? ???????

Хайя ‘аля ссаляя (2 раза)[8]

(Спешите на молитву).

????? ????? ??????????

Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза)[9]

(Спешите к спасению).

????? ????? ?????????

Аллааху акбарул-лааху акбар

???? ???????? ???? ????????

Ляя иляяхэ илля ллаах

(Нет бога, кроме Аллаха).

??? ????? ????? ????

В призыве к утренней молитве после слов «хайя ‘аляль-фаляях» дважды произносится «ас-саляяту хайрум-минан-навм» ????????? ???? ?????? ?????????? («молитва лучше сна»).

Икаматэто призыв, осуществляемый непосредственно перед выполнением обязательной части молитвы (фарда).

Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза).

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза).

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах (2 раза).

Хайя ‘аля ссаляя (2 раза).

Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза).

Кад кааматис-саляяту кад кааматис-саляя ???? ??????? ??????????

Аллааху акбарул-лааху акбар.

У шафиитов:

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах.

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах.

Кад кааматис-саляяту кад кааматис-саляя.

Аллааху акбарул-лааху акбар

Ляя иляяхэ илля ллаах.

Оба варианта являются канонически верными и соответствуют Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует).

Действия тех, кто слышит азан или икамат

Тем, кто слышит азан, повторять про себя произносимое муаззином (призывающим к молитве) обязательно[10], а икамат – желательно. Исключением являются слова «хайя ‘аляя ссаляя» и «хайя ‘аляль-фалях», при произнесении которых слушающие азан должны говорить: «ляя хавля ва ляя куввата илляя бил-ляяхь» («нет истинного могущества и нет истинной силы, кроме как у Всевышнего Господа»), а после слов «кад каматис-саля» – говорить: «акаамахэ ллааху ва адаамахэ» («пусть будет молитва совершаемой и постоянной»)[11].

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават»[12] и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему со следующей молитвой:

«Аллаахумма, рабба хаазихи дда‘вати ттааммати ва ссаляятиль-кааима. Ээти мухаммаданиль-васийлята валь-фадыйля, ваб‘асху макааман махмуудан аллязии вэ‘адтахь, варзукнаа шафа‘атаху явмаль-кыяяма. Иннакя ляя тухлифуль-мии‘аад».

??????????? ????? ?????? ??????????? ??????????? ?? ?????????? ????????????

??? ?????????? ???????????? ?? ???????????? ?? ????????? ???????? ?????????? ??????? ??????????

?? ?????????? ??????????? ?????? ???????????? ? ??????? ??? ???????? ???????????

«О Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы! Дай пророку Мухаммаду «аль-васийля»[13] и достоинство. Предоставь ему обещанное высокое положение. И помоги нам воспользоваться заступничеством его в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного!»

Ибн ‘Амр передает следующие слова посланника Господа: «Если услышите муаззина, то повторяйте произносимое им. Затем просите у Господа благословение для меня. Поистине, кто просит для меня одно благословение, того Господь одаривает десятью. После этого просите для меня «аль-васийля» – степени в Раю, которой удостаивается один из рабов Всевышнего. Я желаю быть им. Кто просит для меня «аль-васийля», тот обретет мое заступничество [в Судный День]»[14].

Желательно чтение ду‘а между азаном и икаматом. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Мольба, высказанная между азаном и икаматом, не будет отвергнута». У него спросили: «С чем же нам обращаться к Господу?» Пророк ответил: «Просите у Всевышнего прощения и благополучия в обоих мирах»[15].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1]Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 33.

[2]Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 386, хадис № 1032.

[3]То есть исполнение как азана, так и икамата необходимо на уровне сунны.

[4]Это касается ханафитского мазхаба, ученые которого основывают свое мнение на хадисах, в которых это порицается. Шафиитские же ученые, соглашаясь, что чтение азана нежелательно, допускают возможность негромкого чтения женщинами икамата и считают это желательным (сунна). См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 541; Он же. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 694; Т. 2. С. 991, 1194, 1195.

[5]Ему не обязательно при этом иметь омовение.

[6]«Поистине, Билял [первый в истории муаззин] читал азан, касаясь ушей большими пальцами» (хадис от Абу Джахифа; св. х. аль-Бухари и Муслима); «Пророк сказал Билялу приложить большие пальцы к ушам, отметив: «Так тебя будет лучше слышно» (хадис от ‘Абдурахмана ибн Са‘да; св. х. Ибн Маджа и аль-Хакима). См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 547; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 47, хадис № 497.

[7]Некоторые верующие, услышав эти слова, целуют фаланги больших пальцев и проводят ими по глазам (бровям). Это – традиция, появившаяся после Пророка. В богословской литературе об этом практически ничего не сказано, за исключением книги ученого аль-‘Аджлюни «Кешфуль-хафа’ », где говорится: «Ад-Дайлями приводит это как действие Абу Бакра. Аль-Кари сказал: «Если достоверно то, что Абу Бакр имеет к этому отношение, то данное действие обретает каноническую основу и может практиковаться».

Но основной вывод мусульманских богословов таков: «Ва лям ясых фи марфу‘ мин кулли хаза шейун» (ни одно из повествований, где упоминается об этом, не имеет отношения к Сунне (словам или действиям Пророка), не является достоверным». См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас: В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 184, 185, (пункт) № 2294.

[8]При проговаривании данных слов в азане муаззин поворачивает туловище вправо без смещения ступней ног. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 547.

[9]Здесь муаззин поворачивает туловище влево без смещения ступней ног.

[10]Так считают ученые ханафитского мазхаба. Остальная часть богословов говорит о желательности повторения слов азана.

[11]См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 53–55, хадисы № 503 и № 504.

[12]Салават – испрашивание у Господа благословения для пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). Формула «салавата» может быть, например, такой: «Аллахумма салли ва сэллим ‘аля сайидина Мухаммад».

[13]Аль-васийля – одна из степеней в Раю.

[14]Хадис приведен в четырех из шести сводов достоверных хадисов. См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 56, хадис № 506.

[15]Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. Абу Дауда и ат-Тирмизи. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 557; ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 388, хадис № 1040.

Правила оглашения и значение азана в жизни правоверных мусульман

В мусульманской религии действуют свои каноны и нормы, которые выглядят иногда сложными для непосвященных. Например, азан в исламе является совершенно обычным делом, хотя в христианстве этого ритуала не существует. Поэтому люди, исповедующие иную религию, оказавшись в среде мусульман, часто не понимают суть этого ежедневного религиозного призыва к молитве.

К сожалению, даже некоторые мусульмане (особенно молодежь), которые не воспитывались с детства в атмосфере ислама и веропочитания Аллаха, иногда задаются вопросом, для чего необходим азан. Стоит подробнее разобраться в этом вопросе.

Для чего нужен призыв к молитве

О том, что представляет собой азан, знает каждый правоверный мусульманин. Это, по сути, призыв к намазу, который, как известно, осуществляется пять раз в день. Соответственно, и призыв в исламе провозглашается столько же раз – перед каждой молитвой. Однако многие мусульмане, даже слыша эти красивые слова, не вдумываются в них и поэтому не осознают его духовной важности.

Уникальность его заключается в том, что молитва, к которой он призывает, является обязательной, однако сам призыв всего лишь желателен – при необходимости можно обойтись и без него. При этом ислам считает призыв к молитве очень важной частью ритуала. Муэдзин должен осуществлять чтение азана в любом населенном пункте, где проживают мусульмане.

Это не только своеобразное оповещение о том, что наступает пора молитвы, но и стремление напомнить, для чего нужен сам намаз. В переводе с арабского слово «азан» означает «оповещение, оглашение». Мусульмане считают, что время для каждого намаза было установлено самим Аллахом. Однако правоверный может по различным причинам пропустить точно установленный срок, поэтому в обязанности муэдзина и входит сообщение о том, что наступила пора молитвы.

Если количество и время намазов было определено Всевышним, то азаны ввел в его ритуал пророк Мухаммед (с.а.в) в первой трети VII века (I век хиджры). Существует предание, рассказывающее о создании призыва к молитве. Согласно ему, первые мусульмане, проживающие в Медине, где в то время находился пророк, не знали наступления точного времени молитвы и говорили об этом посланнику Аллаха. Даже предлагались различные способы оповещения – кто-то предлагал использовать большие трубы или колокол, кто-то – вывешивать специальные знаки.

Смотрите так же:  Молитва что бы просил любимый

Наконец, один из последователей Пророка Абдуллах ибн Зейд увидел во сне человека, который нес в руке зурну. Абдуллах попросил продать инструмент, объяснив, что хочет оповещать людей о том, что наступает время молитвы. Однако человек сказал, что есть лучший способ сделать это, и сообщил полный текст азана. Проснувшись, он рассказал обо всем пророку Мухаммеду (с.а.в), и тот одобрил и текст оглашения, и сам способ его. С тех пор оповещения о времени молитвы в мире читаются именно так.

Некоторые исследователи полагают, что явившийся во сне к Абдуллаху человек был не кем иным, как ангелом Джибрилем.

Изначально он представлял собой единственную фразу, переводимую как «совместная молитва». Однако в Аравии еще до возникновения ислама существовали языческие ритуалы, чем-то схожие с этим красивым призывом. Поэтому постепенно сформировался современный текст призыва к намазу, который был обусловлен как устаревающими языческими правилами, так и постулатами новой исламской религии.

Для того чтобы читать азан, муэдзин должен повернуться в сторону Каабы и произносить слова размеренно и напевно. Сразу после того как оглашен призыв, следует дуа (то есть, особая короткая молитва), где благословляется сам Пророк, а также его семья и последователи. При этом предмолитвенный ритуал считается неполным без произнесения икамата, который читается после оповещения о времени молитвы, спустя несколько минут.

Количество и время оглашения

Молитвенный цикл у мусульман состоит из пяти обязательных молитв. Каждый правоверный должен читать намаз:

  • утром;
  • в полдень;
  • незадолго до наступления вечера;
  • вечером;
  • ночью.

Соответственно, перед каждым намазом должно произноситься и напоминание, поэтому расписание азана совпадает с расписанием самой молитвы, хотя их и разделяют несколько минут для подготовки непосредственно к молитве. При этом существуют периоды, когда молитва запрещена. В частности, в период нахождения солнца в зените призыв и мольба не читаются.

Существует запрет и на чтение призыва в тот период, когда солнце уже взошло, но на высоту копья еще не поднялось. Нельзя также читать и молитву, когда садится солнце. Особо ревностные мусульмане могут читать еще и послеполуденную молитву, хотя пророк Мухаммед (с.а.в.) полагал, что это проявление лицемерия.

Азан необходим не только для того, чтобы люди не пропускали время мольбы. Теологи ислама утверждали, что шайтан боится звуков призыва к намазу, поэтому, когда читается вечерний призыв, нечистый в страхе отступает от человеческой души и держится на расстоянии. То же самое происходит и во время чтения других призывов к молитве. Более того, считается, что именно его напевность способна отпугнуть нечистую силу.

Как правильно читать азан

Наука оглашения о времени молитвы не так уж легка, как может показаться на первый взгляд. Многие считают, что азан – самый напевный призыв в мире. Существуют правила, согласно которым нужно начитывать его.

В частности, внимание уделяется самому муэдзину – он должен быть совершеннолетним, а также свободным человеком (в старые времена это требование было особенно важным, призывать к молитве не мог раб или невольник). Помимо того, муэдзин обязан быть человеком ответственным и знающим Коран и Сунну.

Перед тем как начать читать, он должен провести омовение, а во время оглашения убедиться, что его голос доходит во все стороны. Если же с одной из сторон минарета он почти не слышен, муэдзину вменяется в обязанность обходить вокруг здания, чтобы призыв был слышен всем. Наконец, вне зависимости от того во сколько провозглашается призыв, он должен быть полностью поглощен этим делом и ни в коем случае не отвлекаться – тем более, на приветствия.

Основное требование, предъявляемое к человеку, читающему азан, – это наличие красивого и сильного голоса. Призыв к молитве читается громко, размеренно. В отличие от него, икамат произносят быстро (хотя это не означает, что эти слова можно говорить невнятно и скомкано).

Канонический азан оглашают по-арабски, хотя муэдзин должен доносить смысл этого призыва до верующих, а значит, читать его на том языке, на котором говорят слушающие. Сам текст призыва является несложным, однако требует повторения отдельных фраз. Вот как выглядит он на арабском языке:

???? ???? ???? ???? (четыре раза);

???? ?? ?? ??? ??? ???? (два раза);

???? ?? ????? ???? ???? (два раза);

?? ??? ?????? (два раза);

?? ??? ?????? (два раза);

???? ???? ???? ???? (два раза);

?? ??? ??? ???? (один раз).

Если прочитать перевод, то фразы выглядят очень простыми, однако в них заключен глубокий смысл. Повторения и упрощенные формулировки призваны, по всей видимости, воздействовать на подсознание мусульман, объясняя им, почему так важна молитва. Азан на русском языке звучит следующим образом:

Свидетельствую, что иного божества, кроме Аллаха, нет (2 раза)

Свидетельствую также, что посланник Аллаха – Мухаммед (2 раза)

Поспешите к молитве (2 раза)

Поспешите к спасению вашему (2 раза)

Велик Аллах (2 раза)

Нет иного бога, кроме Аллаха (1 раз).

Нужно отметить, что утренний азан имеет небольшое отличие от всех остальных призывов, которые произносятся в течение суток. В его текст вставлена еще одна фраза, которая произносится после слов «Поспешите к спасению вашему» и тоже повторяется дважды. Звучит она так: «Молитва лучше, чем сон». Все остальные фразы имеют одно и то же звучание. Формула призыва не отличается сложностью, поэтому запомнить ее довольно легко.

Правила поведения верующих

Не стоит полагать, что мусульмане, вышедшие слушать призыв, должны просто воспринять его, как напоминание о начале молитвы. Ведь азан – это составляющая молитвенного ритуала, а значит, со стороны слушателей требуется определенный ответ и действие.

Правила диктуют, что на эти слова необходимо реагировать незамедлительно, отложив все дела, которыми человек в это время занят. Даже если в ту минуту вы читаете Коран, при звуках призыва требуется прервать свое занятие. И дело не только в том, что с этого мгновения вы начинаете внутренне готовиться к молитве, а в том, что нужно повторять вслед за муэдзином – а это требует определенной сосредоточенности.

Произнося слова, человек чувствует, как азан успокаивает душу. Все эти фразы нужно повторять в точности так, как говорит их призывающий. Но есть два исключения. При словах «Нет иного бога, кроме Аллаха» нужно отвечать «Лишь Аллах силен и всемогущ». А когда наступает утреннее время призыва и муэдзин напоминает: «Молитва лучше, чем сон», верующие должны отвечать: «Воистину эти слова справедливы».

Таким образом, оповещение о намазе читается обеими сторонами – и той, которая оглашает призыв к молитве, и той, которая слушает оглашение. Все это позволяет человеку настроиться на молитвенный лад и совершить намаз после азана с воодушевлением и истинным смирением. Более того, если вы находитесь далеко (например, в путешествии) и знаете, что наступает время молитвы, то призыв требуется прочитать самостоятельно и лишь после этого приступать к мольбе.

В исламе существует ряд правил, которые необходимо строго выполнять. Это касается всех сторон жизни правоверного мусульманина, и азан здесь не исключение. Поскольку совершение намаза является составляющей столпов ислама, то молитва и призыв тесно связаны, а значит, требуют соблюдения установленных требований.

  1. Азан не может читать женщина, это позволяется исключительно мужчине. При этом оглашающий должен быть исключительно мусульманином. Если же мужчины нет и на молитву собрались только женщины, то вместо азана они могут прочитать икамат.
  2. Нельзя произносить сидя, а те, кто слушает, не должны во время оглашения этих слов разговаривать и уж, тем более, смеяться. Икамат читает, как правило, тот же человек, который призывал к молитве, хотя обязательным предписанием это не является. Зато если во время чтения призыва вы находитесь в мечети, призыв к намазу можно не повторять за муэдзином. Однако чтение икамата обязательно в любом случае.
  3. Во время оглашения призыва муэдзин должен прикрывать уши указательными пальцами (по другой версии – держаться указательным и большим пальцами за мочки ушей). Это требуется для того, чтобы повысить голос. При фразе «Поспешите к молитве» он обязан повернуть голову направо, а говоря «Поспешите к спасению вашему» – повернуться налево.

Правила ничего не говорят о том, насколько чистым должен быть человек, слушающий призыв. Но вместе с тем, самому оглашающему азан очищение необходимо пройти заранее. Ведь эти слова призывают к духовной чистоте, поэтому он обязан оповещать исключительно после омовения.

В исламе азан зачастую рассматривается не только как призыв и напоминание о молитве, но и как своего рода оберег от многих несчастий. Поэтому призыв заменяет собой и заговор от бед, и доброе напутствие, способное привлечь удачу. В частности, его можно читать в спину уходящему от вас человеку, а также во время боя или пожара. Этими словами успокаивают агрессивного человека или животное, лечат ими нервные болезни.

Многие родители, исповедующие ислам, уверены, что чтение призыва к молитве способно защитить ребенка. Поэтому в мусульманских семьях нередко можно увидеть, как новорожденному читают в левое ухо икамат, а в правое – азан. В исламских хадисах записано, что именно так впервые поступила дочь Мухаммеда (с.а.в.) – Фатима. Когда родился ее сын Хасан, она прочитала ему азан.

Азан в современной культуре

Мировая культура чрезвычайно разнообразна, в ней причудливым образом пересекаются совершенно разные направления. Нередки случаи, когда какие-то религиозные мотивы можно встретить в современной музыке. Однако духовные песнопения всегда стоят особняком, и лучшие азаны относятся именно к этой категории.

Мусульмане гордятся тем, что смогли обогатить сокровищницу культурного наследия, однако не позволяют каким-либо образом извращать свои песнопения, использовать их неподобающим образом. Неслучайно в апреле 2017 года британского диджея приговорили к году отбывания в тюрьме за то, что он в одном из тунисских клубов запустил ремикс на мусульманский азан.

В настоящее время высоко ценятся призывы к молитве, оглашаемые признанным чтецом Корана Мишари Рашидом аль-Афаси. Записи его призывов можно найти в интернете, это действительно духовные песнопения, исполняемые на профессиональном уровне. Сам он проповедует в одной из мечетей Кувейта и исполняет там же обязанности имама.

Сегодня призывы, даже будучи глубоко вплетенными в исламские ритуалы намаза, могут считаться отдельным культурным направлением. Если вы хотите понять, в чем прелесть этих песнопений, можете включить видео азана. Стоит не только послушать голос муэдзина, но и посмотреть на выражение его лица во время произнесения призыва к молитве, чтобы понять каким смыслом наполнен любой призыв и насколько он может воздействовать на душу любого человека.

Смотрите так же:  Сильная молитва как вернуть любимого человека

Что означает азан? О чем в нем говорится?

Словарное значение слова азан «оповещать, объявлять, призывать», а как выражение азан — это объявление правоверным наступление времени обязательного для всех мусульман намаза. Однокоренное с ним слово муэдзин означает — «читающий азан«, ми’зана «место для чтения азана» (минара).

В Священном Коране слово азан в одном месте выражено в смысле «возглашение, извещение» (ат-Тауба, 9/3), а как выражение в виде «зов, призыв» проходит в двух айатах (аль-Маида, 5/58; аль-Джума, 62/9). Слово азан в различном виде проходит в семи айатах Корана (аль-Бакара, 2/279; аль-Араф, 7/167; аль-Хадж, 22/27), а слово муэдзин в значении «глашатай, призывающий» проходит в двух айатах (аль-Араф, 7/44; аль-Йусуф, 12/70). В хадисах слово азан часто проходит как выражение различного вида (существительное, глагол).

Несмотря на то, что намаз стал фардом для мусульман, способ извещения времени намаза не был известен вплоть до хиджры Пророка Мухаммада в Медину. В мединский период мусульмане время от времени собирались вместе и следили за временами наступления намаза. Некоторое время по улицам ходили глашатаи с призывом «ас-салах ас-салах» (на намаз, на намаз), но и этого был не выход из положения. Очевидной была необходимость в каком-либо средстве извещения о времени наступления намаза. Поступали разные предложения — стучать о било или брус ( в древности хрстиане вместо колокольного звона использовали доску, в которую стучали колотушкой, палкой), трубить в трубу, разжигать огонь, поднимать знамя. Но Пророк Мухаммад не был согласен ни с одним из предложений, т.к. било символизировало христиан, трубный звон евреев, огонь язычников. В это время одному из асхабов по имени Абдуллах б. Зайд б. Са’леба приснился азан. На следующее утро Абдуллах пришел к Пророку и рассказал о своем сне. Вслед за этим, Пророк Мухаммад велел досточмимому Билялу читать предложения азана в азане по два раза, а в икамате по одному разу. Между тем, досточтимый Умар тоже пришел к Пророку Мухаммаду и рассказал что ему тоже приснился тот же сон, но Абдуллах б. Зайд опередил его и первый рассказал о своем сне (Бухари, Азан).

Биляль взобрался на высокую крышу дома одной из женщин из племени Сыны Наджджара и впервые прочитал утренний азан (Абу Давуд). Таким образом, азан был общепризнан на 1-ом году хиджры (622 год), а по одному из преданий на 2-ом году хиджры (623 год). Впоследствии в задней части аль-Масджид ан-Набави было построено специальное место для чтения азана.

Азан, наряду с тем, что не был принят путем сунны, в Коране подтвержден словами: «Когда вы призываете на намаз, они насмехаются над ним и считают его развлечением. Это — потому, что они являются неразумными людьми» (аль-Маида, 5/58); «О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к пониманию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы ва только знали» (аль-Джума, 62/9).

Азана состоит из следующих слов:

«Aллаху Aкбар»
(Aллах Велик) — 4 раза
«Aш-хаду алла илаха иллалах»
(Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха) — 2 раза
«Aш-хаду анна Мухаммад Расул Аллах»
(Свидетельствую, что Мухаммад Посланник Аллаха) — 2 раза
«Хайа ‘aлa-с-Салах»
(Спешите на молитву, спешите на молитву) — 2 раза
«Хайа ‘aлa-л-фалах»
(Спешите к спасениею, спешите к спасению) — 2 раза
«Aллаху Акбар»
(Аллах Велик) — 2 раза
«Ла илаха илла-лах»
(Нет бога кроме Аллаха)

Во время утреннего азана после двух раз ««Хайа ‘aлa-л-фалах» два раза повторяют слова «ас-Салату хайрум мин ан-навм» (намаз благостнее сна) и называется это «тасвиб».

По смыслу и содержанию азан является призывом и к намазу и к исламу. Вернее, с одной стороны посредством азана мусульман призывают к молитве и с другой стороны еще раз подтверждает незыблемую истину трех принципов Ислама — единство Аллаха, Мухаммад — посланник Его, настоящее спасение в счастливом ахирате. Если принимать во внимание, что времена намаза устанавливаются в результате положения земного шара по отношению к солнцу и повороту вокруг своей оси, то станет понятным беспрерывное чтение азана во всех уголках земного шара, вознесение этого божественного послания в любое время суток. Во многих хадисах, переданных от имени Пророка Мухаммада, подчеркивается важное значение смысла и чтение азана (Бухари).

Азан читается для фард намазов. Если слышен намаз, читающийся в мечети, то для намазов, который совершается дома, отдельного азана не требуется. Те кто находится в далеком от чтения азана месте или вдалеке от населенных пунктов могут читать азан. Азан не читается для джума намаз (пятничный намаз), витр намаз, праздничный намаз (аль-фитр, аль-адха), таравих, намаз молитвы для дождя и всех других намазов, не являющихся фардом. Во времена Пророка Мухаммада не читали азана для намазов, которые не являются фардом, намаза в случае солнечного затмения и подобных. Мусульман призывали словами «ас-салату аль-джамиа» (идемте на намаз с обществом) (Бухари). Чтение тихим голосом новорожденным в правое ушко азан, а в левое икамат является мандуб (если осуществить считается саваб, если не осуществить то не считается грехом) ( Абу Давуд).

Муэдзин должен иметь сильный и звонкий голос, читать азан медленно с высокого места, чтоб люди имели возможность повтора за ним, для того чтоб голос выходил более звонко приставить кончик указательного пальца к уху или приложить ладони к ушам, стоять лицом к кибле, при «Хайа ‘aлa-с-Салах»повернуть лицо вправо, при «Хайа ‘aлa-л-фалах» влево, соблюдать принципы и нормы ислама и совершить перед чтением азана омовение — все это является мустахаб (мустахаб — это действия, часто выполняемые Пророком. Выполняющие мустахаб будут вознаграждены (саваб). Не выполняющие не будут считаться греховными и в День суда не привлекутся к ответу).

Услышав азан каждый правоверный должен повторять за муэдзином слова азана. Только при словах «Хайа ‘aлa-с-Салах» и «Хайа ‘aлa-л-фалах» вместо этих слов произносить «Ла хавла ва ла куввата илла биллах « (все изменения, вся сила и действия возможны только с воли Аллаха). Услышав добавленное к утреннем азану предложение «»ас-Салату хайрум мин ан-навм» нужно говорить «Садакта ва берирта» (правильно и истину сказал).

После азана читается ниже следующая дуа, которую читал и сам Пророк Мухаммад и которая будет способствовать покровительству Пророка Ислама:

«Aллахумма рабба хазихи’д да’вати’т тамме ва’с салати’л каима ати Мухаммадан

ал-василата ве’л фазилата ва’б’асху макаман махмудени’ллези ваадтах»

«О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, приведи (одари) Мухаммада к аль-Василе и к высокому положению и направь (подними) к месту достохвальному, которое Ты обещал ему, поистине, Ты не нарушаешь обещания!». (Бухари, «Азан», 81)

Что такое исламская музыка и как она используется в богослужениях

Одна из главных особенностей музыки Востока — многовековое сосуще­ство­вание множества очень разных, несхожих между собой этнорегиональ­ных му­зыкальных традиций. Их стилистическое разнообразие заметно даже внутри объединенных исла­мом культур. Но есть и общее для всего ислам­ского мира в понимании музыки. В пер­вую очередь оно связано с мифом о гре­ховности музыки и, соот­ветственно, неза­кон­ности музыкального творчества. Мнение о запрете на пе­ние, игру на музы­кальных инструментах и на само их слуша­ние оди­наково распро­странено на бытовом уровне среди мусуль­ман Ближ­него Востока и в Центральной Азии, Африке, Индии, Рос­сии, Китае. Уче­ные тысячелетия спорят об этом, приводя доводы из священ­ной книги мусуль­ман, Корана, и хадисов — преданий о словах и поступках про­рока Мухаммада. Наи­более объектив­ные авторы сходятся в том, что, во?первых, в Коране нет прямых указаний на запрет­ность музыкаль­ного твор­чества, а , музицирование действительно может быть осу­ждаемо — но только в ситуа­циях, когда оно способ­ствует духовному растлению челове­ка — так же, как разврат, алкоголизм и тому подобное.

Самый уважаемый голос в этой полемике — один из крупнейших мысли­те­лей ислама Абу Хамид Мухаммад ал-Газали (ок. 1058 — 1111). Мусульмане называют его «Худжжат ал-ислам», буквально «Довод ислама»: такой титул дают самым автори­тетным исламским богословам. Обобщая взгляды единомышленников пред­шествую­щих веков, ал-Газали обосновал невоз­мож­ность запрета музы­ки как таковой и безусловную зависимость ее воз­дей­ствия от нрав­ствен­ного состоя­ния самого человека: «…выно­сить сужде­ние о сама‘ Буквально — „слы­ша­ние, слушание“. нужно, исходя из сердца, поскольку оно не привно­сит в сердце ничего, чего бы там не было, но приводит в движение то, что там уже есть».

Понятие сама‘, используемое в исламе для обозначения явлений музыки, не экви­валентно современному европей­скому понятию «музыка»; кстати, и гре­ческое понятие «мусика» долго существо­вало в комплексе математи­че­ских наук. Сама‘ может быть слушанием пения, игры на музыкальных инстру ментах, распева стихов, а также может обозначать молит­венный ритуал суфиев с использованием музыкальных инструментов. Только с конца XVIII века понятие музыки начинает использоваться мусуль­манами соответ­ственно его европейскому значению.

И хотя музыку в этом, европейском, пони­мании в мечети услышать нельзя, она тем не менее остается естественным элементом богослужения. Более того, звуковая красо­та усиливает воздействие священного Слова на верую­щих. Она обнаруживается в звуковой форме всех — нормативных и ненорма­тивных — ритуалов: в призыве к молитве — азане; стержневом акте богослу­жения в исламе — чтении Корана; в ритуалах поминания Аллаха, суфийских радениях, в песнопениях религиозного содержания.

Эти формы, с одной стороны, отражают особенности традицион­ной локаль­ной музыкальной культуры (в контексте чтения Корана — прежде всего культуры арабов), с другой — отвечают важнейшим принци­пам, обозначен­ным еще пророком Мухам­мадом в его знаменитом хадисе: «Аллах красив, и Он любит красоту». Ниже мы рас­скажем о богослужебных ритуалах, в кото­рых исполь­зуются те или иные формы музыки.

Азан (с араб. «объявление, приглаше­ние») — это призыв к главному богослу­жеб­ному акту мусульман — молитве — и одно­временно открытое провозгла­шение веры. Согласно традиции, азан произносится с минарета специальным чтецом — муэдзином — перед ежедневным пятикрат­ным намазом (молит­вой). Для немусульман это самый заметный звуковой символ ислама. Отличия азана от других сигнальных форм приглашения на молитву (звуки трубы, гонга или ко­локо­ла) в том, что здесь исполь­зуется Слово — важней­ший элемент ислам­ского ритуала. Центр текста — шахада, базовое для этой ре­ли­гии свиде­тель­ство: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — пророк его».

???? ???? ???? ????
Аллах велик! (4 раза)
???? ?? ?? ??? ??? ????
Я свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха! (2 раза)
???? ?? ????? ???? ????
Я свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха! (2 раза)
?? ??? ??????
Идите на молитву! (2 раза)
?? ??? ??????
Ищите спасения! (2 раза)
?????? ??? ?? ?????
Молитва лучше сна! (2 раза — в призыве к утренней молитве)
???? ???? ???? ????
Аллах велик! (2 раза)
?? ??? ??? ????
Нет Бога, кроме Аллаха!

Мастерское исполнение азана превращает его в своего рода звуковую компо­зицию, где про­являются важнейшие характеристики музы­ки мусульманского Востока — импровиза­цион­ность и орнаменталь­ность.

Смотрите так же:  Молитва воздыхания матери о своих детях

Азан в исполнении одного из самых знаменитых представителей египетской школы Абдул-Басита Абдус-Самада (1927–1988)

У опытного исполнителя азан может звучать каждый раз (при точ­ном сохране­нии текста) благодаря использованию раз­ных музыкальных средств, в частности так называемых макамов Макам — здесь ладово-интонационная струк­тура (например, макам хиджаз, макам ниха­вент, макам хюззам, макам раст и другие), но макам также — обозначение музыкальной компо­зиции. , исполь­зуемых и в ре­ци­тации, то есть чтении, Корана.

Мехмет Эрарабаджи исполняет азан в макаме хиджаз в финале конкурса по чтению азана в Турции

Чтение Корана — важнейший ритуал в исла­ме. «Украшайте Коран своими го­лоса­ми», — гласит один из популярных хадисов. В са­мой же священной книге сказано: «…и читай Коран чтением стройным» (сура 73, аят 4). Главный кри­терий в этом искусстве — безукоризненное, чистое произнесение священного Слова и звуковое совершенство.

Существует множество стилей рецитации Корана, определяемых как принад­лежностью чтеца той или иной школе или влиянием локальных музыкальных традиций, так и зада­чами чтения. Например, в домашних условиях и при обу­чении текст произносится просто, с минимальным распевом, посколь­ку все внимание здесь уделяется верному про­изнесе­нию самого Слова. Чтение же профес­сиональных чтецов (кари) и тех, кто знает весь Коран наизусть (хафи­зов), перед слуша­тельской аудиторией может превра­щаться в выступле­ние, подобное концерт­ному — и по эмоциональности, и по уровню музы­каль­ного мастерства чтеца.

Чтение Корана, сура «Нур» («Свет»), в макаме раст одним из наиболее автори­тет­ных чтецов Египта Мустафой Исмаилом (1905–1978)

В рецитации Корана сфокусированы многие сущностные характеристики зву­кового искусства ислама: это устная традиция, где исполнитель каждый раз становится автором новой музыкальной композиции. Доскональ­ное знание правил произ­несения текста (включая соблюдение пауз — важнейшего эле­мен­та рецита­ции) сочетается здесь с блестящей вокальной техникой и импро­виза­торским мастерством. В примерах чте­ния признанными кари всегда обнару­жи­ваются точное ощущение мастером ауди­тории и контакт со слушате­лями, кото­рые чутко реагируют на искусное произнесение текста и исполнение макама.

В ХХ веке на территории исламского мира и за его пределами распростра­нилась практика проведения конкурсов по чтению Корана, в том числе особые сорев­нования для жен­щин, а также для детей и подростков. Демонстрируя блестя­щее знание священного текста, такие юные чтецы подтверждают преем­ствен­ность уст­ных музыкаль­ных традиций на Востоке.

Юный кари из Ирана Хуссейн Неджад на конкурсе чтения Корана исполняет суру «» («Рассвет»)

Зикр (с араб. «поминание») — это ритуал поминания Бога, основанный на по­вторе отдельных слов, например «Аллах», или фраз: среди наиболее часто зву­чащих — первая половина шахады «Ля иляха илляЛлах» («Нет Бога, кроме Аллаха»).

Хотя зикр присутствует и в рядовом богослу­жении, сегодня он больше изве­стен как эле­мент суфийских ритуалов. В практике разных суфий­ских орденов зикр может отли­чаться по формам. В первую очередь он де­лится на «тихий» (произ­носи­мый мысленно) и «громкий». У «громких» зикров может быть множество форм: исполнение унисоном голосов в сопровождении инстру­мен­тов (чаще всего ударных) или без них; сольный распев суфий­ских стихов, про­изно­симый сидя или в движении, превращаю­щемся в ряде случаев в бесконеч­ный танец. Самое важное здесь — ритм постоянного повтора слов и фраз-формул. Неред­кий эффект таких зикров — погружение участников в состоя­ние экстатического возбуждения.

Зикр братства пира Фаруки в Турции Женский зикр в Дагестане

Сама‘ не только понятие музыкального в ши­роком смысле, но и особое радение суфиев, включающее пение, игру на музы­кальных инструментах, иногда та­нец — ракс. Не все суфий­ские братства используют сама‘ в своей практике: наиболее широкую популярность получили радения турецкого ордена мевле­ви, известного также как орден «кружащихся дервишей». Введение в практи­ку музыки и танца связано с учением вели­кого мистика и поэта XIII века Джала­ла ад-Дина Руми, который называл сама‘ «пищей души». Цель сама‘ — с помощью звуков музыки и беско­нечного кружения сосредо­точиться на мысли о Боге. В этом действе, строящемся согласно строгим правилам, могут использо­ваться струнные или удар­ные инструменты, голос, но прежде всего флейта — най, своего рода звуковой символ суфийского миропонима­ния: «Послушай эту сви­рель, как она пла­чет… / Всякий, кто вдали остался от корня своего, / вновь ищет время соединения…» (Джалал ад-Дин Руми, «Месневи»).

Сама‘ турецкого ордена мевлеви

Каввали — еще одна суфийская музыкальная традиция, находящая все больше поклонни­ков в современном мире. Ее родина — Индия, а основатель — выдаю­щийся поэт и музы­кант Амир Хосров Дехлеви (1253–1325), принадлежав­ший к суфийскому ордену чиштийя. Стихи Амира Хосрова до сих пор служат одной из текстовых основ музыки каввали. Выступления исполнителей каввали тра­ди­­ционно про­водились у могил суфий­ских святых, сегодня же их можно услы­­шать на концер­тах. Одна из характе­ристик этой религиозной по своему содер­жа­нию музы­ки — экстатические ритмы, акцентируемые ударными инстру­мен­тами или хлопками в ладоши. Мелодическую основу обычно обеспе­чивают один или два инструмента — гармониумы, а в центре — ведущий певец с двумя или тремя допол­няющими исполни­телями, которые создают мелоди­ческие контрапункты Контрапункт (от лат. точка против точки) — здесь: сочетание двух и более мелодий в раз­ных голосах. .

На протяжении многих лет одним из глав­ных исполнителей каввали был Нусрат Фатех Али Хан (1948–1997), чье искусство покорило слушателей как Востока, так и Запада.

Фрагмент концерта Нусрата Фатеха Али Хана и его ансамбля. Кения, 1993 год

Во время намаза с джамаатом в мечети верующие часто могут слышать, как произносится особый призыв к молитве – азан. Помимо этого, непосредственно перед началом фардовой части намаза звучат слова икамата.

Азан представляет собой воззвание, призыв на молитву верующих, произносимый в определённое время. Корни этого религиозного термина – в арабском слове «азана», обозначающем глагол «слушать, слышать, иметь информацию», и «узун», которое переводится как «ухо».

Фактически азан должен произноситься пятикратно за сутки – перед каждым обязательным намазом. Традиционно человек, ответственный за это дело – муэдзин, говорил слова азана с минарета мечети, чтобы оповестить о наступлении времени намаза как можно большее число людей. Второй призыв называется икаматом (либо каматом, камятом, икамой). После него джамаат встаёт непосредственно на совершение молитвы.

Важно понимать, что главная цель азана заключается не только в призыве максимально возможного числа верующих прийти в мечеть и совершить намаз, но и в том, чтобы о сути ислама знали как можно больше людей. Именно поэтому в эпоху развития технологий на минареты мечетей стали устанавливать специальные звуковые усилители. Правда, в данном случае есть момент, связанный с непониманием людьми в остальной части мира арабского языка, что характерно и для народов, которых принято обозначать как «этнически мусульманские».

Любопытна предыстория того, как азан был введён в практику мусульман. Пророк Мухаммад (с.г.в.) первоначально сам не произносил ни азана, ни икамата. Его сподвижник, впоследствии второй праведный халиф Умар (р.а.) увидел во сне то, как словам призыва к молитве Мухаммада (с.г.в.) обучил ангел Джабраил (а.с.). Помимо него, такие же видения приснились другим сподвижникам, в частности, Абдуллаху ибн Зайду (р.а.). Эти люди впоследствии обратились к Заключительному Божьему посланнику (с.г.в.), которому понравилась идея произносить азан и икамат. Важным моментом в этой связи являлось также то, что призыв, о котором говорили сподвижники, существенно отличался от того, что практиковали для призыва христиане (колокольный звон) и иудеи (звук горна).

Произнесение азана и икамата не является обязательным действием (фардом либо ваджибом). Однако призыв к молитве находится в ранге сунны муаккада, т.е. действия, которое Пророк Мухаммад, с.г.в. почти не оставлял. Если человек не будет произносить азан с икаматом при совершении намаза в индивидуальном порядке, на нём не будет никакого греха. Это относится к чтению молитвы как дома, так и в мечети.

Как произносится азан и икамат

В тексте азана и икамата есть такбир и шахада (свидетельство, которое произносит мусульманин в доказательство своей веры). Приведём транскрипцию обоих призывов.

Ашхаду эннэээ Мухаммадэр-расуулул-Лаах (дважды)

Хэййэ галяя-с-саляях (дважды при небольшом повороте направо)

Хэййэ галяя-л-фаляях (дважды при небольшом повороте налево)

Ас-саляяту хайрум-минэ-н-наум (дважды) – эти слова произносятся только перед утренней молитвой

Лэээ илэхэ иллэ-л-Лах (однократно)

Перевод текста азана: Аллах Велик! Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Него. Свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха. Спешите к молитве, спешите к спасению. (Молитва лучше, чем сон – для утренней молитвы). Аллах Велик! Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха.

Аллаху Акбар (четырежды)

Ашхаду эллэээ илэхэ иллэ-л-Лах (дважды)

Хэййэ галяя-с-саляях (дважды, но поворот головы и корпуса направо не совершается)

Хэййэ галяя-л-фаляях (дважды, но поворот налево не совершается)

Кадъ камээти-с-саляях (дважды)

Фраза «Кадъ камээти-с-саляях» переводится как «Уже наступило время молитвы».

В мечети азан, как правило, произносится тем человеком, кто обладает красивым голосом. Призыв на молитву необходимо читать, встав по направлению к Кыйбле, нараспев, в отличие от икамата, который проговаривается быстро. Муэдзин при азане поднимает руки на уровень ушей, помещая указательные пальцы в ушную раковину, таким образом, что ладони касаются боковой части лица. При икамате руки муэдзина опущены.

Слушающие азан внутри мечети верующие должны сидеть спокойно и повторять про себя слова призыва. Во время слов «Хэййэ галяя-с-саляях» мусульманам желательно сказать про себя фразу: «Ля хэулэ уэ лэ кууэттэ иллэ бил-л-Лэхи-л-Галийил-Газыйм» («Нет никакой силы и мощи, кроме Аллаха Всевышнего и Великого»). Когда верующий слышит слова «Хэййэ галяя-л-фаляях», ему желательно произнести выражение «Ма шаа-Аллаху кяянэ уэ мэ лям йашаъ лям йакуун» («Что пожелает Аллах, то будет, и то, что Всевышний не пожелает, не будет»).

После азана читается следующая молитва-дуа:

Перевод: «О Аллах, Господин этого произнесённого призыва и этой выполняемой молитвы, приведи Пророка Мухаммада к аль-Василе и к высокому положению и направь его к месту хвалимому, о котором Ты сделал ему обещание, поистине, Ты никогда не нарушаешь обещания!»

Во время икамата верующие обычно ничего не произносят, а при словах «Хэййэ галяя-с-саляях» встают со своих мест и выстраиваются в ряд, чтобы выполнить обязательную молитву.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Интересная история возникновения азана! То что он приснился сразу нескольким сахабам. Посланник Аллаха не стал удивляться, что рекомендации пришли не ему, а сподвижникам, и принял предложение!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *