Малина корень слова

См. также Малина .
Статья недели 02/2008.
В Википедии есть страница «малина (значения)».
падеж
ед. ч. мн. ч.
Им. мали?на мали?ны
Р. мали?ны мали?н
Д. мали?не мали?нам
В. мали?ну мали?ны
Тв. мали?ной
мали?ною
мали?нами
Пр. мали?не мали?нах
  • ботан. то же, что рубус ? Красная малина . ? Белая малина . ? Рассадить малину .
  • собир. ягоды малины ? Варенье из малины .
  • отвар, лекарственныйнапиток из кипятка, настоенного на сушёных ягодах этого растения ? Выпить малины (чтобы вызвать испарину).
  • перен. , прост. , фам. нечто приятное, весьма хорошее, просто прелесть ? У нас житьё — малина . ? Не служба, а малина . ? У меня, брат, хорошо, разлюли- малина . А. П. Чехов, «Беглец»
  • пр. существительные: малинник, малиновка
  • прилагательные: малиновый
  • Происходит от праслав. *?, от кот. в числе прочего произошли: русск., укр. мали?на, болг. мали?на, сербохорв. ма?лина, словенск. malina, также в знач. «тутовая ягода», чешск. malina, польск. malina, в.-луж. malina, mаlеnа. Родственно лит. me?lynas «голубой», me?lyna «пятно», латышск. mel?ns «черный», др. прусск. milinan (вин. ед. «пятно»), melne «синее пятно», лит. mel?svas «синеватый», др.-инд. malas, malam «грязь, нечистоты», malinas «нечистый, черный», греч. ????? «черный», ?????? «оскверняю, пачкаю», брет. mеlеn «желтоватый», др.-в.-нем. ana-ma^li «пятно, шрам, рубец», ср.-в.-нем. ma^l «пятно», лат. mulleus «красноватый», далее лит. molis «глина», латышск. mals — то же. Вряд ли более вероятно сравнение с греч. ????? «овца, мелкий скот», укр. маль «молодые овцы» со ссылкой на лит. avi?te «малина». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • в малине (быть, оказаться) (карточное арго устар.) — в выигрыше
  • разлюли малина
  • Английский en: raspberry
  • Болгарский bg: малина
  • Испанский es: frambuesa roja, chordonera, frambueso, sangueso
  • Итальянский it: lampone
  • Корейский ko: ???
  • Немецкий de: Himbeere ж. =, -n
  • Нидерландский nl: framboos
  • Сербский sr (кир.): малина
  • Турецкий tr: ahududu
  • Финский fi: vadelma
  • Французский fr: framboise ж.
  • Чешский cs: malina, malinik
  • Шведский sv: hallon, hallonsnar, hallonbuske
  • Эрзянский myv: инзей
  • Эстонский et: vaarikas, vabarn
  • Японский ja: ?????/ezo-ichigo, ?????/razuberii
    • Белорусский be: маліны
    • Испанский es: frambuesa, sanguesa
    • Осетинский os: м?н?ргъы
    • Украинский uk: малина
    • Чешский cs: maliny
    • Шведский sv: hallon
    • Шорский cjs: а?аш честеги
    • Японский ja: ?????/razuberii
    • Шведский sv: avkok av torkade hallon; hallonsaft
    • малина // Мультимедийный лингвострановедческий словарь «Россия» . — М. : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2019—2017.
    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»
    • Семантические свойства

    • крим. жарг.воровскойпритон; место, где собираются члены банды ? Пока наш народ, истекая кровью, защищал великие социалистические завоевания, нашу Отчизну, здесь зашевелились, проросли воровские недобитки, организовались и срослись в шайки и банды, появились мали?ны , расцвели на народной нищете барыги, спекулянты, как пауки, стали пухнуть на общем горе. Братья Вайнеры, «Эра Милосердия»
    • Ближайшее родство
      • уменьш.-ласк. формы: малинка

      Происходит (предположительно) от идиш. или иврит. малон, букв. «приют, ночлежка».

    • малина разначена (жарг., крим.) — квартира открыта
    • малина зашухерованная (жарг., крим.) — выявленный притон
    • Ед.
      малина
      Ед. об. малина
      Ед. суб. малината
      Мн. малини
      Мн. сов. малините
      Числ.
      Зв.

      Существительное, женский род, склонение 41.

        малина (аналогично русскому слову) в знач. растение ? Отсутствует пример употребления (см. рекомендации ).
    • существительные: малинак, малинарка, малиновка
    • прилагательные: малинов, малиновочервен
    • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью <>
    • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Существительное, женский род.

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью <<пример>>
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Морфологические и синтаксические свойства

        падеж
        ед. ч. мн. ч.
        Им. мали?на мали?ни
        Р. мали?ни мали?н
        Д. мали?ні мали?нам
        В. мали?ну мали?ни
        Тв. мали?ною мали?нами
        М. мали?ні мали?нах
        Зв. мали?но* мали?ни*

        Существительное, неодушевлённое, женский род, тип склонения 1a.

        Урок русского языка по теме «Безударные гласные в корне слова» (3-й класс)

        Задачи:

        1. Развитие умения осознанно проверять и писать слова с безударной гласной в корне

        2. Развитие важнейших интеллектуальных качеств учащихся (речь, мышление, память, внимание):

        • Развитие устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления
        • Развитие аналитико-синтетического мышления, творческого воображения
        • Развитие орфографической зоркости

        3. Совершенствовать умение работать с текстом

        4. Развитие воли (умение ставить цель и её добиваться)

        5. Развитие эстетических чувств, аккуратности, воспитание внимательного отношения к слову.

        Минутка чистописания

        На доске написано слово с пропусками: ГЛ…СНЫ…

        • стгадайте слово (гласные)
        • в зависимости от наличия ударения на какие две группы они делятся? (ударные и безударные)
        • какие из них надо проверять? (безударные)
        • в какой части слова они могут быть? (приставка. корень, суффикс, окончание)
        • сформулируйте тему урока, опираясь на схему:
          • пропущенные буквы этого слова будут вашим чистописанием. Назовите их. ( а , е)
          • Каждую из них поочерёдно нужно соединить с буквой непарного звонкого согласного, который есть в названии нашего города. Какая это буква? ( м) Какие слоги у вас получатся, если буква согласного будет на первом месте? Записываем ( ма ме ).

            Словарно-орфографическая работа (используется презентация)

            • слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, если назовете увиденный предмет на экране. (малина – на проекторе слайд № 1,2)
            • что это такое? ( малина – это сладкие красные ягоды)
            • верно, но малиной называют не только ягоды. Вспомните, как они растут?
            • ( малина – это кустарник, на котором растут сладкие красные ягоды)

              • по поводу происхождения названия этой ягоды существуют две точки зрения. Одни считают, что название связано с цветом. Каким? Другие обращают внимание на её форму.
              • посмотрите внимательно на малину, на её форму. ( Ягода малины состоит из маленьких частей, как бы сцепленных между собой. )
              • запишите наше новое словарное слово. Поставьте ударение. Что можете сказать о его правописании? Какое слово из моего рассказа о названии МАЛИНЫ поможет её запомнить? ( маленький)
              • послушайте фразы. Что они обозначают?
              • Не жизнь, а малина. ( очень хорошая жизнь)

                Малиновый звон ( красивый нежный звук)

                Почему в этих фразах употреблено слово МАЛИНА? ( Это очень хорошая, вкусная, нежная ягода) . Качество ягоды-малины переносится и на другие предметы: жизнь, звон. А слова МАЛИНА, МАЛИНОВЫЙ в этих фразах имеют переносный смысл.

                1. Запишите цвет нашей ягоды. (малиновый)
                2. Как можно назвать маленькую ягоду малины? ( малинка)
                3. Как называется участок земли, где растут кусты малины? ( малинник)
                4. В записанных словах выделите корень, поставьте ударение и обозначьте безударный гласный в корне. Что это за слова? ( родственные)

                  На экране появляется запись( слайд № 3)

                  Какие ещё ягоды вы знаете? ( земляника, черника, вишня, крыжовник)

                  • Про одну из ягод прочитаем загадку в учебнике на странице 53.
                  • Ответьте на вопрос загадки.
                  • Почему она так называется?
                  • Прочитайте текст на экране (слайд № 4):

                    Если рано в лес пойдёшь,
                    Много ягод наберёшь,
                    Ты – малину, ты – чернику,
                    Ты – в корзинку землянику.
                    Если хочешь набирать,
                    То иди скорей искать.

                    Замените знак “ тире” подходящими по смыслу глаголами так, чтобы они не повторялись.

                    А теперь прочитайте текст с одним и тем же глаголом, например, возьмёшь.

                    Изменился ли текст, что изменилось? ( появились повторы, красота текста пропала )

                    Изучение нового материала

                    Отгадайте слова. Они будут все начинаться на букву согласного, которую мы прописывали на минутке чистописания. Вспомните её. ( М)

                    Кроссворд на доске.

                    1. Есть реки, озёра, океаны,…. ( моря)

                    Выделите корень. Какую букву гласного надо писать в корне? Как проверить?

                    Таблица с правилом на доске появляется.

                    Запись отгаданных слов и проверочных ( в скобках)

                    2. Что строит мороз через реку ( мосты)

                    3. Мальчишки берут с собою всегда,

                    Когда на улицу идут поиграть. ( мячи)

                    4. Суп бывает овощной, а ещё грибной,….( мясной)

                    Кто в лесу глухом живёт,
                    Неуклюжий, косолапый?
                    Летом ест малину, мёд,
                    А зимой сосёт он лапу? ( медведь)

                    С последним словом составьте такое предложение из двух слов, чтобы одно из них обозначало предмет, а другое – действие предмета. Назовите подлежащее и сказуемое. Распространяйте предложение постепенно, добавляя по одному слову. ( устно)

                    Физ.минутка

                    (Под музыку “ Всё сбывается на свете ”)

                    Закрепление

                    Упражнение № 1.

                    Прочитайте. Исключите в цепочках лишние слова. Ответ обоснуйте.

                    • м…рской с…довый сп…ртивный
                    • зв…зда в…дро с…ва
                    • св…сток т…грята св….тлячок
                    • Упражнение № 2.

                      Прочитайте словосочетания. Вставьте пропущенные буквы в словах. Выделите в них корень. ( Я на доске всё делаю, а дети говорят)

                      • Лист кл…новый
                      • Сад т…нистый
                      • Гора л…дяная
                      • Хлеб з…рнистый
                      • Воздух м…рской
                      • Постарайтесь запомнить словосочетания. ( Я вторые слова закрываю).

                        Ориентируясь на первое слово, напишите вторую часть каждого словосочетания, подберите проверочные слова.

                        Дети обмениваются тетрадями – взаимопроверка.

                        Какое из записанных по памяти слов может быть лишним? Почему?

                        Упражнение 3.

                        (У детей карточки с текстом)

                        Прочитайте текст. Озаглавьте его. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.

                        Гайки –это маленькие с…ницы. Они сизые с чёрными п…лосками на белых пухленьких щёчках. Птички работают н…сами по сухому дер…ву и добывают себе насекомых в гн…лой др…в…сине.

                        • Какой перед вами тип текста? ( описание)
                        • Посмотрите на изображение этой птички ( на проекторе слайд № 5)
                        • Спишите первое предложение.

                        Подведение итогов урока. Задание на дом.

                        • назовите тему нашего урока.
                        • как надо проверять слова с такой орфограммой?
                        • дома необходимо подобрать 5 слов по теме урока и записать новое словарное слово в словарик в нужный раздел.
                        • благодарность за урок (слайд № 6) и выставление отметок.
                        • Презентация к логопедическому занятию «Корень слова. Однокоренные слова»

                          Описание презентации по отдельным слайдам:

                          Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, к нам приехали гости. Как здороваются школьники в классе. Встаньте около своих парт. На урок нам дан звонок, начинается урок Тихо девочки за парту сели Тихо мальчики за парту сели Все на доску посмотрели

                          Какой праздник приходит к нам зимой ? Какое дерево мы наряжаем в Новый год? Почему в Новый год мы наряжаем елочку, а не березку .

                          Давайте украсим нашу елочку, цвет елочной игрушки вам подскажет нарисованный на ней предмет. На шарике роза, значит какого цвета должен быть шарик.

                          Физминутка. Либо на артикуляцию, либо на кинезиологию

                          роза – розовый желток – желтый зелень – зеленый вишня – вишнёвый малина – малиновый голубь — голубой Как можно назвать такие слова? Кто мне сможет назвать тему нашего занятия? Тема нашего урока однокоренные и родственные слова.

                          Однокоренные слова 1.Близкие по смыслу 2.Есть общая часть — корень В русском языке общую часть родственных слов называют корнем и обозначают Какие слова будут называться однокоренными. (Близкие по смыслу, в которых есть общая часть корень) Какое второе название однокоренных слов. Как в родственных словах называется общая часть? Что такое корень слова? Корень это общая часть родственных слов. Как человек не может без сердца, так слово не может без корня.

                          МАЛИНОВЫЙ МАЛИНА МАЛИНКА МАЛИННИК Выделите корень в этом слове. Смогли ли вы это сделать? Какие слова я добавила. А сейчас можно выделить корень? Мы знаем корень это общая часть родственных слов. Посмотрите какая часть в словах будет общей, какие буквы совпадают.

                          Корень – это общая часть родственных слов Чтобы правильно выделить корень, нужно подобрать как можно больше родственных слов и посмотреть, какая часть в них является общей. Какой вывод можно сделать Чему мы должны научиться за сегодняшний урок? Научиться выделять корень в словах. Вы получите карточки со столбиками родственных слов и попробуете выделить в них корень. Еще раз скажем, что такое корень. Корень это общая часть родственных слов. Чтобы правильно выделить корень, нужно подобрать как можно больше родственных слов и посмотреть, какая часть в них является общей.

                          Что лишнее? ЖЕЛТОК – ЖЕЛЕЗО – ЖЕЛТЫЙ Сыграем в игру Третий лишний. Прочитайте с доски слова. Назовите лишнее слово. Почему железо лишнее Не близкое по смыслу Нет общей части Выпишите однокоренные слова. Выделите корень. Как выделяем корень. Рисуем радугой.

                          заморозил – морозильник – моросит Что лишнее? . Назовите лишнее слово. Морозильник лишнее Не близкое по смыслу Нет общей части Выпишите однокоренные слова. Выделите корень

                          ЗАМОРОЗИЛ МОРОЗИЛЬНИК МОРОЗ МОРОЗЕЦ МОРОЗНЫЙ Помогите мне подобрать родственные слова. Как мы скажем, если на улице стоит очень холодная погода. Как мы назовем не сильный мороз. Если на улице холод мы скажем день холодный, а если мороз то день какой. Спишите слова с доски. Выделите корень

                          Угадайте слово по описанию наушники нарукавники подснежник Прочитайте слова на доске. Я прочитаю описание, а вы скажите какое слово, я загадала.

                          руки снежок уши ушанка снежинка наушники рукавица подснежник нарукавник Разделите слова на группы родственных слов На карточках написаны слова. Их нужно разделить на группы родственных слов. По одному слову в каждой группе раскрашено определенным цветом. Найдите однокоренные слова к каждому закрашенному слову и закрасьте их таким же цветом.

                          НАРУКАВНИКИ РУКИ РУКАВИЦА Какие слова мы выделили зеленым цветом. Найдите общую часть и назовите корень

                          НАРУКАВНИКИ РУКИ РУКАВИЦА Какие слова мы закрасили зеленым цветом. Найдите общую часть и назовите корень

                          НАУШНИКИ УШИ УШАНКА Какие слова мы закрасили желтым цветом.

                          ПОДСНЕЖНИК СНЕЖОК СНЕЖИНКА

                          1.Близкие по смыслу 2.Есть общая часть — корень Признаки однокоренных слов Чтобы правильно выделить корень, нужно подобрать как можно больше родственных слов и посмотреть, какая часть в них является общей.

                          Мы снова вернулись к нашей елочке. Сегодня на занятии мы повторяли однокоренные слова и учились выделять корень в слове . На доску я вам тоже вывесила елочку. У вас на столе есть три шарика. Если вы поняли как выделять корень повесьте на елочку красный шарик. Если вам было трудно желтый шарик. Если не поняли как находить корень в слове и вам еще надо повторять зеленый шарик.

                          Номер материала: ДБ-653267

                          ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

                          Пройдя курс Вы получите:
                          — Удостоверение о повышении квалификации;
                          — Подробный план уроков (150 стр.);
                          — Задачник для обучающихся (83 стр.);
                          — Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
                          — БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
                          — Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

                          Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

                          Не нашли то что искали?

                          Вам будут интересны эти курсы:

                          Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

                          Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

                          Задачи: Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова

                          Информация о документе
                          Дата добавления:
                          Размер:
                          Доступные форматы для скачивания:

                          Тема: Корень слова.

                          1.Какие слова называются родственными ?

                          2. Что такое корень слова ?

                          3.Какие слова называются однокоренными ?

                          Корень- общая часть родственных слов.

                          Родственные слова, имеющие общую часть называются однокоренными.

                          Цель: научить детей находить в родственных словах общую часть ( корень слова ), подбирать однокоренные слова.

                          Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова , подбирать однокоренные слова.

                          Развивать умение анализировать , сравнивать, группировать.

                          Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера,уважать чужое мнение.

                          Обогащать словарный запас учеников.

                          Совершенствовать навыки каллиграфии.

                          Оборудование : интерактивная доска , опорные слова , сигнальные карточки.

                          На доске записаны слова : енот,сетка ежиха, пенал.

                          У.Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву ,которая есть во всех данных словах и может разделить их на две группы Какая это буква? На какие две группы она может разделить данные слова ?

                          Д. Сегодня мы будем писать на минутке чистописания букву е . Она имеется во всех данных словах. Но в словах сетка ,пенал , она обозначает звук [э]- это первая группа. В словах енот, ежиха- два звука: [й] и [э]- это вторая группа.

                          У. Определите последовательность букв в этом ряду:

                          Д. Строчная е ,строчная р чередуются с идущими по порядку буквами алфавита.

                          У. Напишите предложенный ряд букв в указанной последовательности до конца строки.

                          2. Словарно-орфографическая работа.

                          У. Уберите мысленно буквы обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово ,с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово ?

                          П Ф Б К Т Х Е C РЧ ЕЩЗЦА

                          Д. Это слово береза.

                          У. Подберите родовое понятие к слову береза.

                          Д. Береза- это дерево.

                          У. Но ель , сосна – это тоже деревья. Чем они отличаются?

                          Д. Береза- это лиственное дерево, а ель и сосна –хвойные.

                          У.Сформулируйте правильно родовое понятие к слову береза.

                          Д.Береза- это лиственное дерево.

                          У.Назовите его существенные признаки.

                          Д. У березы белая кора и листья в виде сердечка.

                          У. Что же обозначает слово береза?

                          Д. Береза –это лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка.

                          У.Береза получила свое имя от цвета коры, которое обозначает (белый ).В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у елки, а у березы .Березовый Новый год существовал до 1343 года. Наши предки верили в лесных , водяных и небесных духов. Но главной богиней среди них считалась Берегиня. Ее изображение не сохранилось .Но некоторые историки считют, что оно имело вид свяшенного белого дерева- березы.

                          Найдите слово береза в орфографическом словаре.Напишите его ,поставьте ударение. Подчеркните безударную гласную. Какая мысль моего рассказа о березе поможет вам запомнить непроверяемую безударную гласную е?

                          Д. Слово береза происходит от слова белый.

                          У. Составьте предложение со словами береза, осина, малина таким образом , чтобы два из них были объединены по какому-либо признаку и объяснялась причина исключения третьего.

                          Д. Береза и осина-деревья, а малина –кустарник.

                          Д.У березы и осины нет съедобных плодов , а у малины есть.

                          Д. Береза и осина применяются как строительный материал, а малина нет.

                          Д. Береза и осина используются как дрова , а малина нет.

                          3. Изучение нового материала.

                          У. Вспомните ,что такое родственные слова?

                          Д. Родственными называются слова , которые имеют общую часть с одним и тем же значением.

                          У. Подберите родственные слова к слову березка.

                          Д. Береза, березонька, березняк, подберезовик (учитель их записывает на доске).

                          У. Найдите общую часть данных родственных слов.

                          Д. Общая часть данных родственных слов – берез.

                          У. Общая часть родственных слов называется корень. Поэтому родственные слова имеют другое название – однокоренные: у них один и тот же корень. Корень – самая важная часть слова. В нем заключается его значение. Слов без корня не бывает. Корень выделяется знаком

                          Выделите корень в словах нашей цепочки.

                          Д. Береза, березонька, березняк, подберезовик.

                          У. Скажите, есть ли разница в написании корня в однокоренных словах?

                          Д. Корень в однокоренных словах пишется одинаково.

                          У. Сделайте вывод в порядке нашего рассуждения.

                          Д. Родственные слова имеют общую часть. Общая часть родственных слов называется корень. Поэтому у родственных слов есть другое название – однокоренные. Корень выделяется знаком и в однокоренных словах пишется одинаково.

                          В случае затруднения детям предлагается план ответа:

                          1. Что такое родственные слова?

                          2. Как называется общая часть родственных слов?

                          3. Как по-другому называются родственные слова?

                          4. Каким значком выделяется корень в словах?

                          5. Как пишется корень в однокоренных словах?

                          Из данного ряда выпишите однокоренные слова парами: проверяемое – проверочное. Выделите в них корень. Вставьте пропущенные слова.

                          С…ний, д…брота, т…снота , л…чит, п…тна, ч…стота, синь, т…сный, д…обрый, ч…стый, п…тнистый, л…чение.

                          Образец : синь – синий.

                          У. Я буду называть однокоренные слова к словам лес и сад.

                          Если прозвучит слова с корнем лес , вы садитесь, услышите слово с корнем сад, встаете.

                          Сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик, перелесок.

                          Прочитайте. Напишите цепочки слов, устранив в них лишнее. Ответ обоснуйте. Корень выделите:

                          поле , полочка , полевой , полюшко ;

                          печурка , печень , печка , печать ;

                          соринка , сорняк , сорвал , насорил ;

                          вода , водичка , водянка , водить.

                          Напишите ряды однокоренных слов, соблюдая следующую последовательность: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Выделите в них корень. Вставьте пропущенные буквы. В каждом ряду подчеркните проверочное (проверочные) слово (слова).

                          т…енота т…сный т…снить

                          св…тлый св…т св…тает

                          н…чевать н…чной н…чь

                          н…зкий н…зина зан…зить

                          пр…вдивый пр…вда опр…вдать

                          Прочитайте. Подберите однокоренные слова с чередованием согласных в корне для слов, отвечающих на вопрос что? Напишите составленные пары слов. Выделите в них корень.

                          Пух, бег пекарь, замок, лекарь, ноги, снег, дороги, творог, пирог.

                          Какой вывод можете сделать?

                          На основе первого примера определите и сформулируйте принцип записи слов в цепочке. В соответствии с ним напишите остальные ряды слов.

                          танк – танкист – танковый

                          Выделите корень в однокоренных словах.

                          Справка: 2) барабан; 3) гриб, грибник; 4) театр, театрал.

                          Вместо вопросительного знака поставьте нужную букву или цифру. Ответ обоснуйте.

                          Справка. Земля – существительное, поэтому написана буква с. Земляной – прилагательное, отсюда буква п. Заземлить – глагол, значит, надо поставить букву г.

                          Справка. Слово земляк отвечает на вопрос кто? , поэтому написана буква к. Слово землица отвечает на вопрос что?, отсюда буква ч. Слово землянка отвечает на вопрос что?, значит, надо поставить букву ч.

                          Справка. В слове безземельный четыре слога, поэтому написана цифра 4 . В слове земляника тоже четыре слога, поэтому стоит цифра 4 . В слове подземный три слога, значит, надо поставить цифру 3.

                          Справка. В слове наземный ударение падает на второй слог, поэтому написана буква 2 . В слове землистый тоже ударение падает на второй слог, отсюда вновь цифра 2 . В слове заземление ударение падает на третий слог, значит, надо поставить цифру 3 . Сгруппируйте слова в зависимости от вопросов, на которые они отвечают. Напишите. Выделите корень.

                          Итог урока: 1) Что нового вы узнали на уроке?

                          2) Кому было интересно на уроке?

                          3) Кто из вас испытывал трудности на уроке?

                          Урок русского языка во 2 классе. Суффикс — значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов.
                          план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

                          Урок русского языка в начальной школе.

                          Вложение Размер
                          otkr_urok_suffiks.docx 22.28 КБ

                          Предварительный просмотр:

                          Конспект урока по русскому языку во 2 классе

                          Программа Русский язык. Т. Г. Рамзаева.

                          Тема: Суффикс – значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов .

                          1.Формирование понятия о суффиксе, как значимой части слова; умения образовывать родственные слова с помощью суффиксов.

                          2. Развитие орфографической зоркости, фонематического слуха, внимания, памяти, мышления, творческой активности; обогащение словарного запаса младших школьников.

                          3. Способствовать воспитанию интереса к предмету.

                          1. Мультимедийный проектор, экран, компьютер;
                          2. Учебник «Русский язык» 2 класс. Т. Г. Рамзаева.

                          1.Организационный момент. (Слайд 2)

                          — Прочитайте слова. – Почему они вместе? – Найдите букву, которая обозначает сонорный мягкий согласный звук.

                          2. Минутка чистописания. (Слайд 3)

                          — Найдите закономерность и продолжите цепочку букв.(Слайд 4)

                          3.Повторение уже имеющихся знаний учащихся о приставках.

                          — Я буду называть слова, а вы должны записать в тетрадь только те из них, корень которых начинается на букву «л».

                          Полоть, лётчик, плыть, прилетать, молоко, плакать, летать, лом, влетать, полевой, колокол, полдень.

                          — Прочитайте слова, найдите лишнее. – Почему вы так думаете?

                          — Докажите, что остальные слова – родственные.

                          — Обозначьте корень и основу слов.

                          — Что хранится в основе слова? (его смысл, значение)

                          -Какая часть слова придаёт этим словам разные смысловые оттенки? (приставки)

                          -Подтвердите свои ответы примерами.

                          Учитель обобщает ответы детей: эта часть слова – приставка. Именно приставки придают особую выразительность глаголам: указывают на степень интенсивности действия, на разнообразные оттенки его проявлений.

                          — Вам предстоит поработать в парах: запишите в тетрадь все известные вам приставки. Учащиеся работают в парах, затем представляют результаты своей работы, дополняют и уточняют ответы друг друга.

                          4.Актуализация уже имеющихся знаний. (Слайд 5)

                          — Рассмотрите таблицу. – Подумайте, какую букву надо вписать в каждую из строк

                          …оре, …ист, …ипа, …рис, …ота, …том (м оре, а ист, л ипа, и рис, н ота, а том)

                          — Составьте из букв слово. (Слайд 6) (Малина)

                          Учитель предлагает детям объяснить значение слова малина. Учащиеся дадут разные ответы. (Слайды 7-8)

                          Малина — кустарниковое ягодное растение.

                          Малина – душистые, сладкие, обычно красного цвета ягоды.

                          — Попробуйте объяснить происхождение этого слова. (Слайд 9)

                          Одни учёные связывают происхождение слова малина с корнем мал : малиновая ягода состоит из многих малых ягодок-зёрнышек. Другие считают, что ягода получила имя за свой малиновый цвет.

                          — Когда так говорят? (Слайды 10-11)

                          Не жизнь, а малина.

                          5. Создание проблемной ситуации. (Слайд 12)

                          — Как можно назвать маленькую ягоду малины? ( малинка)

                          — Запишите слово в тетрадь.

                          — Как называется участок земли, где растут кусты малины? (малинник)

                          — Что вы можете сказать об этих словах? (они однокоренные). – Докажите.

                          -Какое слово помогает объяснить смысл слов малинка и малинник? (малина)

                          — Выделите корень в этих словах.

                          Учитель предлагает детям невыполнимое задание.

                          — Почему не смогли выполнить задание? (в словах нет приставок)

                          — Почему? (приставки пишутся перед корнем)

                          — А как же мы смогли образовать новые слова?

                          –Что предстоит выяснить на уроке? (Слайд 13)

                          — Какие у вас есть версии? (учащиеся предлагают разные версии).

                          6. Поиск решения. Открытие нового знания.

                          Если учащиеся не дадут правильного ответа на вопрос, учитель предлагает обратиться к учебнику.

                          — Как же называется новая часть слова? Ответ фиксируется на доске. (Слайд 14)

                          7. Применение нового знания.

                          Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?
                          Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть — нет головы. (Гриб) Слайд 15)

                          — Запишите. — Как скажут про маленький гриб? — Выделите корень, обозначьте часть слова, с помощью которого мы образовали новое слово. — Как она называется?

                          — А сколько суффиксов в русском языке?

                          — Давайте соберём «копилку» суффиксов. А для этого нам предстоит выполнить ещё одно задание.(Слайд 16-17)

                          -Запишите пары родственных слов, выделите корни и суффиксы.

                          (Слайд 17) Учащиеся называют суффиксы, учитель фиксирует их на доске.

                          1) Образуйте с помощью суффиксов новые слова.

                          Звезда, ёж, путь, слово, мёд, зима, окунь, замок, белый, игра, рябина, журавль, жара, берёза, груз, баян.

                          2)Прочитайте. Распределите слова на три равные группы. Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс. (Слайд 18)

                          Столбик, грибок, огонёк, садик, уголёк, листок, стебелёк, голосок, топорик, холодок, денёк, мостик, шарфик, колосок, котик, городок, конёк, пенёк.

                          3) Работа с текстом. (Слайд 20)

                          Все ж.вотные ран.ше были дикими. Усилия людей сделали их д.машними. Рядом с ч.ловеком ж.вут …, …, … .

                          ПРЕДЛОЖЕНИЯ К ТЕКСТУ
                          Лошад. п.р.возит грузы.

                          От к.ровы п.лучают м.л.ко.

                          С.бака ст.рожит д.бро.

                          8. Итог урока. (Слайд 20)

                          — С какой частью слова познакомились?

                          -Какую роль играет?

                          По теме: методические разработки, презентации и конспекты

                          Данный урок первый в теме «Приставка как часть слова», представлен с презентацией.

                          Работа по русскому языку, проведенная во 2-м классе, ставит своей задачей развитие речи учащихся, развитие орфографической зоркости.

                          План-конспект урока по учебнику «Русский язык» Р.Н. Бунева, Е.В. Бунеевой с использованием ЭОР.

                          Конспект урока разработан по теме «Парные согласные в середине и в конце слова» как урок-обощение. Позволяет проверить усвоенный материал учениками, предлагает интересные задания, развивающие кругозор.

                          Урок закрепления и применения знаний по теме «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу,чк-чн,нщ,рщ» с использованием групповой и парной работы.

                          Развитие умения проверять написание слов с парными согласными в конце и в середине слова; формирование умения проверять написание парных согласных в конце и середине слова; воспитание любви к природе.

                          Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: «Правописание безударных гласных.

                          Смотрите так же:  Раки выращивание в аквариуме

                          Добавить комментарий

                          Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *