Меню

Лилия горланова обработка

ТОП 12 свадебных фотографов Москвы

Острый взгляд Андрея превращает любую фотографию в стильную картинку из модного глянцевого журнала. Если вы всегда мечтали хотя бы на день стать героем светской хроники или пройтись по красной ковровой дорожке, вам — в объектив к этому фотографу.

Фотографии Маши наполнены светом и любовью к каждой детали. Любая пара, что попадает к ней в объектив, забывает о времени и просто наслаждается процессом. Умение видеть прекрасное вокруг — ее шестое чувство.

Фотографии Кати — это нежность в чистом виде. Она буквально пронизывает каждый кадр, а любовь фотографа к моделям, к процессу съемки наполняет каждую картинку светом и теплом. Мы особенно любим разглядывать портреты, созданные Катей.

Женя, без сомнения, является трендсеттером свадебной fine-art сферы. Путешествуя и открывая зрителю красоту мира с помощью своей камеры, Женя доказывает, что для любви не существует километров — в любом уголке планеты есть место искренним чувствам.

«Красота — в глазах смотрящего», — именно так можно описать работы Лили. Она как никто знает все о торжествах мечты, ведь ее команда создает красивые и душевные свадьбы по всему миру. Живые эмоции — вот что отличает ее работы от других. Несмотря на то, что уже несколько лет Лиля руководит свадебным агентством, она ни на день не забывает свои истоки — любимую профессию фотографа.

В каждом кадре Юли ощущается романтика главных героев, их чувственность и нежность. Завораживающие портреты и мягкие цвета в обработке создают по-настоящему утонченную и красивую картинку, актуальную во все времена. Мы сами очень любим работать с Юлей, поэтому с легкой душой доверили ей не одну съемку.

Знаете, что такое хороший репортаж? Ответ вы легко найдете в фотографиях Ани. Это искренние эмоции, смех и радость, слезы счастья и теплые объятия, танец с папой и перешептывания с мамой — все то, что так хочется запомнить с одного из важнейших событий в жизни.

Максим — это человек, благодаря которому направление fine-art стало трендом в фотографии 5 лет назад и продолжает развиваться и культивироваться до сих пор. Особенное удовольствие — наблюдать за его воркшопами по всей стране, которые каждый раз поражают своей красотой и эстетикой.

Часто пары на свадебной съемке чувствуют себя скованно и неуверенно. Такое невозможно, когда рядом с вами Рома — он всегда может создать нужную атмосферу, подсказать, какую позу лучше принять и какой ракурс вам больше идет. В результате — потрясающие кадры, которые станут классикой вашего семейного альбома.

Фотографии Кости — классика в мире свадебной фотографии. Это истории, которыми вы сможете делиться со своими внуками — красивые, искренние и настоящие. А главное, что они — про вас!

Работы Лены — это пастельные тона, легкость и романтика. Находка для девушек, которые мечтают о воздушных снимках, наполненных любовью. И, конечно, внимание к деталям, ведь каждый нюанс свадебной истории достоин быть героем кадра!

«Они такие настоящие!», — скажете вы, взглянув на работы Леши. За свою карьеру он не только выиграл множество премий и обучил сотни фотографов, но и запечатлел самые важные моменты для десятков пар, которые не боялись быть собой перед его объективом.

Серия: Выбор свадебного фотографа

На каждого свадебного фотографа возложена высокая миссия: сохранить главный день вашей жизни для потомков. Чтобы свадебные фото радовали не одно поколение семьи, важно тщательно подойти к выбору мастера. Как это сделать? Wedding спросил лучших российских и зарубежных фотографов.

Только в Москве ежегодно в брак вступают 70 тысяч пар, при этом свадебных фотографов по всей России — лишь 140 тысяч. Поэтому начать искать специалиста лучше заранее, например, за год, и уж точно не позднее того, как вы определитесь с датой свадьбы.

Выбирая фотографа, нельзя руководствоваться лишь советами знакомых, родственников или собеседников на интернет-форуме. Никакие чужие оценки не должны мешать вашим собственным — не поленитесь лично просмотреть полноценные фотосессии как минимум пяти выбранных кандидатов. Действительный член и призер международных ассоциаций свадебных фотографов WPJA, AGWPJA, ISPWP Лилия Горланова поясняет, на что надо обратить внимание: «Не ограничивайтесь выборкой лучших снимков фотографа за последний год. У себя в блоге я выкладываю каждую свадьбу — фотоистория всего дня: от сборов до торта. Так становится понятно, насколько фотограф успевает выхватить яркие моменты при постановке или когда не контролирует происходящее».

Если работы мастера вам нравятся, то имеет смысл встретиться, пообщаться лично или даже попросить сделать пробную лав-стори (часто такие съемки бывают платными). Важно обратить внимание на его личностные качества и обсудить технические детали свадебной съемки.

Фотограф Михаил Харламов : «Настоящий профессионал на встрече сам задает все нужные вопросы, даже если вы не знаете, как построить беседу и сформулировать свои технические требования. Вот необходимые пункты, которые вы должны озвучить в разговоре: договор, форма сдачи материалов (диски, слайд-шоу, паспарту, альбом или все вместе). Необходимо обсудить ваши личные предпочтения по технической стороне фотографий: все цветные или черно-белые, нужна ли дополнительная ретушь, художественная обработка. Пунктов может быть много, так как у каждого фотографа есть свой пакет услуг и соответствующая цена за это, что тоже необходимо обсудить заранее»

По словам нью-йоркского свадебного фотожурналиста Эмина Кулиева, названного лучшим фотографом 2008 года по версии AGWPJA, экономия может привести к ужасающему результату. Уникальные свадебные моменты уже нельзя будет переснять, и слез невесты будет не унять: «Наивные мечты о том, что можно найти профессионала, который выдаст стопроцентное качество, да еще и со своим индивидуальным почерком, за смешные деньги, равны нулю. Фотограф просто не сможет заниматься этим профессионально, если не будет брать достаточную сумму для поддержания своего бизнеса», — говорит Эмин.

Пора выбирать железного коня

Известный русский интернет-магазин продает великолепныее велосипеды.
Широчайший выбор: горные велосипеды, велосипеды дорожные, трековые, велосипеды для девушек и много-много других.

Разброс цен, безусловно, велик. По Москве средняя цена за съемочный день фотографа с технически грамотными работами составляет 60 000 рублей, в Европе — в среднем 3000 евро, а в США — 4000 долларов. Соответственно, чем выше статус фотографа, тем выше цена. Конечно, надо учитывать, что купить цифровые фотоаппараты canon или nikon, в основном и используемые фотографами, в России вы можете только дороже, чем на Западе.

Австриец Штефан Раух, которого журнал Cosmopolitan Brides Magazine назвал лучшим свадебным фотографом мира и который в 2009 году отпраздновал десятилетие профессиональной деятельности, получает заказы со всей планеты. Пары оплачивают ему не только работу, но и все накладные расходы, такие как перелет и проживание. «Однажды я по заказу полетел в Тунис снимать свадьбу, и первое, что увидел в аэропорту, – злющее лицо жениха. Оказывается, невеста договорилась со мной о съемке без его ведома, и он был в шоке не только от дороговизны моей работы, но и от того, что пришлось оплатить еще и авиабилеты. Сразу после встречи у меня было 20 минут на фотографии невесты во время прогулки. Я из кожи вон лез, чтобы улучшить настроение жениха. Позже, во время банкета, я с моего ноутбука продемонстрировал некоторые из сделанных в эти минуты фотографий. В конце вечера невероятно счастливый жених подошел ко мне со словами: «Я видел все фото — вы гений». — После чего сам себя поправил: — Нет, это моя жена гений, что пригласила Вас!» Я поддерживаю с ними контакт до сих пор, и эти фото у меня хранятся в папке «Лучшее».

Во время просмотра фотографий и общения с фотографом стоит обратить внимание на то, какие кадры удаются ему лучше остальных. Кто-то мастерски делает постановочные кадры, кто-то гуру репортажных съемок, а кому-то с легкостью удается все.

Эмин Кулиев: «Постановочные фотографии не означают замороженные лица и деревянные позы. Это кадры, на которые есть время, которые можно довести до совершенства, сделав несколько дублей и выбрав лучшую картинку. В репортаже, то есть в фотожурналистике, важно выхватить моменты, не контролируемые фотографом, важно выловить уникальные эмоции, движения, ситуации. Неправильно просить мастера постановочных фото сделать репортаж — в итоге можно не получить ни того, ни другого».

Дмитрий Лившиц, известный московский фотограф, учитывая российский менталитет, предпочитает сочетать и то и другое: «Я не жду, когда начнется «игра» пары, и на всем протяжении свадьбы предпочитаю делать «постановочный репортаж», что диктуют мне световые условия и уровень раскрепощенности жениха и невесты. Моменты между постановками и складываются в репортаж. В России чаще всего без указания, в какую позу встать, не обойтись, так как существует опасность того, что без этого не на что будет смотреть: на многих российских свадьбах пары более зажаты, чем на западных. К тому же у нас боятся случайных кадров, где человек может выглядеть неидеально, а ведь красота заключается в естественности!»

Профессионал тем и отличается от любителя, что способен сделать первоклассные фото в любой ситуации, но все-таки необходимо спросить у мастера о его предпочтениях. Люди, много лет занимающиеся фотографией, лучше чувствуют тенденции и то, какой кадр будет красивым. Для Лилии Горлановой лучшим местом для съемки является то, где еще не случалась ни одна свадьба, и для каждой пары она старается найти что-то новое. Эмин Кулиев больше всего любит город, в котором живет: «Я обожаю Нью-Йорк и могу снимать в каждом его уголке. Что касается тенденций, то сейчас наметилась мода снимать в разных точках мира, а особенно на теплых островах. Набирает силу съемка в стиле «Trash the dress», когда топят и пачкают платье, получая неимоверное удовольствие».

Дмитрий Лившиц в качестве тенденции отметил свадьбы только для двоих: «В последнее время часто приходится работать на свадьбах, которые состоят всего из двух человек, без шумной толпы гостей и банкетов».

По словам Стефана Рауха, свадебные фото модно делать на природе: «Сегодня люди предпочитают уходить от студийных фото и отправляются на открытый воздух. Я с большим удовольствием фотографирую на природе из-за естественности кадров и оптимальных световых условий в любое время суток. И в моих съемках в помещении вы также не увидите ни одного неживого момента».

Смотрите так же:  Засохший цветонос орхидеи

Поведение фотографа и ассистента

Приглашая фотографа, вы должны доверять его вкусу и опыту и учитывать, что большинство профессионалов работают с ассистентами и несколькими камерами.

Михаил Харламов: «Фотограф — это режиссер-постановщик. Не важно, в каком стиле он работает: поиск сюжетов, света, настроения по ходу праздника лежит на его плечах. Фотограф не имеет права бездействовать и пить шампанское. Как правило, минимальная составляющая команды — это фотограф и ассистент, который носит его вещи, помогает со сменой объективов, карт памяти, работает с дополнительным светом. Бывает, что с фотографом снимают еще несколько человек для охвата большего количества ракурсов, планов и сюжетов».

Штефан Раух: «Я не раз замечал, как фотограф на празднике ставит себя на первое место, командует гостями, указывает, что делать жениху и невесте, будто он тут самый важный. Я себе такого никогда не позволяю, не вмешиваюсь в ход празднества. Просто держу наготове камеру, чтобы запечатлеть потрясающие моменты. Не пропустить ни один из них поможет ассистент. Без помощника невозможно работать на все сто 12 часов без передышки».

Правила этикета гласят, что и приглашенных музыкантов, и водителей, и фотографов следует пригласить к столу. Они работают для вас весь день, чтобы запечатлеть его в лучшем виде, поэтому выделить им полчаса на обед вы просто обязаны.

С фотографом и его ассистентами заранее нужно обсудить дресс-код, то есть форму одежды, особенно если стилистику вашего праздника и настроение может испортить мелькающий тут и там человек в зеленом жилете а-ля Анатолий Вассерман. Для фотографа важно одеться удобно, так как иногда приходится работать лежа на земле, но ни спортивная одежда, ни любимые пижамные брюки недопустимы — это будет смущать шикарно одетых гостей. Михаил Харламов, например, всегда работает в классическом темном костюме: пусть это совсем не так удобно, как джинсы и майка, но уважение к гостям и хозяевам свадьбы для него важнее.

Лилия Горланова: «Фотограф на свадьбе должен быть незаметным. Я стараюсь одеваться в черной гамме, брюки или темно-синие классические джинсы, рубашку классического покроя. Если это выездная свадьба с церемонией на пляже, то уместнее светлая гамма и менее строгий дресс-код».

Чаще всего фотографы надевают джинсы, солидную рубашку или что-то черное сверху и иногда костюм — если это оговорено заранее.

Несмотря на внешнюю похожесть, каждая свадьба имеет свой уникальный колорит, настроение, эмоции. Задача хорошего фотографа — уловить это и передать в интересных, красивых кадрах. Удастся ему это, только если жених и невеста будут творить вместе с мастером, не стесняясь друг друга и мира вокруг. Обсудив цену, место и стиль съемок, можно получить идеальную фотосессию, которая будет радовать вас всю жизнь.

Текст: Елизавета Верейкина

Фото: Лилия Горланова, Михаил Харламов, Дмитрий Лившиц, Штефан Раух, Эмин Кулиев

СВАДЕБНЫЙ ФОТОГРАФ — ЭТО МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ

После небольшого перерыва рубрика «За кулисами свадьбы» вновь готова радовать читателей портала The-wedding.ru интервью со специалистами о вдохновении и тонкостях работы в свадебной индустрии — теперь уже в новом формате!

О том, почему свадебные фотографы — суперлюди, о своих небольших традициях, и о том, какие же фотографии должны быть в альбоме всех молодоженов, — подробно и искренне рассказывает профессионал своего дела Елена Жунь.

О профессии фотографа

10 лет назад я начала заниматься фотографией как фотолюбитель. На просторах LiveJournal я увидела журнал одной девушки с фотографиями свадеб и так сильно влюбилась в эти карточки, что сразу же захотела стать именно свадебным фотографом. Столько красоты, искренности и цвета было в ее работах! Сейчас я уже переросла своего кумира, и, к сожалению, ее звезда сошла с топовых позиций, а ее имя мало кто помнит. Но вот этот заряд своего творчества и жизнелюбия в работе, я считаю, она мне передала.

Свадьба — одно из немногих событий, которое в наше суетное время объединяет людей, семьи и друзей, собирая всех в один день порой из разных уголков планеты. Представляете, какое количество позитивных эмоций люди переживают вместе?! В то же время свадьба — это колоссальное вложение времени и денег. Сегодня свадьба — это фактически проект, к которому многие начинают готовиться за полгода-год. Быть включенной в проект, чувствовать себя частью команды молодоженов, помогать создавать праздник, а потом запечатлеть его в фотографии — это не только удовольствие, но и большой труд, огромная ответственность. А мне это нравится! Мне нравится быть полезной, нужной, передавать весь свой экспертный опыт и оставлять на память все то, что происходило в этот самый главный день!

Свадебная фотография очень сильно изменила мою жизнь. Это невероятно сложная, но в то же время самая интересная профессия. Я год училась на фотографа в Академии классической фотографии и постоянно обучаюсь у именитых коллег. Среди моих преподавателей — Александр Лапин, Игорь Мухин и Лилия Горланова. Эта профессия помогла мне познакомиться с огромным количеством разных людей, звезд и знаменитостей, посетить необыкновенные места и увидеть события. Хотя порой бывает и непросто. В сфере свадебной фотографии самая большая конкуренция, и чтобы остаться надолго в профессии необходимо много работать. Труд, люди, визуальная красота сформировали меня стойким и развивающимся человеком. Эта профессия учит любить людей, быть терпеливой к неудобствам разного рода, быть в хорошей психологической и физической форме, развиваться в творческом плане, видеть много разных мест. Это все и закаляет, и развивает.

Быть включенной в проект, чувствовать себя частью команды молодоженов, помогать создавать праздник, а потом запечатлеть его в фотографии — это не только удовольствие, но и большой труд, огромная ответственность. А мне это нравится!

До 2019 года в моей команде был только ассистент, с которым мы выезжали на съемки. А с этого года я чаще снимаю одна, но уже имею небольшой штат помощников административного аппарата. В основном это ассистенты в интернете, которым я делегировала свое присутствие в социальных сетях, работу с популярными блогами, помощь в рекламе. Еще у меня есть дизайнер, который помогает мне работать с архивами фотографий: составляет серии и делает фотокниги. Съемка, обработка и общение с клиентами пока по-прежнему на мне. Также я занимаюсь сайтом и свадебным Instagram самостоятельно. Со всеми сотрудниками я плотно общаюсь, знаю обо всех этапах их работы, каждый день раздаю поручения и в любой момент включаюсь в их работу на любом этапе, чтобы помочь. То есть я в курсе всей работы. Девочки — мои спасители: я стараюсь оставить за собой свою ключевую и самую дорогую компетенцию — фотографа. Но научиться передавать часть работы другим очень непросто. Люди растут и порой уходят, и в таком маленьком и тесном коллективе тяжело терять человека — приходится «растить» с начала нового. Это время и силы. Без выручки моей команды я бы ничего не успевала.

О вдохновении и состоянии наполненности

Вдохновение я нахожу в самой жизни. Если достаточно выспалась и имею время, то наполнить себя можно через свидание с природой, живописью и путешествиями. Кино, хорошая музыка и занятия танцами — вот что дает состояние наполненности. Общение с людьми — это невероятный обмен энергией. Когда есть силы, то надо просто наблюдать за светом и своей парой. Хотя, конечно, я не отказываюсь от шпаргалок в телефоне. Собираю красивые фото разных авторов, которые хочется повторить или же использовать их в момент ступора.

Мне нравятся многие авторы, но не с точки зрения их фото, а с точки зрения их гения в пиаре и продвижении. В последнее время больше анализирую эти вещи. Фотография стала нишевой, и оттого авторы более похожи друг на друга. Это называется стилем в фотографии, а не авторским стилем. Есть fine art или репортаж, и это просто стили, в которых снимают авторы. Можно вдохновиться особым взглядом на реальность у Эмина Кулиева или Вадима Ратобыльского. Мне нравится Елена Павлова и Лилия Горланова. Есть много хороших авторов, но жизнь слишком быстрая, чтобы уделять много времени просмотру коллег.

В сфере свадебной фотографии самая большая конкуренция, и чтобы остаться надолго в профессии необходимо много работать.

О ценности фотографий и сложных задачах

Думаю, в свадебных фотографиях ценится сам кадр. А дальше для каждой пары свое. Кому-то нужна четкость и резкость снимка, а кому — момент. Есть пары — ценители воздуха, а кому-то нравятся накрученные цвета и словно пластиковая обработка. Есть фанаты качества, а есть любители количества. У каждого своя ценность, только одно общее — чтобы фото были и максимально полно отражали свадебный день, поскольку это память. Некоторые пары во время свадьбы из-за своих переживаний не видят ничего вокруг и потом на фото заново открывают свой день.

Свадебная фотосъемка — сложный жанр, поскольку включает в себя многое: тут и предметная фотосъемка, ювелирная, портретная, репортажная и даже фэшн-постановка. Столько интересных творческих фотографических задач в рамках одного проекта! Я уверена, что профессиональный свадебный фотограф может снять все, что угодно, — так высока и разнообразна наша квалификация. Но еще я знаю, что далеко не каждый фотограф сумеет снять именно свадьбу — так много разных задач стоит за одну съемку. Кроме самой фотографии, нужно разбираться в психологии, искусстве, обработке и ретуши, а также иметь очень быструю реакцию и скорость, анализировать и просчитывать событие на несколько мгновений вперед.

Ну и без отличной физической формы не обойтись. Мы как спортсмены: за полноценный рабочий день в 10-14 часов переносим на себе по 7-15 кг оборудования. Мы суперлюди, потому что перемещаемся во времени и пространстве с тяжелым оборудованием, словно жонглируя им и искренне улыбаясь при этом людям, ловя самые удачные, ключевые моменты мероприятия.

О любимых моментах на свадьбе

Любимых моментов несколько. Когда с утра я стучусь в дверь к невесте и говорю: «Доброе утро, к вам пресса» — с этого задорного приветствия стараюсь начать свадебный день. Когда я прощаюсь с молодыми, бывает, что обнимаюсь как с родными и получаю в подарок кусочек торта в контейнере для моей мамы. Это моя небольшая традиция, о которой знают некоторые молодожены. И конечно когда я вручаю заказ, мы общаемся с молодоженами, смотрим книгу и снова переживаем такой важный день!

Кризис или високосный год совершенно не помеха в делах любви и организации свадьбы.

О подготовке к свадьбе

Работу с молодоженами начинаю со встречи и вручения инструкции — это моя авторская разработка, которая помогает планировать свадьбу самостоятельно, если пара не имеет свадебного распорядителя или агентства.

Я обязательно рассказываю о том, как устроен свадебный день с разных сторон: с точки зрения проживания его парой, организационной, визуальной — какие условия и для каких фото нужны. Это важно, так как пары чаще всего женятся впервые и не имеют собственного опыта проживания этого события, не всегда понимают, на чем действительно стоит сфокусироваться. Поэтому если я вижу, что мой опыт нужен, обязательно стараюсь помочь. И мои инструменты «Линейка времени» и «План свадебного торжества» уже передаются из рук в руки как наиболее простые и действенные инструменты для экономии времени и свадебного бюджета. Если у пары есть организатор, то тогда я командный игрок и стараюсь выяснить, чем я могу помочь и какие ожидания от моей работы.

Смотрите так же:  Доставка цветов фиалки

О том, что удивляет в работе с молодоженами

Желание жениться несмотря ни на что! Кризис или високосный год совершенно не помеха в делах любви и организации свадьбы.

Свадебная фотосъемка — сложный жанр, поскольку включает в себя многое: тут и предметная фотосъемка, ювелирная, портретная, репортажная и даже фэшн-постановка.

Об идеальной свадебной фотосессии

Идеальная свадебная фотосессия — это отдельный от свадьбы съемочный день как проект «свадьба для двоих», когда пару можно поместить в красивый пейзаж в лучшее время на закате, иметь идею или концепт съемки, поддержанную декором. Но это чистое творчество и к реальной свадьбе его не применить.

Поэтому опишем идеальный вариант, который можно осуществить: от одного часа до двух на прогулку без гостей и один час времени на закате в солнечную погоду.

О фотографиях для альбома

Считаю, что в свадебном альбоме должно быть как минимум 10 разноплановых кадров с каждого этапа дня. Утренние сборы, встреча, регистрация, прогулка, банкет (тосты, шоу, танец, букет, торт, фейерверк). Также фотофакты — это все гости и родственники, снятые как отдельно, так и с парой. И детали праздника: украшения невесты и ее утра, элементы наряда, полиграфия, декор, сервировка на банкете, блюда. Из таких сетов мы с дизайнером собираем альбом минимум на 10 разворотов.

Некоторые пары во время свадьбы из-за своих переживаний не видят ничего вокруг и потом на фото заново открывают свой день.

О работе с трудными парами

В этом сезоне, впервые за 10 лет моей работы, мы с невестой обоюдно расторгли договор уже после его подписания. Причина в том, что декоратор, оформлявший утро невесты, решила, что она вправе привести своего фотографа, чтобы снять утро невесты себе в портфолио до основного фотографа. Невеста чувствовала себя морально обязанной пойти на поводу у декоратора. Я увидела, что процесс выходит из-под контроля и я не могу предсказать результат своего сотрудничества с невестой. Поэтому предложила выбрать, с кем невесте будет комфортнее работать — с декоратором и ее фотографом или со мной. Разошлись полюбовно, но на будущее теперь проговариваю, что свадебная съемка и съемка портфолио специалистов могут существовать в один день, но без привлечения к съемке пары, исключительно в репортажной манере, а также после предварительного оповещения основного фотографа.

Со всеми трудными парами стараюсь войти в их положение и понять, в чем причина их сложности. Страх, пунктуальная педантичность, низкий бюджет и отсутствие опыта могут быть причинами сложного поведения. Если я не смогу наладить контакт и взаимодействие, то от заказа откажусь до подписания договора. В день свадьбы фотограф подходит очень близко, и поэтому нужно найти своего исполнителя, в тандеме с которым сложится работа. Я придерживаюсь партнерского подхода и стиля работы, мы с парой соавторы. Но кому-то необходим другой тип взаимодействия, например авторитарный фотограф или истерично-харизматичный.

Я же очень деликатный и тактичный человек, сопереживаю и вхожу в положение своей пары всегда. Был случай, когда на съемку прогулки невеста не взяла балетки, как я ее просила. Поскольку девушка была беременна, и естественно ноги устали, я поменялась с ней обувью во время длинного перехода, дав ей возможность передохнуть. Зрелище было то еще: я в наколенниках, разгрузке с двумя камерами и рюкзаком за плечами в красных ретро-туфлях на каблуке. Но подобное поведение со своей стороны я могу допустить только по отношению к тем парам, с которыми мы очень сблизились и подружились в процессе подготовки к свадьбе.

В планах на будущее — перейти на качественно новый, иной уровень заказчика. Высокобюджетные свадьбы — это очень большой стресс и ответственность. У меня отлично получается снимать такие проекты. Также планирую больше снимать за границей. Наверное, в Европе, так как уже имею опыт съемок там. А еще проводить индивидуальные занятия. К большим лекциям я пока не готова, так как сама училась у лучших мастеров и имею представление о стандарте преподавания.

Конечно же и самой учиться. Даже спустя 10 лет работы фотографом я нахожу новые горизонты моей профессии, мастеров, стили, школы и направления. Фотограф — это мировоззрение и образ жизни.

Лилия горланова обработка

Управленческая теория измерений

Ошибки обработки измерений

К. э. н., доцент кафедры финансового менеджмента, управленческого учёта и международных стандартов финансовой деятельности факультета ВШФМ РАНХиГС при Президенте РФ, руководитель консультационного бюро Института экономических стратегий, преподаватель школ бизнеса РАНХиГС, НИУ ВШЭ, МГУ, РСПП, ИНЭС и др.

Есть ложь, есть наглая ложь и есть статистика.
Марк Твен

Различные измерения и показатели используются в каждой фирме, в любой организации. Выбор подходов к оценке степени достижения некоторого показателя (например, плана продаж) огромен. Задача этой статьи — не придумывать что-то своё, а попытаться классифицировать доминирующее большинство существующих подходов к измерению показателей.
Обработка результатов измерений используется для получения выводов. Хорошая обработка результатов измерений — это достоверная система оценок (термин квалиметрии, принятый нами на вооружение). Увы, мой опыт показывает, что менеджеры часто не замечают явных логических нестыковок. Причина очевидна: не хватает специальной математической подготовки и экономических знаний. Поэтому в этой части статьи мы проанализируем наиболее распространённые ошибки.

Какие средние можно использовать для измерений по порядковым шкалам?

Ошибки при выводах, сделанных на основе средних величин, в порядковых шкалах случались не раз. В спорте, в социологии, в психологии они известны (примеры смотрите ниже). В менеджменте они тоже случаются, просто не публикуются и потому не обсуждаются. То, что со средними величинами для анализа измерений по порядковым шкалам надо быть очень аккуратным, показывает врезка «Средний балл не всегда показывает однозначно, кто лучше учится».

Теория измерений выносит жёсткий приговор среднему арифметическому: использовать его для анализа измерений в порядковой шкале нельзя.

Заметим, что если один набор измерений „лежит над другим”, то это означает, что эксперты полностью согласны между собой. Например, из двух оцениваемых объектов один лучше для всех экспертов. Тогда и среднее не нужно, всё и так ясно: первый объект лучше.

Средний балл не всегда показывает однозначно, кто лучше учится

Кто лучше учится — Катя или Петя? В общем случае ответ неоднозначен и зависит от шкалы измерения. Поясним это на примере. Допустим, Катя и Петя сдавали сессию из пяти предметов. Ниже в таблице приведены их оценки по обычной 5-балльной шкале и по 10-балльной. А также посчитано среднее арифметическое баллов.

Как видите, по 5-балльной шкале лучше учится Катя, а по 10-балльной — Петя. Причём различия существенны, если стипендию дают, например, при среднем балле по 5-балльной шкале не ниже 4,0, а по 10-балльной шкале — не ниже 5,5.

Однако в любой более сложной ситуации обычные средние, кроме моды и медианы, могут вызывать ошибки (см. врезку «Если средний балл больше, то это не значит, что объект измерений лучше!»). А именно в такой ситуации и нужны статистики для выводов. В частности, такие ситуации нередки в системе показателей деятельности компании .

Однако те, кто не знает теории измерений, постоянно используют среднее арифметическое для измерений по порядковым шкалам. Всегда ли они ошибаются? Точнее, в каких случаях среднее арифметическое коварно и может привести к ошибке? А когда оно безобидно? Оказывается, можно в какой-то мере реабилитировать среднее арифметическое, если перейти к вероятностной постановке и удовлетвориться результатами для больших объёмов выборок [2].

Если средний балл больше, то это не значит, что объект измерений лучше!

Результаты измерений в порядковых шкалах должны интерпретироваться не так, как мы привыкли. В книге [2] приводится социологическое исследование, послужившее поводом к развитию одного из направлений отечественных исследований по теории измерений. При изучении привлекательности различных профессий для выпускников новосибирских школ был составлен список из 30 профессий. Опрашиваемых просили оценить каждую из этих профессий одним из баллов 1, 2. 10 по правилу: чем больше нравится, тем выше балл .
Для получения социологических выводов необходимо было дать единую оценку привлекательности определённой профессии для совокупности выпускников школ. В качестве такой оценки использовалось среднее арифметическое баллов, выставленных профессии опрошенными школьниками. Заметим, что так обычно и поступают люди, не знакомые с теорией измерений. В частности, физика получила средний балл 7,69, а математика — 7,50. Поскольку 7,69 больше, чем 7,50, был сделан вывод, что физика более предпочтительна для школьников, чем математика. Однако этот вывод противоречит данным другого исследования, согласно которым ленинградские (дело было в СССР) школьники средних классов больше любят математику, чем физику.
Как объяснить это противоречие? Есть много подходов к выяснению причин различия выводов новосибирских и ленинградских исследователей. Одно из возможных объяснений этого противоречия основано на теории измерений. С точки зрения теории измерений обработка статистических порядковых данных о предпочтениях выпускников школ с помощью среднего арифметического неверна.
Дело в том, что баллы 1, 2. 10 введены конкретными исследователями, то есть субъективно. Если одна дисциплина оценена в 10 баллов, а вторая — в 2, то из этого нельзя заключить, что первая ровно в 5 раз привлекательней второй. Другой коллектив социологов мог бы принять иную систему баллов, например, «школьную» (1, 2, 3, 4, 5), и тогда «дистанция» между оценками профессий, а также средняя оценка дисциплин очевидно изменились бы. Естественно предположить, что упорядочивание профессий по привлекательности, присущее школьникам, не должно зависеть от того, какой системой баллов им предложит пользоваться социолог. Это лишний раз подтверждает вывод об ошибочности использования среднего арифметического (а также среднего геометрического, гармонического и квадратичного) для анализа результатов этих измерений.

Врезка «Выбор порядковой шкалы влияет на выводы, получаемые по средним оценкам» показывает, что проблема адекватности измерений может быть важной для построения системы показателей. Хотя эта проблема явно и не основная. Тем не менее, надо понять, какие статистические показатели измерений по порядковым шкалам будут корректными для использования в системе показателей.

Итак, средним арифметическим в порядковой шкале пользоваться нельзя. Чем же заменить среднее арифметическое в качестве адекватной меры среднего значения измерений в порядковых шкалах? Медиана в качестве среднего даёт удовлетворительную оценку. Эта оценка не смещается при выборе разных видов порядковой шкалы. Это значит, что «медианный показатель» при любой шкале один и тот же. В этом плюс медианы. В примере во врезке «Выбор порядковой шкалы влияет на выводы, получаемые по средним оценкам» при любых порядковых шкалах медиана — оценка «удовлетворительно». Понятно, что минусы у медианы тоже есть. Но, по крайней мере, она не смещается при пересмотре шкал. Поэтому медиану математики рекомендуют в качестве среднего при измерениях по порядковым шкалам.

Смотрите так же:  Можно ли кормящим грудью есть виноград
Выбор порядковой шкалы влияет на выводы, получаемые по средним оценкам

Кому не известна пятибалльная шкала? И все знают один её недостаток: единицей в школе практически не пользуются. А насколько достоверны измерения по такой шкале? И что будет, если немного изменить порядковую шкалу? Попробуем разобраться.
Рассмотрим три порядковые балльные шкалы:

  • обычную «школьную» шкалу: 2, 3, 4, 5 — «неуд.», «уд.», «хор.», «отл.»;
  • скорректированную «школьную» шкалу: 1, 3, 4, 5 — «неуд.», «уд.», «хор.», «отл.» (один учитель предложил исправить обычную «школьную» шкалу, введя оценку 1 за неудовлетворительные знания);
  • модифицированную «школьную» шкалу: 0, 3, 4, 5 — «неуд.», «уд.», «хор.», «отл.» (другой учитель считает, что неудовлетворительные знания эквивалентны отсутствию знаний и потому предложил использовать такую шкалу).
  • Предположим, школьник получил 3 оценки: «неуд.», «уд.», «хор.».
    Средняя оценка по первой шкале: 3. Вывод: в среднем ученик учится на «удовлетворительно». Это не очень правильный вывод. Ведь по одному из предметов наш школьник не удовлетворил требованиям — получил «неуд», а средняя оценка это скрыла.
    Средняя оценка по второй шкале: 2,67. Вывод: в среднем ученик учится в интервале от «неудовлетворительно» до «удовлетворительно», но ближе к «удовлетворительно». Вам нравится такой вывод?
    Средняя оценка по третьей шкале: 2,33. Вывод: в среднем ученик учится в интервале от «неудовлетворительно» до «удовлетворительно», но ближе к «неудовлетворительно». Итак, по одним и тем же простейшим данным, заданным в порядковой шкале, мы получили три варианта вывода. То есть:
    Использование среднего арифметического в порядковых шкалах приводит к ошибкам. Выбор порядковой шкалы влияет на выводы, получаемые по средним оценкам.
    Возражение практика: мы всегда используем одну и ту же обычную шкалу. Поэтому все выводы стандартизированы и в любой школе в описанной ситуации вывод будет одинаковым. И это хорошо.
    Доводы эксперта — отлично, что выводы одинаковы, однако:

  • при построении системы показателей мы сами выбираем шкалы. Поэтому в одной фирме (в один момент времени на одной и той же фирме) используется одна шкала, в другой фирме (в другой момент времени на одной и той же фирме) применяют иную шкалу. Ситуации на фирмах могут быть одинаковы, а выводы разными;
  • даже при использовании общепринятых шкал выводы могут быть некорректными. Пример: в приведённом примере мнения учителей о шкале были разными.
  • Справедливости ради отметим, что не только медианами оцениваются измерения по порядковым шкалам. Меры близости в порядковых шкалах оцениваются разными коэффициентами корреляции. Термин «корреляция» означает «связь». Допустимые меры близости в порядковых шкалах должны быть инвариантными относительно допустимых преобразований порядковой шкалы, то есть остаются постоянными при любом строго возрастающем преобразовании шкалы измерения результатов наблюдений. Самой популярной мерой близости в порядковых шкалах является коэффициент ранговой корреляции Спирмена, который определяет степень близости между двумя ранжировками.

    Есть и другие коэффициенты корреляции. Самый известный из них — коэффициент тау Кендалла для ранговой корреляции. Но оценка корреляции в системе показателей компании — это баловство. Мне неизвестны примеры, когда использование коэффициентов корреляции было бы критически важно. Поэтому мы не будем рассматривать коэффициенты корреляции.

    Какие средние можно использовать для измерений по количественным шкалам?

    В количественных шкалах осмысленными и допустимыми являются действия сложения и вычитания. Казалось бы, ситуация тут привычная и понятная, можно использовать все средние величины. Однако традиция использования среднего арифметического может приводить к экономически ошибочным выводам. Причина — неравномерность распределения результатов по шкале.

    Пример. Пусть 5 работников имеют такие зарплаты в у. е.: 100, 100, 200, 500, 600. Для этих показателей имеем три средние величины: моду (100 у. е.), медиану (200 у. е.) и среднее арифметическое (300 у. е.). Они разные, и какое из них правильно использовать как показатель зарплаты всей группы работников? Ответ «среднее арифметическое», который дают многие, неверен.

    Доход выше среднего арифметического доступен немногим. Это объясняется наличием очень богатых людей (пусть и немногих), которые сильно влияют на среднее арифметическое. Показатель среднего арифметического доходов всех людей очень чувствителен к увеличению или уменьшению доли высокодоходных или низкодоходных групп населения. Это хорошо показано во врезках «Марш карандашей» и «Сравнение оценок среднего дохода».

    Для того чтобы лучше понять и ощутить, как правильно описывать распределение дохода, используют аналогию голландского профессора Пена (Pen’s analogy), в которой каждый человек представлен своим доходом в виде карандаша . Чем больше доход, тем больше карандаш. Если мы примем, что «средний человек» — это целый карандаш, тогда «медианный человек» — это совсем небольшой карандашик.
    Мысленно устроим «парад карандашей», допустим, в течение часа. Сначала пойдут самые маленькие карандашики и первые 2 — 3 минуты вам будет трудно их рассмотреть, через пять минут они вырастут до размеров сигаретного фильтра. В течение следующих 25 минут идут, постепенно увеличиваясь, небольшие карандашики, шествие которых оканчивается «медианным человеком» (то есть прошла ровно половина). Следующие 20 минут долго и нудно проходят карандаши размером от половины до почти целого, и только за 10 минут до конца парада появляется «средний человек» — целый карандаш. После этого картина быстро меняется. Появляются всё более и более длинные карандаши: сначала юристы примерно по 18 футов, затем высококвалифицированные медики и ведущие бухгалтеры длиной от 7 до 8 ярдов и управляющие по 20 и более ярдов. И, наконец, пройдёт Поль Гетти — самый богатый в то время человек — «длиной в 20 миль».
    Таким образом, мы видим, что оценка «средний человек» почти ничего не говорит о характере распределения доходов.

    Математически средний доход можно вычислить разными методами. Это и среднее арифметическое, и мода, то есть интервал с наибольшим представительством, или медиана, меньше и больше которой лежит половина значений. Но экономически корректнее медиана. Слева от «медианного дохода» лежат значения доходов 50% людей и справа от «медианного заработка» лежат 50%. «Медианный доход» наиболее точен с экономической точки зрения для оценки среднего заработка (см. врезку «Сравнение оценок среднего дохода»). Именно поэтому в статистике доходов большинства развитых стран для характеристики среднего и, соответственно, общего уровня доходов приводится не средний, а медианный их уровень, то есть уровень, выше и ниже которого получает доход одинаковое число семей.

    Сравнение оценок среднего дохода

    Среднее арифметическое значение дохода завышено за счёт наличия очень богатых людей.
    Пример. Допустим в 2000 году 11 человек еле-еле сводили концы с концами, зарабатывая по 3000 руб. в месяц, а один «выбился в люди» — его месячный доход составляет 147 000 руб. Средняя зарплата этой группы высокая — 15 000 руб., что значительно выше прожиточного минимума в то время.
    Зачем используется подобная статистика? Для того чтобы, опираясь на неё, маркетологи могли давать дельные советы. Теперь представьте себе коммерсанта, ориентирующегося на среднюю зарплату. Его товары, рассчитанные на «средний класс», не найдут сбыта среди наших 11 человек, так как одним они не по карману, а другим не нужны. Очевидно, что за оценку средней зарплаты следует принять 3000 руб. (а это и есть медиана), и тогда коммерсант не промахнётся.
    Мода тоже плохо отражает распределение заработка. Модой в нашем случае называют интервал, в который попало больше всего людей. За счёт произвольности выбора деления на интервалы мода сильно меняется. При таком выборе больше влияние случая, в том числе за счёт «двугорбых» распределений зарплаты, столь характерных в условиях размывания среднего класса в России. Допустим, что имеется следующее распределение годового заработка:

    Пример распределения заработка группы

    Заработок, тыс. руб. 300 400 500 600 700
    Число человек 17 10 8 10 16

    Мода по этим данным даёт неточный результат — 300 000 руб., смещая среднюю оценку в нижнюю точку. При этом существование второго «горба», ближе к 700 000, игнорируется.
    Медиана даёт экономически наиболее точный результат. В нашем примере всего указаны доходы 61 человека. «Медианный человек» — 31-й по порядку снизу вверх, у него годовой доход 500 000 руб. Это гораздо корректнее отражает заработок группы.

    Интересно, что для наблюдающихся в реальной жизни распределений доходов и заработной платы справедлива следующая закономерность: мода меньше медианы, а медиана меньше среднего арифметического (см. врезку «Распределение заработка — зависимость, которую не удаётся объяснить»).

    Значение математической теории измерений

    Итак, мы видим, что для каждого показателя есть своё корректное среднее. Например, для инфляции настоящее «среднее» — это среднее геометрическое, для средней зарплаты в компании — это медиана, для курса доллара на бирже — это средневзвешенное.

    Приведённые выше выводы, касающиеся средних величин, широко применяются, причём не только в экономике, менеджменте, теории экспертных оценок или социологии, но и в инженерном деле, например, для анализа методов агрегирования датчиков в АСУ ТП доменных печей. Велико прикладное значение теории измерений в задачах стандартизации и управления качеством.

    Распределение заработка — зависимость, которую не удаётся объяснить

    Экономическая наука состоит из теоретических законов,
    которые никто не может верифицировать, и эмпирических
    законов, которые никто не может объяснить.
    М. Калецки

    Распределение заработка даёт прекрасный пример зависимости, которую никто не может объяснить. Оно показывает долю тех, кто зарабатывает в единицу времени (как правило, за год) известное количество денег. При этом измеряют не точную денежную сумму, а её попадание в небольшой интервал.
    Оказывается, распределение заработка по группам населения почти не зависит от страны, региона, времени и других очень существенных факторов. Казалось бы, этого не может быть. Но тем не менее, это так.
    Для наглядности будем описывать распределение непрерывной функцией распределения. С экономико-математической точки зрения наиболее точно типичное распределение заработка описывается кривой распределения, показанной на рисунке, сглаженной с правой стороны (окончание кривой получило название «парето-хвост», по имени итальянского экономиста Вильфредо Парето).

    Рис. 1. Типичная кривая распределения заработка.

    Казалось бы, в разные времена и в разных странах могут быть самые разнообразные распределения заработка. Но. фантастика! Если привести все распределения к одной (относительной) системе координат, то окажется, что распределение практически едино для всех времен и народов.

    Теория измерений способна дать практические рекомендации:

  • по выбору шкал измерений;
  • по выбору адекватных статистических показателей и различного рода средних для агрегирования информации и сопоставления результатов измерений;
  • по определению сравнительной достоверности и информативности измерений, привести к выбору шкал с нужными параметрами достоверности и информативности.

Последним мы и займемся в следующей статье.

  1. Орлов А. И. Устойчивость в социально-экономических моделях. — М.: Наука, 1979. — 296 с.
  2. Орлов А. И. Нечисловая статистика. — М.: МЗ-Пресс, 2004.
  3. Пфанцагль И. Теория измерений/ Пер. с нем. — М.: Мир, 1976. — 165 с.
  4. Фишберн П. Измерение относительных ценностей. — в кн.: Статистическое измерение качественных характеристик. —ика, 1972, — с. 35 — 94.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *