Меню

Талисман в древней руси

Талисман в древней руси

Русские люди издревле пользовались в своем быту огромным количеством оберегов и магических талисманов, призванных защищать от нечисти и приносить удачу. Многие из них мы знаем и сейчас. Самый простой – подкова – сохранил свое значение до наших дней. Найти на дороге оброненную лошадью подкову – к большой удаче. Подковку также вешали над входной дверью, приманивая таким образом в дом счастье и богатство.

Гребни, подвески, ключи

Еще одним часто используемым амулетом был женский гребень. Его богато украшали резьбой, а на плоской ручке изображали либо христианскую символику (крестики, иконки), либо конские головы и другие анималистические мотивы. Гребни были призваны защищать женщину от дурного глаза, зависти, злобы, а также приносить ей здоровье и удачу. Гребнями женщины на Руси не только расчесывали косы. Их еще носили в прическе в качестве украшения и оберега.

Подвески с конской головой, полумесяцем или крестиками были универсальными оберегами, но чаще их все-таки носили мужчины. Такие подвески-обереги называли лунницами. В дохристианскую эпоху вместе с лунницами мужчин и женщин даже хоронили. Символика подвесок уходит корнями в глубокую древность, еще в языческий период, поэтому на них много зооморфных изображений (птицы, лошадиные головы, рыбы).

Изготавливали лунницы из металла, украшали их колокольчиками, ключиками, иногда даже зубами убитых на охоте животных. Подвески за счет такого декора были «звучащими». Своим мелодичными перезвоном они отгоняли нечистую силу, которой наши предки очень боялись. Подвески постоянно носили на одежде или вешали на шею. Воины даже украшали ими свои латы. Позднее их заменили нательные кресты и ладанки. Ключи и сами по себе были мощными оберегами. Они защищали семейный очаг от злой силы, а человека – от порчи.

Помимо специально изготовленных амулетов в качестве защитных предметов использовались самые разные бытовые вещи. Их было огромное количество. Как оберег от сглаза, за пазухой носили кусочек мыла. Красная шерстяная нитка, повязанная на руку, тоже оберегала от недоброго глаза, зависти, колдовства и даже болезней. Ее повязывали на руку еще в детском возрасте и потом носили постоянно. Прекрасно защищала от всевозможных бед свеча, принесенная со службы в церкви.

Чтобы в доме был лад, на стену вешали веник. У входной двери подвешивали бубенец (колокольчик), чтобы он своим звоном отгонял злых людей и разную нечисть. Уберечь дом от врагов помогала и иголка, воткнутая в укромное место в дверном проеме. В ушко этой иголки полагалось продеть белую нить, завязанную на 3 узелка.

Узлы и нитки имели для предков особое значение. Их часто использовали в качестве оберегов. Чтобы малыш не болел скарлатиной, вокруг его шеи 10 раз оборачивали шерстяную нитку. Нитка на ноге тоже оберегала от болезней. Считалось, что узлы отгоняют от человека злых духов и дают ему крепкое здоровье. Вязать их тоже надо было умеючи. Человек, который обладал этим секретным знанием, назывался узольником, т.е. вяжущим узлы.

В качестве амулетов часто использовали и камни с высеченными на них символическими изображениями ангелов, святых и пр. Особенно ценились камни-следовики, на которых якобы отпечатались стопы святых людей. Иногда их вмуровывали в стены христианских храмов.

Зеркала, кольца, куклы

Перстни (кольца) считались мощнейшими оберегами человека. На них высекали самые разные изображения и надписи, начиная от языческих символов и заканчивая словами молитв. Поскольку человек постоянно носил кольцо на руке, со временем оно как бы вбирало его энергию. Считалось плохим знаком, если кто-то надевал чужое кольцо. Отсюда пошла традиция не давать примерять обручальное колечко другой женщине, чтобы не отобрала женское счастье.

Также на кольцах гадали на суженых, пытаясь рассмотреть в гладкой поверхности металла свою судьбу. Аналогичное значение имели и зеркала. Они тоже были амулетами и одновременно средствами для гадания. Считалось, что при определенных обстоятельствах в зеркальной поверхности можно увидеть свою будущую судьбу или даже умершего человека.

Зеркала были самым таинственным амулетом, связывающим мир реальный с миром духов. Предки очень осторожно относились к зеркалам и берегли их. Нельзя было разбивать зеркало и смотреться в осколки, чтобы не разрушить свое счастье. Когда в доме кто-то умирал, зеркала обязательно завешивали (традиция сохранилась до сих пор). Это делалось для того, чтобы душа покойного не испугалась, не увидев в зеркальной глади своего отражения. Считалось, что она остается среди живых до самых поминок.

Кукла, как изображение человека, тоже была одним из самых распространенных оберегов. Парное изображение хозяйки и хозяина в виде небольших кукол считалось оберегом дома. Они приносили мир и любовь, дарили благополучие и достаток. Кукольные изображения разных духов и стихий природы часто использовали в празднованиях и магических ритуалах.

Чучело Костромы в виде женской фигуры в сарафане на Петров день бросали в реку или выносили в поле. Это символизировало конец лета и приход времени сбора урожая. Кукольное изображение младенца подкладывали молодым в постель в первую брачную ночь, чтобы пара поскорее зачала. Такую же куклу носила при себе женщина, которая хотела родить, но у нее не получалось. Эти и другие амулеты и обереги сопровождали наших предков на протяжении всей их жизни.

Амулеты и обереги, а также талисманы, представляют собой такую категорию магических артефактов, которые способны привлекать в жизнь своего обладателя и его семьи только положительные и благоприятные события, одновременно ограждая от всяческих бед и проблем.

Все древнерусские артефакты, которые наши предки связывали с воплощением собственных желаний, предполагают определенные магические свойства. В общем, всевозможные магические вещицы несут единое значение. Однако, действие каждого может быть направлено на разные сферы. Так появилась первая классификация древних артефактов.

  • Талисманы. В отличие от предыдущих магических помощников, талисманами считаются особые предметы, используемые для достижения конкретных целей. Все такие вещицы характеризуются средней ступенью воздействия, оказываемого не на владельца талисмана, а на окружающие его события и предметы. В большинстве случаев, талисманы обладают устоявшейся формой и символизируют определенные обычаи.
  • В целом, все эти магические помощники (обереги, амулеты, а также талисманы) несут в себе единый сакральный смысл. В то же время, у каждой такой вещицы есть свое, индивидуальное предназначение. Именно поэтому, решив обзавестись одним из древних артефактов, стоит изучать не только внешний их вид по фото и картинкам, но и их магические способности.

    Разновидности магических предметов

    Еще одной классификацией всех магических предметов (оберегов, амулетов, талисманов) является деление их по принципу применения. Согласно этому, все дошедшие до наших времен магические предметы можно разделить на:

  • Предметные (вещественные), к которым относятся и талисманы, и обереги, и амулеты. Предметные магические помощники представляют собой определенную вещицу или изделие, которое наделено специфичной энергетикой, направленной на конкретную цель. В былые времена они могли представлять собой украшения, изделия из частей тела животных (клыки, лапки, рога), подушечки со сборами трав, подковы, булавки, пр.;
  • Классификация артефактов согласно видовой принадлежности

  • Общепринятые, традиционные. Это могут быть, как древнерусские обереги и талисманы, так и египетские, скандинавские, прочие. Как правило, все они появились в древние времена, когда люди больше верили в божеств и божественную силу, наделяющую все окружающие предметы и вещи. К таким магическим артефактам можно смело отнести китайские монетки, славянские подковы, египетские статуэтки и многое другое;
  • Соответствующие конкретным знакам зодиака. Такие магические помощники подбираются с учетом даты рождения человека. Учитывая соответствие даты появления на свет и относящегося к этому периоду артефакта, можно добиться великолепных результатов. Правильно подобрав талисман, амулет либо оберег в соответствии с днем своего рождения, с его помощью можно быстро и просто достичь поставленных целей. Самыми яркими примерами этой категории артефактов являются камни-талисманы, растения и цветы, драгоценные и полудрагоценные камни, животные;
  • Какими были обереговые предметы на Руси?

    На Руси в каждой семье были свои амулеты, обереги, которые применялись как для защиты, так и для привлечения всевозможных благ. Наши древние предки верили, что с такими магическими помощниками они будут под покровительством божеств, под их защитой.

    Самые простые магические помощники

    Среди таких магических помощников есть как обереги и амулеты, так и талисманы. Они могут выглядеть совершенно по-разному, но всех их объединяет практичность.

  • повязанная на запястье шерстяная нить красного цвета ограждает от сглаза и порчи, благодаря чему активно применяется в условиях современного мира для защиты взрослых и детей;
  • вставленная в дверной проем игла с белой нитью, завязанной на три узла, – оградит дом от напастей и врагов;
  • У славян была широко распространена традиция использовать для защиты и привлечения удачи, счастья, любви, разные символы и сакральные знаки. Это могли быть как руны (нанесенные на деревянные плашки либо камни начертания), так и солярные символы, обозначающие определенные возможности и божества.

    Зачастую на славянских артефактах можно найти следующие символы:

    • Солнце (Солнцеврат). На фото можно увидеть, что символ отдаленно напоминает небесное светило. Такой знак является олицетворением Ярилы, бога солнца, и обозначает непрерывное, постоянное движение, цикличность всего происходящего. Амулеты, а также обереги с таким символом не только защищают своих владельцев, но и позволяют ему с легкостью преодолевать различные неприятности;
    • Цвет Папоротника (Перунов Цвет) – защитный оберег, ограждающий от напастей своего владельца и одновременно притягивающий к нему удачу, везение, богатство. Издавна верили, что обладающий таким артефактом сможет раскрыть в себе новые таланты;
    • В настоящее время магические свойства самоцветов (драгоценных и полудрагоценных камней) также активно используются. Многие люди сейчас прибегают именно к таким методам воздействия на окружающий мир, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.

      Сейчас такие талисманы и обереги являются наиболее распространенными, так как их проще всего найти. На данный момент подобного рода магические вещицы есть на прилавках сувенирных магазинчиков и в эзотерических лавках. Обратившись к оберегам в виде камней, стоит помнить основные правила их выбора. Так, например, будущий магический помощник не должен вызывать неприятные ощущения при контакте с ним. Взяв в руки понравившийся камень из тех, которые будут соответствовать по знаку зодиака, человек должен ощущать теплоту и комфорт. От того, насколько правильно будет подобран камень-оберег или другой амулет, будет зависеть его эффективность.

      Какими амулетами и оберегами пользовались жители Древней Руси?

      Обычай использовать всевозможные предметы, которые, благодаря своим магическим свойствам, являлись особыми личными помощниками, пришел к нам с древних времен. В далекие времена на Руси очень активно применялись разнообразные вещи с целью достижения определенных целей. В силу своих уникальных и необъяснимых возможностей, такие магические помощники помогали защищаться от разных неприятностей, исцеляться от недугов, а также притягивать в свою жизнь богатство, счастье, удачу. Именно к таким вещицам относятся обереги и амулеты наших предков, о которых мы расскажем сегодня.

      Наследие жителей Древней Руси

      Все известные нам сейчас магические изделия, которые составляют наследие древних жителей Руси, подразделяются на три категории:

    • Обереги. Эти магические предметы оказывают соответствующее своему названию воздействие – оберегают, ограждают, защищают. Они составляют раздел вещей, относящихся к низшей ступени влияния. Такое воздействие, оказываемое оберегами, способно влиять как на самого обладателя вещью, так и на все его окружающее. Оберег обязательно имеет магические защитные способности. Каждый такой предмет направлен на защиту своего владельца, но дополнительно (по желанию обладателя) может привлекать к нему разные блага – удачу, материальные блага, счастье, любовь.
    • Амулеты. Как и обереги, эти изделия могут выглядеть совершенно по-разному, но будут оказывать благоприятное воздействие на своего хозяина. Выражаются способности амулетов в том, что такие предметы, скорее, приманивают к человеку определенные события. У подобных изделий нет привязки соответственно цветовой гаммы либо формы, что подтверждают многочисленные картинки и фото в сети, однако, они также защищают от разных неприятностей своих хозяев. Подтверждением тому является еще и перевод самого названия, ведь на латыни понятие «амулет» означает «средство защиты».
    • Символичные (ритуальные), которые представляют разные древние обряды, а также символы и знаки. Издавна до наших времен дошло немало обычаев и интересных артефактов, которые вполне могут считаться талисманами, амулетами или оберегами. Отличный пример тому — руны и солярные знаки древних славян. Также символичным защитным оберегом можно считать привычку креститься в опасных и непонятных ситуациях. Кроме того, популярной считается символика-вышивка на одеждах, предметах быта, стенах жилья и т.д.;
    • Словесные. Словесными могут быть только обереги. Произносимые в определенной обстановке, магические обереговые слова помогут человеку избавиться от проблемы, оградить себя от несчастья либо пережить сложную ситуацию. Как правило, это светлые заговоры и молитвы, посредством которых человек обращается к светлой магии с надеждой на просветление, перемены к лучшему. Также обереги, заговоры и молитвы могут применяться для активации амулетов, талисманов или для того, чтобы усилить защитные их свойства.
    • Зачастую, предметные и большинство символичных артефактов являются личными магическими помощниками, которые принято регулярно носить при себе. Выполнение этого условия является залогом эффективности оберега, амулета или талисмана. Еще одним важным условием, которого стоит придерживаться и в настоящем времени, считается личное использование предмета. То есть, чтобы подобного рода вещица не утратила своих неземных сил, ее не стоит передавать в чужие руки.

      Древнерусскими оберегами и амулетами могли пользоваться все. Конечно, были особые магические вещицы, которые могли применять только лишь женщины, или только мужчины. Но были также и универсальные, которые могли пригодиться в решении разнообразных проблем, возникших в жизни представителей обоих полов, в том числе детей.

      Одновременно с этим, существуют разные виды оберегов и талисманов, которые лучше подбирать не по фото и картинкам, а в соответствии с конкретными критериями. Так, например, есть три категории магических предметов, позволяющие осуществить правильный выбор:

    • Личные, передаваемые по наследству. В большинстве случаев, такие обереги, амулеты изготавливаются своими руками и в дальнейшем передаются из поколения в поколение. Если брать в пример древнерусские традиции, то яркими представителями этой категории изделий являются куклы-мотанки, одежда с национальной вышивкой, украшения.
    • Согласно поверьям и легендам, дошедшим до наших дней, обычаи использовать (изготавливать самому) магические предметы появились у славян-язычников. С тех пор немалая часть этого наследия живет на страницах современной истории. Многие из современных людей, желающих изменить свою жизнь и привлечь в нее счастье, удачу, богатства, прибегают именно к таким вещицам. Тем более, что выбор древнерусских магических артефактов очень широк, и каждый желающий сможет подобрать себе оберег либо амулет в соответствии со своими пожеланиями и нуждами. Ниже мы приведем самые распространенные варианты с фото, какие амулеты, обереги, а также талисманы жителей Руси являются популярными в наши дни.

      К самым простым можно отнести:

    • приколотая к внутренней стороне одежды булавка, ограждающая от злых людей, недобрых пожеланий и взглядов;
    • символизирующий чистоту оберег-веник, который изготавливается из натуральных компонентов и подвешивается на видном месте в доме для его защиты;
    • подкова, подвешенная над входной дверью – не только защитный талисман, но и своеобразный «магнит» для удачи;
    • колокольчик у входной двери – отпугивающий нечисть и злых духов амулет.
    • Самым популярным оберегом на Руси считался вышитый рушник. Он был семейным обереговым талисманом, который ограждал семью от невзгод и проблем, а также помогал сохранить в течение долгих лет любовь супругов.

      Разные символы наносили также и на оружие, предметы обихода, одежду. Даже сейчас можно встретить национальную символику в народных убранствах. Такая традиция поддерживается до сих пор. Во многих семьях и сейчас расшиваются символами и сакральными славянскими знаками рубахи и платья.

      • Коловрат – наиболее распространенный символ у славян, который использовался почти во всех орнаментах. Это универсальный оберег, который могли применять как женщины, так и мужчины. Помогал такой знак продлить жизнь, одержать победу, отогнать темные силы;
      • Обережник – универсальный символ, соединивший в себе несколько элементов от разных знаков, что видно на фото. Сочетающий в себе сразу несколько возможностей, такой магический помощник будет и защищать своего хозяина, и даровать ему счастье, благополучие, притягивать в его жизнь удачу, процветание, здоровье.

      Окружающую природу и все происходящие события, которые наши древние предки-язычники считали посланиями богов, воспринимали, как своего рода знаки. Такую же ассоциацию вызывали у них и дары природы. Разные камни, ставшие ископаемыми находками славян, символизировали разных божеств, а посему использовались с определенными целями.

      Обереги в Древней Руси

      Культура Древней Руси очень интересна и познавательна. Каждому из нас просто необходимо знать о том, как жили и во что верили наши предки. Особое место в вышесказанной культуре занимали обереги – различные предметы, которые защищали владельца от бед и дурного глаза. Обереги были разнотипными, не обязательно сложными в изготовлении. Таким предметом считались бытовые вещи, специально изготовленные амулеты, трофеи. Обереги производились из глины, металла, древесины и прочих материалов, которые в те времена являлись доступными. Сильнейшим оберегом считалась вышивка, а также роспись, которую можно было встретить на посуде и прочих бытовых предметах.

      Языческую культуру постепенно сменило христианство. Несмотря на это, древние русичи продолжали верить в своих богов и хранить в домах старые обереги. Некоторые из них дошли до наших дней и практически не утратили своего значения. Каждый предмет в Древней Руси имел свое сакральное значение, мог защитить человека от определенной напасти. В данной статье мы рассмотрим самые распространенные и популярные древнерусские обереги, которые доступны современному человеку. Более того, с некоторыми из них мы сталкиваемся в повседневной жизни, а другие – можем самостоятельно изготовить, при желании.

      Самыми распространенными древнерусскими оберегами считались те, которые охраняли жилище. Дом для древнего русича являлся святым местом, которое он старался защитить от нечистой силы и беды. Обереги располагали непосредственно в доме, под порогом, в дверном проеме, во дворе. К слову, домашняя расписная утварь служила не для красоты, а тоже для защиты. Кроме этого, чтобы защитить свой дом, его фасады украшали резьбой, которую чаще всего наносили на ставни, оконные и дверные проемы.

      Самые древнейшие защитные узоры символизировали три стихии: Землю, Воду и Огонь. Знаком первой стихии являлся ромб, разделенный на 4 равные части, в центре которых имелись точки. Воду изображали в виде волнистых линий. Символом огня являлся косой крест.

      Вышеописанную символику русичи располагали в тех местах, через которые в избу могла пробраться нечисть – вокруг окон, дверей, на печи и на дымоходе. Часто на таких проходах рисовали символ солнца, которым являлась 6-лучевая либо 8-лучевая звезда, заключенная в круг. На фасаде вышеописанный символ часто изображали в трех положениях: утреннем, полуденном и вечернем. Рядом с солнечными символами размещали символику грома, которая должна была защитить дом от удара молний. Громовым символом являлся круг, разделенный на 6 равномерных секторов. Также коллекцию защитных знаков дополнял символ Рарога – кресс, заключенный в круг, который обозначал гармонию огня: небесного и земного.

      Как использовалась подкова?

      С подковой русичи связывали образ лошади – магического и священного для них животного. Считалось, что конь (животное, фигурка либо узор) отображает небесную колесницу, которой управляет Дажьбог . Небесная колесница, в свою очередь, символизировала солнце.

      Резными лошадьми и фигурками лошадей украшали часто детские качели. Считалось, что если ребенок играет на таких качелях, его в будущем ожидает удачный брак и счастливая жизнь. Особенно это касалось девочек, которым предстояло стать женами и хранительницами своего дома. Совместное качание на качелях девушки и парня считалось благословением их союза. Такой ритуал приносил им счастье и взаимопонимание.

      Еще, чтобы привлечь счастье в семью, на заборе в Древней Руси принято было развешивать старые горшки и плетенные изношенные лапти. Подковы, в свою очередь, содержали преимущественно на воротах. Их считали мощнейшим талисманом, символизирующим месяц (Луну). Силы подкове придавал священный огонь, с помощью которого она была изготовлена.

      Подкову иногда клали в дымоход, чтобы та мешала нечисти пробираться в дом через него. Считалось, что если данный талисман прикрепить к кровати или положить под нее, то человеку, который будет на ней спать, не будут сниться кошмарные сны.

      До нынешних дней дожил обычай вешать подкову над дверью, но мы – современные люди делаем это неправильно. Подкову необходимо размещать «рожками» вверх. В обратном случае, она не сможет удерживать счастье, будет его «проливать».

      Домашние обереги в Древней Руси

      В домашнем интерьере защитной символикой покрывались практически все предметы. Особенно это касалось печи, кухонной утвари, рабочего инструмента, кровати. Двери имели особое значение – они служили порталом между реальными мирами: внутренним и внешним. Возле порога двери укладывались пучки крапивы, на косяке вырезались символы, в щели на косяке либо пороге втыкались обломки косы или ножа. В самые древние времена под порог дома закапывали прах предков, которые после смерти оберегали остальных домочадцев. До наших дней дожило правило, что через порог дома нельзя выметать мусор, так как это прогонит защитников дома. Кроме этого, русичи считали, что через порог нельзя ничего передавать, а также разговаривать с человеком. Гостей всегда встречали за порогом, а потом впускали в дом впереди себя.

      Печь являлась основным домашним предметом. Существует даже мнение, что дома возводились вокруг печи, что логично, так как она отапливала помещения, служила для приготовления пищи, имела особое сакральное значение. Печь расписывали особым орнаментом, в котором присутствовала символика бога Сварога – квадрат (символ семейного очага), перекрещенные веретена (символы огня) и многое другое. Печь всегда содержали в чистоте, рядом с ней старались не ссориться и не обижать окружающих.

      Когда в печи готовили хлеб, в дом не пускали посторонних, так как считалось, что это привлекает беду. Убирать домашние помещения нужно было от дверей к печи. Разогретую печь нельзя было бросать без содержимого – в нее всегда укладывались дрова для просушки, а также вода, чтобы она подогревалась.

      Рядом с печью располагали особые предметы, которыми старались задобрить домового. Такими предметами являлись: веник, лапоть и хлебная лопата. Тогда домовой понимал, что в доме всегда будет чисто, сытно и богато.

      По диагонали от вышеописанного предмета интерьера размещали покутье – «красный угол», в котором до прихода христианства хранили колосков. Ежегодно зерна из них добавляли в пшеницу, которой по весне засевали поле. Считалось, что изголовья всех кроватей в доме должны направляться к «красному углу».

      Древнерусская вышивка

      Вышивкой украшали не только одежду, но и постельное белье, декоративный домашний текстиль, полотенца, скатерти и различную обрядовую атрибутику. Главным предназначением вышивки являлась защита от порчи и зла. Создавая столь сложный и одновременно прекрасный оберег, мастерицы соблюдали определенные правила. К примеру, на обратной стороне вышивки не должно было оставаться узелков. Если они присутствовали, то рукоделие не приобретало магическую силу.

      Вышивку как оберег никогда не делали для себя. Чтобы она действительно обладала защитными магическими свойствами, ее должен был изготовить близкий человек (чаще всего мать или жена), который искренне желает счастья. Чаще всего, древнерусские мастерицы вышивали различную символику солнца. Кроме этого, в вышивке присутствовала символика дерева – елочки (символ жизни и долголетия), звездочки (символ разума), цветы (символ молодости и красоты), круги и квадраты (символ плодородия).

      Узор вышивки не должен был обрываться. В обратном случае, он не сможет защитить от нечистой силы. Одно изделие не могло защитить сразу от всех бед. Каждая вышивка имела свое значение и обладала своей силой. Обрядовые полотенца в Древней Руси имели особое значение. Узоры на них должны были отображать особые семейные события. К примеру, новорожденного повитуха укладывала на новое вышитое матерью полотенце, которое оберегало его от сглаза. На погребальных полотенцах принято было изображать символы потери: ромб (такой же, как и символ земли, только пустой).

      Предметы каждодневного пользования расшивали особой защитной символикой, преимущественно красными петухами. В народе считалось, что голос петуха отгоняет бесов. Чтобы вышивка приобрела максимальную силу, изготовить ее следовало за сутки. Простой орнамент, например, того же петуха, реально выполнить за день. Зачастую вышивку-оберег изготавливали красными нитками. Кроме красного, использовались похожие цвета: кирпичный, буряковый, алый, маковый, смородиновый.

      Глиняный колокольчик и старый ключ

      Часто на стену избы вешали старый ключ, так как считали, что он «запирал» дом от злой силы. Кроме этого, ключ считался символом достатка и безбедной жизни, так как он якобы закрывал богатство владельца. Одним из самых древнейших славянских оберегов являлся колокольчик. Его необходимо было изготовить из глины собственноручно. По поверьям, его звон мог отпугнуть от дома любую напасть и нечисть.

      В Древней Руси нереально было найти избу, в которой не имелось вышеописанных оберегов. Все они просты, благодаря чему доступны даже современному человеку. Изготовить их в домашних условиях несложно, главное, чтобы имелось желание.

      Обереги и амулеты Древней Руси

      Очередным подтверждением того, что обереги носились в связках, стала находка, сделанная в районе города Торжка Тверской области. На бронзовой проволоке были подвешены два звериных клыка и два бронзовых оберега: зооморфное существо (рысь?), тело которого украшено циркульным орнаментом, и ложечка. С определенной долей уверенности можно утверждать, что данный набор оберегов принадлежал охотнику, так как три из них символизировали защиту от «лютого зверя», а ложечка олицетворяла сытость, успех на охоте.

      Комплекс достаточно точно можно датировать второй половиной 11 – первой половиной 12 в. Защитой от лютого зверя были и бронзовые клыки, так называемые «челюсти хищника» (№ 2). Они были найдены близ бывшего городища Дуна под городом Чекалиным Тульской области. Время бытования такого оберега 10–12 вв.

      Оберег, означающий солнце, чистоту и гигиену, – медный гребешок, украшенный двумя конскими головками, смотрящими в разные стороны, был найден на берегу реки Десны, в 25 км севернее города Новгорода-Северского (№ 3). Место находки второго гребешка, выполненного из бронзы, не установлено (№ 4). Они характерны для 11 – первой половины 12 в.

      Сохранность и неприкосновенность домашнего имущества – задача оберегов-ключей 11–12 вв. (№ 5, 6). О сакральном смысле ложечки (№ 7) уже упоминалось. Все эти предметы были найдены в Суворовском районе Тульской области.

      Одним из самых распространенных оберегов 11–12 вв. являлось такое универсальное орудие, как топор. С одной стороны, топор был оружием Перуна, и украшающий обереги циркульный орнамент подтверждает их принадлежность небесному громовержцу. С другой стороны, топор был неотъемлемой частью походного вооружения. Здесь опять-таки можно проследить роль Перуна, как покровителя воинов. Топор также напрямую связан с бытовавшим в ту пору подсечным земледелием и, стало быть, с аграрной магией. Топорики воспроизводили форму реальных топоров. Такие обереги были найдены в Велижском районе Смоленской области (№ 8), на Западной Украине (№ 9, 10) и в Брянской области (№ 11).

      Широко распространены литые привески, представляющие собой два круга с равноконечным крестом под ними. Разнообразие их очень велико. Привеска с одинаковыми лицевой и оборотной сторонами была найдена в Ковровском районе Владимирской области (№ 12), со спиралевидными кругами и гладкой оборотной стороной – в Ярославской области (№ 13), с кругами в виде завитков и гладкой оборотной стороной – в Рязанской области (№ 15). В найденной в Курской области привеске, выполненной из витой серебряной проволоки (№ 16), чувствуется влияние северян. Если рассматривать семантику таких привесок с позиций академика Б.А. Рыбакова, в них можно увидеть землю (крест) между двух положений солнца – на востоке и на западе (круги). В этой серии резко выделяется привеска, у которой языческие элементы замещены христианскими (№ 14). На лицевой стороне внутри креста и в круге находится углубленное изображение равноконечного креста, верхняя оконечность которого завершается двумя волютовидными завитками. На оборотной стороне внутри креста и в круге – углубленные изображения равноконечных крестов с расширяющимися лопастями. Место находки – Рязанская область.

      Две наиболее значимые в историческом плане находки – трапециевидные привески 10–11 вв. со знаками Рюриковичей, обнаруженные под Смоленском (№ 17) и Минском (№ 18), – не уступают своим музейным «собратьям» (№ 19). Более поздние стилизации рюриковических символов видятся в двух идентичных монетовидных привесках, найденных в Брянской области (№ 20, 21).

      Обращаясь к теме Рюриковичей, нельзя не отметить влияние, которое скандинавы оказывали в тот период на Русь. Свидетельством этому, в частности, служит ряд привесок из коллекции «Домонгола». Наиболее яркой является найденная в Черниговской области серебряная с позолотой монетовидная привеска (№ 22). Поле привески заполняют четыре ложнозерненых волютовидных завитка, край – три ложнозерненых круга. В центре и по кругу находятся пять полусфер. Композицию дополняет человеческая личина. К сожалению, верхнее крепление было утрачено еще в древности и более позднее самодельное ушко сильно испортило впечатление от композиции. Подобная привеска может быть датирована 10–11 вв. Есть и еще несколько монетовидных привесок предположительно скандинавского происхождения, найденных под Владимиром (№ 23), Киевом (№ 24) и Ржевом (№ 25).

      Любопытно, что композиция из волютовидных завитков была широко популярна в славянской среде 11 – середины 12 в. Привески с узором из восьми волют во внешнем круге и трех волют во внутреннем были найдены в Новгородской (№ 26), Брянской (№ 27) и Киевской (№ 28) областях. Причем, если две первые выполнены из медных сплавов, то последняя отлита из серебра и под оглавием у нее размещается композиция из точек. Подобная привеска из оловянисто-свинцового сплава была найдена в Гочево, Курской области (№ 31). Тем же периодом датируется монетовидная привеска с узором из крупной ложной зерни по периметру и «Перуновой» розетки в центре (№ 29).

      Достаточно интересной является выполненная из медного сплава монетовидная привеска (№ 30) с изображением проросшего зерна в центре, пятилепесткового цветка и пяти опыленных пестиков (по Б.А. Рыбакову). Несмотря на отсутствие прямых аналогий, ее можно датировать второй половиной 12 – первой половиной 13 в.

      Древнерусские привески и амулеты XI – XIII веков

      К особому типу привесок относятся лунницы. Наиболее ранней является найденная на Украине широкорогая лунница из медного сплава, бытовавшая с конца 10 до первой половины 12 в. (№ 32). Широкорогая лунница с углублением в виде месяца (№ 33), но выполненная из биллона, найдена в Бориспольском районе Киевской области. Разновидностью широкорогих являются лунницы, украшенные по концам и в середине тремя выпуклыми точками (№ 34). Они получили распространение в 10–11 вв.

      К другому типу лунниц – узкогорлых или круторогих – относится находка из Рязани. Отлитая из оловянистой бронзы лунница украшена трехчастным геометрическим узором в центре и двумя выпуклыми точками на лопастях (№ 35). Датируется она 12–13 вв. К тому же периоду относится медная лунница из Бориспольского района Киевской области. Поле ее украшено двумя треугольниками по краям и тремя циркульными элементами по центру (№ 36). Судя по работам Б.А. Рыбакова, декор этих лунниц носит аграрный характер.

      Отдельно стоит не имеющая аналогий бронзовая прорезная трехрогая лунница из Ростовской области, орнаментированная ложной зернью (№ 37). Ее предположительная дата – 12–13 вв.
      Подмосковная находка – отлитая из оловянистой бронзы замкнутая лунница с орнаментом в виде округлых углублений (семи в верхней части и одного в нижней) – датируется 13 в. (№ 38). Возможно, орнамент символизирует семь положений светила днем (по числу дней недели) и одно – ночью. Но настоящим шедевром является ее серебряная с позолотой ровесница с Украины! Нижние ветви ее украшены изображением турьих рогов, а центр заполнен растительным орнаментом, что не дает усомниться в аграрной семантике памятника (№ 39).
      Безусловный интерес представляют лунницы с четырехчастной композицией, которые были распространены в 12–13 вв. Одной из разновидностей их является брянская находка. Имеющая форму круга бронзовая лунница украшена трехчастным орнаментом, ободком из ложной зерни и равносторонним крестом с ромбовидным средокрестием и концами в виде четырехчастной композиции из ложной зерни (№ 40).

      Особо следует выделить круглую прорезную привеску 12–13 вв. из медного сплава, найденную в Серпуховском районе Московской области. В центре помещены изображение лунницы и четырехчастная композиция из пяти ромбов (№ 41). Вероятно, подобные привески олицетворяют собой комплексное солярно-лунарное воздействие на Землю. Ту же смысловую нагрузку, но в более упрощенном композиционном варианте несет медная привеска с Украины (№ 42).

      Говоря о верованиях славян 11–13 вв., нельзя обойти вниманием привески с изображением птиц, животных, зооморфных существ. Во многих из них прослеживается связь со смежными культурами.

      Не имеющая прямых аналогий монетовидная привеска из медного сплава с изображением зооморфного существа найдена на Украине (№ 43). Сюжет другой привески (две птицы) имеет аналогии только на колтах (№ 44). Ориентировочно их можно датировать 12–13 вв.

      Зато сюжет бронзовой привески, найденной под Брянском, хорошо известен. Б.А. Рыбаков считает, что на ней изображен обряд «туриц». Центр привески занимает рельефное изображение головы быка с четко профилированными рогами, ушами и большими круглыми глазами. На лбу – треугольный знак, опускающийся углом книзу. Голова быка помещена в ободок из ложной зерни (№ 45). Вокруг головы схематично изображено семь женских фигурок. Данная привеска, по-видимому, связана с жертвоприношением быка Перуну и характерна для земель радимичей в 11–13 вв. Однако расселение северных радимичей в конце 11 в. на восток донесло их амулеты вплоть до Нерли, поэтому аналогичную находку из Ивановской области (№ 46) логичнее было бы отнести к 12 в.

      Возможно, радимичами же был занесен заимствованный от балтов культ змеи. Ее образу издревле придавалось магическое значение. Две найденные во Владимирской области бронзовые привески, вероятно, изображают змей (№ 47, 48). Уникальной является композиция из двух змей, найденная в Ярославской области (№ 49).

      Нельзя еще раз не вспомнить о привеске, получившей в среде поисковиков название «рыська», хотя археологи называют ее «коньком». Найденный в Среднем Поочье такой бронзовый зверек, очевидно, сравнительно поздний и может быть датирован 12–13 вв., так как на нем отсутствует циркульный орнамент и отливка плохого качества (№ 50). Труднее датировать найденную в том же регионе плоскую прорезную привеску, изображающую не очень понятное существо, возможно, птицу (№ 51). По времени бытования подобных изделий ее можно датировать второй половиной 10 – началом 12 в.

      Следует обратить особое внимание на большую роль курицы или петуха в магических обрядах славян, с чем связано большое количество привесок 12 – первой половины 13 в. в виде этих птиц. Умиляет найденная рядом пара этих птиц: плоский одноглавый прорезной медный петушок (№ 52) с узором из ложной скани, петлей на спинке и четырьмя петлями для привесок и такая же, только без гребешка, курочка (№ 53). Интересно, что снизу к курочкам и петушкам зачастую подвешивались на звеньях утиные лапки, в чем явно прослеживается влияние финно-угорской традиции. Оконтуренный ложной сканью плоский двуглавый прорезной петушок из оловянистой бронзы с растительным узором на тулове и пятью петлями для привесок имеет утраты – не сохранились вторая голова и петля на спинке (№ 54). Несмотря на отсутствие аналогий в печатных изданиях, подобные привески можно разыскать в Интернете. Место находки – Клинский район Московской области. Почти нет опубликованных аналогий и у двух реалистично выполненных бронзовых плоскорельефных петушков с ушком для подвешивания. Один из них найден в Ивановской области (№ 55), другой – в северо-западных районах России (№ 56).

      Наряду с плоскими встречаются и полые привески «семейства куриных». Все они изготовлены в 11–12 вв., но, несмотря на общую схожесть, практически каждый экземпляр индивидуален. Интересен бронзовый полый петушок с туловом, орнаментированным округлыми вмятинами и валиком по нижнему краю, украшенной гребешком головкой и двумя петлями вдоль тулова (№ 57). Гораздо проще выглядят найденные в Рязанской (№ 58) и Вологодской (№ 59) областях полые петушки с гладким туловом, головкой с гребнем и двумя петлями вдоль тулова.

      С 12 до конца 14 в. бытуют полые зооморфные привески, в облике которых видны черты коня, чей культ был распространен и у славян. Очень симпатичны два (один из Ярославской (№ 60), другой – из Владимирской (№ 61) областей) полых конька, одноглавых, с уплощенной по вертикали клювовидной мордочкой и ушками в виде двух колечек, расположенных вдоль оси тулова. Нижняя часть тулова орнаментирована зигзагообразной линией, заключенной между двух ободков. Хвост в виде двух колечек. По обеим сторонам тулова имеется по паре колечек для крепления привесок.

      Две находки из Новгородской области отличаются друг от друга. Первая, полый двухголовый конек, имеет широкую цилиндрическую мордочку (№ 62). Грива передана плоской полоской. Нижняя часть тулова орнаментирована зигзагообразной линией между двух ободков, внизу имеются колечки (по три по обеим сторонам тулова) для крепления привесок. Вторая – двухголовый конек (№ 63) с уплощенной по вертикали мордочкой и ушками в виде двух колечек поперек оси тулова. Нижняя часть тулова орнаментирована зигзагообразной линией. По обеим сторонам тулова по три колечка, и еще одно под хвостом для крепления привесок.

      Таким образом, за сравнительно короткий срок удалось собрать и описать немало памятников космогонических и магических представлений древних славян, причем некоторые из них уникальны. Надеюсь, что знакомство с материалами сайта вызовет интерес не только у поисковиков, археологов, краеведов и историков, но и у всех, кому интересны и дороги быт, культура и верования наших предков.

      Реконструкция костюма и украшений девушки из Ярославля, конец XII — начало XIII вв. По материалам Отдела охранных раскопок Института археологии РАН.

      Смотрите так же:  Талисман турция

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *